
-
«Яма». Сцены из романа А. Куприна.
Омский драматический «Пятый театр».
Режиссер Людмила Исмайлова, художник Наталья Белова, режиссер по пластике Игорь Григурко.Старая как мир бизнес-стратегия утверждает, что для успешной работы борделя надо менять не кровати, а участниц производственного процесса. В заведении Анны Марковны в Ямской слободе (Яме) южного российского города начала прошлого века кровати не меняют, на них работают. В пространстве этого «веселого дома» не так много вещей, но каждая из них не просто функциональна, но и символична.
-
«Ворованный воздух».
Независимый проект на площадке Городского театра.
Режиссер Дмитрий Хохлов, художник Елена Левина, драматург Матвей Зарецкий.Дмитрий Хохлов, недавний выпускник режиссерского курса Г. М. Козлова, на площадке Городского театра вместе с небольшой командой (Еленой Левиной, Артемом Николенко, Матвеем Зарецким и выпускниками мастерской С. Д. Бызгу Артемом Кисаковым и Валерией Ермошиной) создал спектакль про Мандельштама. Без здания, без названия проекта, без масштабного пиара, буквально подвально, самиздатно. И в этом, казалось бы, театре «на коленке» возникает яркое мандельштамовское, нежное и трагическое. актуальное высказывание.
-
«Риф». А. Поляринов.
Такой театр.
Режисер Борис Павлович.Кажется, что «Риф» совершенно не похож на все другие спектакли Павловича. Он лаконичен по форме и при этом чрезвычайно сложно выстроен по композиции. Но прежде всего — оглушительно эмоционален. Режиссер обращается к одноименному роману Алексея Поляринова и добавляет к нему мотивы из книг «Заметки к перформативной истории собрания» Джудит Батлер и «Курс. Разговоры со студентами» Дмитрия Крымова, плюс как минимум одну сюжетно значимую цитату из работы Александра Эткинда «Кривое горе. Память о непогребенных».
-
«Вчерашний чай». Д. Кареглазая.
Театр «Особняк».
Режиссер Виктория Бессмертная.В основе постановки лежит киносценарий Дины Кареглазой (ранее указанной в афише как Екатерина Мавроматис), переработанный Викторией Бессмертной в спектакль — психологический триллер, где режиссер, оставаясь в одном пространстве-времени, на близкую зрителю реальность наслаивает реальность мистическую, негативную. Предмет или действие остаются бытовыми и узнаваемыми, но в них меняется какая-то отдельная частичка, и возникает тревога, ощущение ирреальности, кошмара, зловещей долины... Как в страшных снах, привычные, казалось бы, обстоятельства наделены невозможными устрашающими деталями.
-
Еще одно, последнее сказанье — и летопись окончена моя...
Последнее или не последнее, кто теперь что знает наверняка, но этот номер «ПТЖ» получился действительно «дневником Пимена», летописью сегодняшнего театрального процесса. Такой рецензионный-рецензионный: с россыпью «Выхода в город», с Туминасом и Шерешевским, Крымовым и Праудиным, Бутусовым и Федоровым, с Крикливым, Додиным, Фокиным и Наставшевым, с российскими премьерами городов и весей... Он и оформлен «дневником Пимена», который нарисовал к спектаклю Театра Наций «Борис Годунов. Сны» Анвар Гумаров. Пимен, конечно, все больше «летописал» про злодейство, про царевича убиенного, про государевых карателей, посланных в Углич с поручением, а мы про искусство, но в мире все так переплетено, и искусство живет внутри «летописи о многих мятежах», внутри большого безнадежного мира, между всегда безмолвствующим глубинным народом — и очередными Шуйскими-Воротынскими.
Мы пытаемся сохранить привычный ареал своего театрального путешествия. Пимен — он Пимен и есть. И в убогой подвальной келье считает своим долгом писать, то есть отражать театральную реальность, а через нее саму реальность — в миг ее возникновения.
Содержание номера
Марина Дмитревская. К читателям и коллегам -
О лаборатории «Драматургия 50–70-х годов. Традиции и новации» в Томском областном театре драмы
Магистранты Виктора Рыжакова показали шесть режиссерских эскизов в Томском областном театре драмы на партнерской лаборатории Школы-студии МХАТ и компании СИБУР-холдинг. Материалом для них послужила советская драматургия 1950–70-х годов, а идеей, сквозным мотивом, давшим подзаголовок проекту, — соединение «традиции и новации», прошлого и настоящего. И выбор этот не случаен. Томский театр заинтересован в авторах, которые звучали на его сцене более полувека назад: следы постановок по В. Розову, А. Арбузову, Л. Зорину можно найти в музейном архиве, где хранится каталог с историей репертуара и оцифрованы многие свидетельства эпохи.
