
-
О театральной лаборатории фестиваля «Александровская крепость» в Усть-Лабинске
Фестиваль «Александровская крепость», созданный по инициативе фонда Олега Дерипаски «Вольное дело», впечатляет масштабом. На два дня небольшой городок Усть-Лабинск в Краснодарском крае превращается в столицу казачества. Концерты, выступления народных ансамблей песни и пляски, а также большие образовательная и театральная программы. Последняя в этом году была посвящена сложной и малоизученной (в смысле открытости для широкой аудитории) теме расказачивания. Куратор программы Олег Лоевский пригласил к ее исследованию одиннадцать постановочных команд «драматург + режиссер» (в одной команде был еще и художник). На протяжении четырех дней они работали с разными театрами Краснодарского края, не только профессиональными, но и студийными, и студенческими.
-
«Маленький принц». А. де Сент-Экзюпери.
Тверской театр юного зрителя.
Режиссеры Алексей Шульгач и Диана Разживайкина.Ставить «Маленького принца» сегодня — тот еще вызов. Кажется, эта повесть совсем устала от сцены, философские цитаты заезжены и воспринимаются больше как статусы в ВК, нежели как что-то действительно значимое. Тем, кто берется за эту сказку, нужно выдержать достаточную дистанцию, чтобы избежать сентиментальной патетики и затертой банальности. Тем интереснее убедиться, что авторы премьерного спектакля в Тверском ТЮЗе с этой задачей справляются, сохраняя при этом и текст, и атмосферу — прошедшего детства, которое все же где-то рядом.
-
«Идиот». Хореодрама.
ФМД-Театр.
Режиссер Илья Дель, хореограф Александр Челидзе, композитор Федор Пшеничный, идея и сценарий Веры Бирон.Дождь и сильные порывы ветра 6 июля 2024 года чуть не убили весь потенциал субботнего дня. Под унылую погоду, соответствующую настроению романов Достоевского, хотелось дремать, вжавшись в матрас, но все исправило палящее солнце, соответствующее букве романа: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время...» Песочные дороги заменил асфальт, лошадей и навоз — машины и выхлопные газы, так что город пожелтел от лучей солнца, а не от поднятых копытами, пахнущих аммиаком песчаных облаков. Зафиксированный болезненным в произведениях Федора Михайловича, Санкт-Петербург пятнадцатый раз наполнился праздником театра в День Достоевского.
-
«Киви».
Белорусский государственный театр кукол.
Режиссер Евгений Корняг, художник Ольга Дворовая.А вы знали, что альбатрос может шесть дней пролететь без единого взмаха крыла? Или сколько сотен мух съедает летучая мышь? Об этом и не только рассказывают на бэби-спектакле «Киви» Евгения Корняга.
Действие начинается в фойе Белорусского государственного театра кукол, когда несколько «орнитологов» приглашают зрителей на знакомство со вселенной диких птиц. Когда же все оказываются в зале, «орнитологи» не просто начинают говорить о «пернатом мире», расположенном в Новой Зеландии, а превращаются в самих птиц.
-
О XIII Театральном ландшафтном фестивале «Тайны горы Крестовой» в городе Губаха
Губаха — город противоречий. Город с антонимичными топонимами-прилагательными «мертвый» и «живой», «старый» и «новый», «верхний» и «нижний». Город, где с одной стороны — всесезонный курорт (тут брендинг строится на ироническом заигрывании с пермским арт-объектом Бориса Матросова «Счастье не за горами» — «Счастье в горах»), и Великая Пермь — с другой (тут брендинга нет — слава всем пермским богам).
-
С 17 по 30 июня в Южно-Сахалинске проходил V Фестиваль театров Дальнего Востока, в этом году переехавший сюда из Хабаровска. Афиша фестиваля состояла из шестнадцати спектаклей и четырех эскизов режиссерской лаборатории. Энергичная, деловая и улыбчивая команда Сахалинского международного театрального центра им. А. П. Чехова одолела двухнедельный фестивальный марафон без единой накладки и словно играючи.
-
Дорогие читатели и коллеги!
На нашем сайте замигала желтая тревожная кнопка «ПОМОЩЬ». Или радостная кнопка?
Пришел час обратиться к вам за помощью. Без вашего минимального финансового вклада «Петербургский театральный журнал» перестанет существовать.
Вас много, несколько миллионов ip-адресов. Не будем уповать: несколько миллионов по 1 рублю — и мы живем. Это иллюзии. Но вот регулярные посильные донаты хотя бы от тысячи человек (из 60 000 ежемесячно присутствующих в статистике посещаемости сайта), нам кажется, возможны. Иначе мы умрем, и в этом нет никакого преувеличения.
Подписывайтесь на благотворительные взносы, посылайте единоразовую помощь, короче, спасайте журнал... И признательностью нашей будет профессиональная работа для вас и для отечественного театра.Редакция ПТЖ.
