Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ВРЕМЯ И СЕМЬЯ САРАФАНОВЫХ

    «Старший сын». А. Вампилов.
    МХТ им. А. П. Чехова.
    Режиссер и художник Андрей Калинин.

    Идею поставить в МХТ «Старшего сына» трудно назвать оригинальной. В одной только Москве это уже, если не ошибаюсь, третий «сын» — пьеса идет и в Театре на Таганке, и в Театре Маяковского, где Сарафанова-папу играет Игорь Костолевский. Впрочем, в новом спектакле Андрея Калинина эту роль исполняет Александр Семчев, и уже одно это обстоятельство могло бы оправдать всю затею. Ведь в большом и разнообразном сценическом багаже замечательного артиста Семчева явно не хватало именно Сарафанова — ну, разумеется, его роль! Однако оказалось, что помимо прекрасного Сарафанова-старшего в спектакле Калинина нашлись и другие притягательные магниты.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • А ПОЧЕМУ БЕЗ ШАПКИ?

    «Красная Шапочка».
    Пространство «Внутри».
    Режиссер Гоша Мнацаканов, художник Маруся Павлова.

    Даже если долго, долго, долго настраивать себя на то, что в спектакле под названием «Красная Шапочка» не будет пирожков, бабушки и вопроса «а почему у тебя такие большие..?», без груза ассоциаций и ожиданий переступить порог зрительного зала практически невозможно. Само слово «сказка» подсвечивает выгравированные в сознании каждого человека сюжеты, знание которых вынуждает нас предсказывать то, что мы сейчас увидим. Премьера Гоши Мнацаканова — это замысловатая игра с архетипическим мышлением: то в поддавки, вызывающие радость узнавания, то в разрушающуюся башню из деревянных брусочков — оставь, входящий, надежду предугадать ход событий; кашу кушай да сказку слушай...

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ОН НЕ МОГ БЫТЬ ДРУГИМ

    «Хор идентичностей».
    Независимый проект Зары Демидовой.
    Режиссер Карина Бесолти, драматург Елена Саморядова, композитор Фати Бесолти, продюсер Юлия Чурилова

    «Хор идентичностей» в исполнении перформера Зары Демидовой звучит то тревожно, то ласково, то пронзительно-печально, то декламационно-бодро. Она — это каждая женщина, столкнувшаяся с сексуальной объективацией, уничижительно-снисходительным отношением, каждая соло-мама, каждый рано повзрослевший человек. И в то же время — это сама Зара, исключительно Зара, автор исполняемого текста, который написан именно про нее.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОЭТИКА ХОЛОДНОЙ СМЕРТИ

    «Мороз». К. Стешик.
    Пермский академический «Театр-Театр».
    Режиссер Борис Мильграм, художник Ольга Шаишмелашвили.

    Бориса Мильграма вряд ли можно назвать режиссером, яро увлеченным «новой новой драмой». Оттого обращение к пьесе Константина Стешика, одного из самых популярных в сегодняшнем постсоветском театре драматургов, — факт уже интригующий. Тем более что до этого «Мороз» ставился чрезвычайно мало. А на уральских полях — только в Свердловском театре драмы (режиссер Дмитрий Зимин).

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «А ЗАВТРА БУДЕТ ВЕСЕЛЕЙ»

    «Завтра была война». Б. Васильев.
    Театр имени Пушкина (Москва).
    Режиссер Владимир Киммельман, художник-постановщик София Егорова, композитор и концертмейстер Родион Аверьянов.

    Шестнадцатилетние персонажи повести Бориса Васильева, столетие которого отмечается в этом году, одногодки автора. Он знал хорошо, слишком хорошо, о чем писал. Но сочинялось это все уже в ином времени, в 1976 году, вслед за повестями «А зори здесь тихие», «В списках не значился».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЕГОДНЯ АЛИСЕ ФРЕЙНДЛИХ 90!

    Сегодня юбилей Алисы Фрейндлих.

    Ах, Алиса!..

    В прошлом году Театр Ленсовета отпраздновал 90 лет.

    Получается, она всего на год младше главного театра своей жизни.