-
«Друзья». К. Абэ.
Театр Наций.
Режиссер Мотои Миура, художник Ольга Шаишмелашвили.Постановка иностранного режиссера на сцене российского театра по нынешним временам выглядит абсолютной экзотикой. Времена Персеваля, Лепажа, Херманиса остались в прошлом: международные театральные связи российские театры выстраивают в других, неевропейских направлениях. Только вот стран с развитой театральной культурой не так много, и поиски идут почти по кругу.
-
«Академия смеха». К. Митани.
Центр культуры и искусства «Прогресс» (Воронеж) и Пространство «Внутри» (Москва).
Режиссер Михаил Бычков.Мировая премьера интеллектуальной комедии Коки Митани «Академия смеха» о единстве и борьбе противоположностей — об Авторе и Цензоре — состоялась в 1996-м в Токио, а уже через два года была впервые поставлена в России — в Омском театре драмы Владимиром Петровым. Дмитрий Лебедев, игравший Автора, и перевел этот текст — уже с английского, что свидетельствует о стремительном распространении комедии на Запад вплоть до Бродвея. А Юрий Ицков в роли Цензора вызвал к этой фигуре неожиданное доверие: кондовый чиновник, «спущенный на культуру» аж из военных, начисто лишенный чувства юмора, оказывался борцом с низкопробным дешевым искусством. Спектакль, видимо, был настолько успешен (и даже впечатлил самого Коки Митани), что Владимир Петров обращался к пьесе еще дважды, в том числе и в Воронеже на сцене Кольцовской драмы.
-
«Маузер». Х. Мюллер.
«Сцена-Молот» Театра-Театра (Пермь).
Режиссер Дмитрий Мульков, художник Анна Красоткина.Чтобы нечто пришло
Нечто должно уйти
Первая форма надежды
Есть страх
Первое явление нового
Есть ужасЦитата Хайнера Мюллера, использованная в эпиграфе, взята из примечаний автора к пьесе «Маузер». Капельдинеры раздавали зрителям открытки с этой фразой после спектакля Дмитрия Мулькова в пермской «Сцене-Молот». Пермский «Маузер» — попытка отрефлексировать коллективное бессознательное, приводящее к безмолвному и глупому согласию. Если угодно — антиутопия, герой которой перестает быть бездушным винтиком системы, отвечая репрессивной машине категоричным «нет» и погибая свободным человеком.
-
«Забалоцце».
Республиканский театр белорусской драматургии.
Режиссер-постановщик Евгений Корняг, композитор Катя Аверкова, художник Татьяна Нерсисян.Спектакль «Забалоцце» Республиканского театра белорусской драматургии стал заключительной частью трилогии Евгения Корняга по мотивам белорусского песенного фольклора (первая — «Брак с ветром», вторая — «Пачупки» ). Каждый спектакль по форме — «песня в одном действии», по сути — мифопоэтическое размышление на тему ключевых трансформаций человека — брак, рождение и смерть.
-
«Яна всем нравится (нет)». И. Витренко.
Челябинский Молодежный театр.
Режиссер Дмитрий Писарев, художник-постановщик Екатерина Угленко, художник по костюмам Екатерина Никитина.Пьесу «Яна всем нравится (нет)» Игорь Витренко написал в 2022 году на III Международном конкурсе-лаборатории современной драматургии для подростков «Своя территория» в Таре. После появился эскиз в Камерном зале Омской филармонии. Потом пьесу читали и обсуждали на фестивале «Арлекин» — на лаборатории «Маленькая Ремарка», а также в рамках совместного проекта Театральной школы Константина Райкина и конкурса новой драматургии «Ремарка». Подступаются к этой пьесе и театры: в начале 2024-го почти подряд появились постановки сначала в Челябинском Молодежном театре, потом в Крымском ТЮЗе.
-
«Голод». По роману К. Гамсуна.
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Елизавета Бондарь, художник Константин Соловьев.Модернистский роман Кнута Гамсуна (а литературоведы признали его именно таким, хотя само это направление начало развиваться позже срока написания «Голода») в версии режиссера Лизы Бондарь неожиданно напоминает о мире писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Герой повествования, человек без имени, занимающийся литературным трудом, который его решительно не в состоянии прокормить, перекликается в спектакле с любимым гофмановским персонажем. Человек тотально погружен в себя, находится не в ладах с реальностью, жестоко от нее страдает, спасается, кажется, только собственными грезами и видениями.
-
О спектаклях Акмолинского областного русского драматического театра (г. Кокшетау)
Город Кокшетау прямо сейчас — один из центров театральной культуры Казахстана. В небольшом селении на 280 тысяч человек сразу два театра, в одном из которых оказались востребованы четыре сцены, на которых актеры играют сложную, нетривиальную драматургию. В сезон выходит 10 (!) премьер, и репертуар только усложнятся. На этот раз — Беккетом и Макдонахом.