Ссылка для донатов: https://ptj.spb.ru/journal/donate/
-
«Похождение повесы». И. Стравинский.
Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского.
Дирижер Федор Леднев, режиссер Андрей Прикотенко, художник Ольга Шаишмелашвили.В Пермском театре оперы и балета — «Похождение повесы» Игоря Стравинского, последняя опера композитора, венчающая неоклассический период его творчества, созданная по гравюрам XVIII века Уильяма Хогарта на либретто Уистена Хью Одена и Честера Колмена в 1951 году. Один перечень имен, времен и культурных отсылов дает увлекательный материал для театра, не говоря уже о том, что сама партитура композитора — общепризнанный кладезь красот и смыслов.
-
О моноспектакле Антона Адасинского «Ракушка с хвостом» на площадке гастрохаба «Фонтанка-69»
Алиса Фельдблюм — Алене Ходыковой
Коллега, мы обе с тобой писали в историческом семинаре о театре DEREVO — и для нас это была самая настоящая история. Потом для диплома я перечитывала все существующие газетные, журнальные, какие угодно другие тексты о независимых театральных коллективах. До сих пор почти наизусть помню текст «Что делать, Владимир? Не знаю, Константин» Марины Юрьевны Дмитревской, где она с большой досадой констатировала непринадлежность DEREVO искусству — лишь субкультуре (1989 год!)...
-
«Журавль и Цапля». Русская народная сказка.
Большой театр кукол.
Режиссер Екатерина Ложкина-Белевич, художник Марина Завьялова.В спектакле Екатерины Ложкиной-Белевич неотвратимо тикают часы. Циферблат крутит стрелку по кругу, и цифры на нем какие-то странные, и стрелка своенравная. Но и циферблат не вполне циферблат. Он загорается бледным диском равнодушного светила с разводами невидимых кратеров и морей. Далекий мир, измеряющий расстояния парсеками, не успевает даже зафиксировать сумбур человеческих мгновений. Тут тикают не часы, а Время — годы, десятилетия, эпохи. И Время равнодушно — оно ведет отсчет с астрономической индифферентностью. Для кого-то отрезок жизни — драматический перелом с фатальными последствиями, а для мутного диска — всего лишь оборот стрелки по циферблату.
-
«Медовый месяц в „Кукольном доме“». С. Саксеев.
Театр МТЮЗ (Москва).
Режиссер Петр Шерешевский, художник Надежда Лопардина.Почему «Медовый месяц в „Кукольном доме“», когда герои пьесы Генрика Ибсена, на основе которой С. Саксеев (литературный псевдоним режиссера Петра Шерешевского) написал новый текст, давным-давно живут в браке? А потому, что они в кои-то веки отправили детей, кажется, к родственникам и остались одни, и жена мечтает о празднике, о романтическом освежении отношений, о чем-то вроде медового месяца. Праздника, как мы знаем из оригинала, не получится.
-
В Мариинском балете новый художественный руководитель
Андриану Фадееву 46, и с 2011 года до вчерашнего дня он возглавлял Театр балета имени Леонида Якобсона. Обещают, что он там останется — то есть в свете новой моды давать худрукам по два театра, работать будет и там, и в Мариинском. За прошедшие 13 лет он поднял Балет Якобсона из пыли времени, отряхнул, приодел и привел в божеский вид — о труппе заговорили не только как о хранительнице наследия давно ушедшего мастера, но и как о живом театре, выпускающем качественные премьеры. Старинные балеты, обеспечивающие труппе основной заработок, были заново отредактированы звездами — и это был не только грамотный маркетинговый ход, но и внятный художественный жест: «Дон Кихот» Йохана Кобборга, «Спящая красавица» Жана-Гийома Бара, «Щелкунчик» Николая Цискаридзе стали не просто привлекать туристов, в чью обязательную программу входит петербургский балет, но и провоцировать их на изучение того, чем одна редакция отличается от другой.
-
III Фестиваль театров кукол Урала, Сибири и Дальнего Востока «Сибирь. Terra Magica» в Красноярске
Красноярский фестиваль молод, ему пять лет, но в своем развитии, эволюции, смене приоритетов успел отразить те исторические перемены, что произошли в стране и мире. Изначально он задумывался как место встречи театров кукол восточной (большей) половины нашей Родины, своеобразный кукольный вариант «Ново-Сибирского транзита» (что, кстати, с драматической версией?). При этом у хозяина феста — Красноярского театра кукол — было амбициозное желание представить во внеконкурсной международной программе мастеров-кукольников с разных концов большой Евразии, свести вместе Восток и Запад, пусть в кукольном варианте.
-
В Екатеринбурге подвели итоги драматургического конкурса о 90-х
В знойном-знойном Ебурге (+36 в тени)...
В прохладном-прохладном ЕЦ (Ельцин Центре)...
В светлой-светлой комнате Театральной платформы, а затем в Зале Свободы...