    В финале юбилейного вечера Михаил Боярский вручил ей камертон. Это была лучшая мизансцена, которую можно было сочинить и представить. Алиса прижала камертон к щеке, гениально сыграла трехсекундную сцену смятения, изумления, счастья... взяла тон — и труппа отозвалась гулом.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ЗАМОРОЧЕННЫЙ В БОЛОТНОМ ТУПИКЕ

    «Шинель». Н. В. Гоголь.
    Пространство «Внутри».
    Режиссер Антон Федоров, художник-кукольник Лена Лисаускас.

    Иса-а-акий. Невский. Досто-евский. О! Зимний? Ох! Летний? Идет Акакий по городу из дома на службу, со службы домой, летят ему навстречу знакомые места вместе с метелью, что продувает худую шинельку на худой фигуре.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ГОЛОСА» ИЗ БЕРЛИНА

    О фестивале исполнительских искусств Voices

    «Я хочу кое-что вам сказать. Что-то очень важное!» — тоненькая рыжеволосая девушка набирает в легкие воздух, и напряжение, повисающее на сцене, перелетает в зал; на минуту даже забываешь, что это провокация и ничего важного давно уже сказать невозможно, слова и смыслы обесценены в прошлых веках, их повторение давно уже не порождает даже досады. Но театр — старомодное заведение, здесь еще можно ощутить себя в преддверии «важного». Пауза длится несколько секунд, пока героиня Жанны Велицян достоверно проживает припоминание, но финал режиссерского пассажа слишком предсказуем: «Я не могу. Я забыла. Простите».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЮДА ИДУТ... КУШАТЬ ПОДАНО...

    «Чайка». А. П. Чехов.
    МХТ им. А П. Чехова.
    Режиссер Константин Хабенский, сценография Николая Симонова.

    Хитрая пьеса эта «Чайка», где совсем не по-парламентски толкаются амбиции актеров и литераторов. Кто бы за нее ни брался, обязательно выйдет и про себя самого тоже, придется себя любимого в спектакле не щадить еще прежде премьеры, после которой тебя не пощадит театральная общественность.

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • К 85-ЛЕТИЮ АЛЕКСЕЯ ВАДИМОВИЧА БАРТОШЕВИЧА

    В этом году Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполняется 85 лет. Много это или мало?

    Авраам прожил сто семьдесят пять лет, говорит нам книга Бытия.

    Бильбо Бэггинс — сто тридцать один, это из сказок Толкина.

    Нет, эти двое здесь не случайно, но об этом позже.

    Не мною замечено, что чем дальше, тем плотнее становится жизнь. Она уже так сгустилась, что трудно дышать. Но не все это замечают. Кому-то легко дышится в любой атмосфере. Но это в сторону.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МАРШРУТ ПОСТРОЕН В НИКУДА

    «Маскарад». М. Ю. Лермонтов.
    Ростовский театр драмы им. Максима Горького.
    Режиссер Сергей Захарин, художник Александра Новоселова.

    «Горе от ума». А. С. Грибоедов.
    Ростовский молодежный театр.
    Режиссер Михаил Заец, художник Алексей Паненков.

    «Пиковая дама». А. С. Пушкин.
    Новошахтинский драматический театр.
    Режиссер Михаил Сопов, художник Юрий Сопов.

    Так складывается афиша в театрах нашего края: Пушкин, Грибоедов, Лермонтов. Классичнее некуда. Ставят режиссеры нового века. Читают классику, естественно, по-своему.

    Во-первых, никаких гостиных со старинной мебелью, витыми лестницами и портретами предков. Сценографический образ спектакля сочиняется как принципиально иная среда. Во-вторых, об исторической верности костюмов заботы, как правило, нет: они имеют либо условный колорит, либо скроены по моде сегодняшнего дня. В-третьих, предметы из нашего времени используются широко и безоглядно: телеэкран, гаджеты, электронные сигареты... И в-главных, в удачной работе приращиваются новые смыслы.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВСЕ НЕ ТО, ЧЕМ КАЖЕТСЯ

    О лаборатории «Режиссерский марафон» в новосибирском театре «Старый дом»