-
«Веселые ребята». Н. Эрдман, Г. Александров, И. Дунаевский, М. Дунаевский.
Театр на Таганке.
Режиссер Денис Азаров, художник Алексей Трегубов, художник по свету Иван Виноградов, хореограф Анна Закусова, музыкальный руководитель Армен Погосян.Киномюзиклам не привыкать к переходу на театральную сцену: голливудские «Поющие под дождем» и «Мулен Руж», отечественные «Мэри Поппинс» и «Стиляги»... Вот и первая советская музыкальная кинокомедия «Веселые ребята» (1934) обрела сценическое воплощение. Премьера состоялась в Театре на Таганке, на его Новой сцене, до 2020 года принадлежавшей Содружеству актеров Таганки.
-
«Мой брат умер». А. Балабанов.
Новое пространство Театра Наций.
Режиссер Максим Соколов, художник Анастасия Юдина, композитор Николай Комягин.В Новом Пространстве Театра Наций стартовал проект «Слой», кураторы которого — театровед Оксана Ефременко и художник Анастасия Юдина — предложили режиссерам изучить фактуру времени через разные виды искусства. В этом смысле само слово «слой» можно интерпретировать как образ недавнего прошлого, на которое предлагается посмотреть сегодняшним взглядом — уже с дистанции. В этом сезоне предметом исследования стало кино: режиссеры на театральной почве изучают кинотексты и фильмы знаковых авторов. В марте вышла постановка Галины Зальцман, впереди премьера Артема Терехина, а открыл программу в конце февраля спектакль Максима Соколова «Мой брат умер» по последнему сценарию Алексея Балабанова, дописанному им за три дня до смерти.
-
«Довлатов и К°».
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Евгения Богинская.«Довлатов и К» — это перформативная читка из двух частей, первый акт которой составлен из текстов Довлатова, написанных в эмиграции, второй — из двух рассказов Николая Русского.
-
18 марта нам 55!
Чрезвычайно признательна стойкому и героическому «ПТЖ» за предоставленную возможность высказаться престарелой Мане Ошибкиной, пока ее не хватил удар и она может поздравить весь мир и родной театр с 55-летним юбилеем «Субботы»!
На сегодняшний момент главное достижение нашего театра в том, что он жив!
Много ли мы знаем театров, перешагнувших полувековой порог, возникших из любительства, прошедших непростые и порой длительные этапы студийности и ставших профессиональными? Я знаю три: «Суббота», Вахтанговский и МХАТ.
И в том, что мы живы, есть огромная заслуга всего городского театрального сообщества, наших коллег и наших зрителей, в трудную минуту встававших на нашу защиту!
Всем вам низкий поклон!
-
«Снегопады».
Упсала-цирк.
Режиссер Наталья Слащева, художник Евгения Исаева.Свежая премьера Упсала-цирка сродни двойному удару. С одной стороны, это первая работа режиссера драматического театра и театра кукол Натальи Слащевой на территории цирка. С другой — это первая премьера Упсала-цирка после почти тотального обновления, если не сказать обнуления, выпущенная с приглашенным режиссером не из мира цирка.
-
«В джазе только девушки, или У всех свои недостатки».
Центральный зал МСПК на Вернадского (Москва).
Режиссер Наталья Громушкина, сценограф Мария Вольская, хореографы Иван Черненков, Василий Черненков и Полина Каменева.Мрак не пройдет! Музыкальный театр любит и умеет чинить разбитые сердца и извлекать из ниоткуда хеппи-энды. Вот и премьеры второй половины сезона 2023/24 одна другой развлекательнее и легче, вплоть до полной невесомости: «Веселые ребята» в Театре на Таганке, «Тест на любовь» в Театре мюзикла, а в Конгресс-центре на Вернадского — новый мюзикл по легендарной голливудской комедии «Некоторые любят погорячее», известной в отечественном прокате как «В джазе только девушки».
-
«Мейерхольд. Чужой театр».
Новая сцена Александринского театра.
Автор спектакля Валерий Фокин, художник-постановщик Алексей Трегубов.К 150-летию В. Э. Мейерхольда Александринский театр подготовил обширную программу — ряд выставок, лекционный цикл, международную научно-практическую конференцию и, наконец, спектакль художественного руководителя театра Валерия Фокина, у которого столь многое в жизни и в профессии связано с творчеством великого режиссера-реформатора. Фокин глубоко и разнообразно исследует Мейерхольда в течение десятилетий и свято чтит его память. Однако спектакль, вышедший на Новой сцене (кстати, не так давно по воле Валерия Владимировича принявшей имя Мейерхольда), не выглядит подношением к юбилею.
комментарии