Были подведены итоги IV драматургического конкурса «Зачем я это помню», посвященного 90-м годам.
-
«Сказки на всякий случай». По мотивам сказок Е. Клюева.
Театр КУКФО.
Режиссер Кирилл Смирнов, художник Екатерина Петухова.«Ромео и Джульетта».
Театр КУКФО.
Режиссер Борис Константинов, художник Виктор Антонов.Эти спектакли ничем не похожи, кроме наличия одного и того же персонажа — червяка. В «Сказках на всякий случай» червяк стремится успеть переползти разводной мост, что с его скоростью сделать непросто. В «Ромео и Джульетте» червяк начинает рассказывать эту знаменитую историю любви и смерти и сразу задает зрителям ироничный ракурс восприятия.
Возможно, появление этого персонажа в столь разных спектаклях — дело случая. Но возможно и другое — только через представителя пищевой цепочки размах истории в спектакле Бориса Константинова возвращает себе грандиозность звучания. А огромный разводной мост в спектакле Кирилла Смирнова — не препятствие для того, кто спешит домой, вне зависимости от размера спешащего.
-
«В поисках времени». О. Михайлов.
Омский государственный музыкальный театр.
Автор либретто и режиссер Александр Лебедев, дирижер Сергей Воробьев, художник-постановщик Сергей Новиков, балетмейстер Елена Еремеева, видеоконтент Максима Рущенко.В июне в Омске прошел юбилейный ХХХ Областной конкурс-фестиваль «Лучшая театральная работа по итогам 2023 года». В разделе «Музыкальный театр» больше всего внимания досталось спектаклю «В поисках времени» Омского государственного музыкального театра: специальные премии жюри получили режиссер и два исполнителя.
-
Владимир Матвеев умер скоропостижно, рано утром 2 июля пришло это известие. И будто его давний феноменальный Каренин вынырнул — и вновь трагически захлебнулся.
Артист родился в 1952 году в уральской глубинке, и оттуда, видимо, его матёрая личностная и актёрская «закваска». Он не случайно возник на курсе Игоря Петровича Владимирова, затем в его театре, где стёртых лиц отродясь не было, палитра сильных индивидуальностей была не пёстрая, а терпкая. Даже и тут Матвеев, кажется, был не до конца «в обойме», со своим не характером даже, а норовом, и с какою-то своей нерациональной траекторией.
-
«Жаркое ковидное лето». Я. Пулинович.
Пространство «Театр Линии».
Режиссер Павел Зобнин, художник Никита Сазонов.Не в первый раз в мировой драматургии (особенно в русской) звучит тема ответственности человека за то, как он распорядился своей жизнью. Чеховская тема. При несомненном авторском сочувствии персонажам они не освобождаются от ответственности. Не так уж далека от нас ситуация с «тремя девушками в голубом», жизненная лодка которых разбилась о быт. Проблема у действующих лиц пьесы Ярославы Пулинович будет покруче, быт их не интересует ни в какой степени. Из вещей, окружающих Алевтину Павловну (Ольга Щелокова), — парковая скамейка глубоко советских времен и видавший виды скособоченный книжный шкаф, может быть, времен очаковских и покоренья Крыма. Скамейка может пригодиться как врачебная кушетка, на которую для осмотра доктор вместе с псом Федором Михайловичем расстелят простынку. По существу, сквер и квартира воспринимаются как единое пространство. Более исчерпывающий лаконизм трудно представить.
-
Новый номер 116. В нём мы рассказываем и о «Холопах» Андрея Могучего, и о «Палате № 6» Льва Додина, и о «Собачьем сердце» Антона Фёдорова, и о трёх «Воскресениях», случившихся в нашем городе, и о нашумевшей «Козлиной песне» Романа Муромцева. А ещё об Игоре Черневиче в чеховских ролях и двойниках Анны Кочетковой, и... о гитисовской режиссёрской мастерской Юрия Бутусова, спектакли которой гастролируют сейчас увидеть в Петербурге. А еще спектакли Березников и Нижневартовска, Самары и других городов. Читайте!
Содержание номера
Марина Дмитревская. К читателям и коллегам -
«Коралина в стране кошмаров». По мотивам повести Н. Геймана.
Калининградский драматический театр.
Режиссер Анна Морозова, художник Анастасия Никонова, драматург Евгений Ионов.Калининградский театр драмы в последние несколько сезонов, с приходом нового директора — художественного руководителя, взял курс на обновление репертуара. В афише появились новые спектакли, поставленные молодыми режиссерами, проводятся лаборатории, идет работа с горожанами. В общем, жизнь кипит. Не обошли стороной и репертуар, ориентированный на детскую и подростковую аудиторию: здесь идет «Гипс» Романа Бокланова по повести Анны Вольтц, «Гудбай, Берлин» Анны Морозовой по Вольфгангу Херрндорфу.
комментарии