    В новосибирском театре «Старый дом» прошла лаборатория «Режиссерский марафон». Куратором ее была Анастасия Паукер, пригласившая трех молодых режиссеров для постановки эскизов с артистами театра. Александр Золотовицкий, Арсений Мещеряков и Филипп Гуревич в течение десяти дней работали с артистами над теми пьесами, которые выбрали сами. Никакой заранее обговоренной темы, никакого списка пьес, из которых надо выбрать, в этом случае не было. Но любопытно то, что направление поисков у всех троих оказалось общим. Все трое смотрели в сторону игрового, а если шире — постдраматического театра. Золотовицкий выбрал «Немого официанта» Гарольда Пинтера, Мещеряков — «Случаи» Даниила Хармса, Гуревич — «Смерть Тарелкина» Александра Сухово-Кобылина. Все три эскиза были созданы «по мотивам». И дистанции с авторским текстом были у всех разные.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВИДЕО НЕПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ

    «Стоики». Д. Данилов.
    Центр культуры и искусства «Прогресс».
    Режиссер Михаил Бычков.

    Пьесу «Стоики» Дмитрий Данилов написал специально по заказу МХТ им. А. П. Чехова — и в Москве в ближайшие сезоны ее можно увидеть только там. Для остальной России «Стоики» открыты для постановок, и Михаил Бычков сразу обратил на нее свое внимание. Данилов — важный для него автор. В «Приюте комедианта» идет поставленный Бычковым «Человек из Подольска», а в пандемию вышел онлайн-спектакль «Выбрать троих». Мистический лаконизм и математическая стройность пьес-формул Данилова близка режиссерскому стилю Михаила Бычкова, а камерность его нынешнего дома — Центра «Прогресс» — располагает к таким же лаконичным минималистским, но болезненно точным высказываниям.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДЕРЖАТЬСЯ КОРНЕЙ?

    О VI Межнациональном театральном фестивале «Сообщение» в Кудымкаре

    Шестой фестиваль «Сообщение» в Кудымкаре прошел при неизменных аншлагах, и, как всегда, нашлись заинтересованные зрители, посмотревшие всю программу. Сам Коми-Пермяцкий драматический театр, увы, не представил своих спектаклей на фестивале, притом что год назад были показаны две работы — «Субботин-Пермяк. Здешний» (в конкурсе) и «Кукуй, кукушечка!» (вне конкурса). Во время нынешнего фестиваля театр напряженно готовился к премьерам, артистов не очень-то отпускали режиссеры, поэтому не было даже традиционных капустников в актерском клубе после фестивальных показов, а «театральные концерты» в ресторане «Национальный» превратились... просто в концерты. Впрочем, умопомрачительно вкусная коми-пермяцкая кухня и деревенский солодовый напиток «сур» во всех случаях повышали настроение!

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • УДМУРТСКИЙ НОВЫЙ РОМАНТИЗМ

    «Русалка» («Вуныл»). По пьесе А. С. Пушкина в переводе на удмуртский П. Захарова.
    Сарапульский драматический театр (Республика Удмуртия).
    Режиссер Анна-Ксения Вишневская, художник Любовь Мелехина.

    Тот самый случай, когда спектакль чувствуешь и лучше понимаешь через местность, где он поставлен. Бывший купеческий город Сарапул, над обликом которого до революции потрудились хорошие архитекторы, помнит о былом достатке и притягивает очарованием заброшенности. Петербуржцу здесь непривычен неровный рельеф — нижний этаж дома может быть «съеден» землей, — но чем-то Сарапул неожиданно напоминает Петербург. Здесь много облупившихся особнячков, лепнины и резьбы, двориков, заглянешь в которые — и почудится, что здесь скрыт портал в иной мир. От покосившихся деревянных домов веет чем-то готическим.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «НЕ ВЕРИЛ Я В СВОБОДУ СВОЮ... ВОТ — И НЕ ВЫШЛО НИЧЕГО»

    «Васса». М. Горький.
    Театр на Покровке.
    Режиссер Михаил Мокеев, художник Виктор Шилькрот.

    Уж сколько раз театры брались за первый вариант горьковской «Вассы» после 1978 года — когда Анатолий Васильев открыл его для советского зрителя, поставив легендарный уже спектакль в Театре Станиславского, — не счесть. Но до сих пор случаются сюрпризы.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Я — ЧАЙКА. НЕТ, НЕ ТО...

    О лаборатории «Театр Наций — театрам атомных городов» в Волгодонском молодежном драматическом театре

    В Волгодонске творческая лаборатория, проводимая Театром Наций на территории атомных городов, отличалась от череды прочих тем, что на ней выпустили всего один эскиз. Ситуация для лаборатории не типичная, но вполне объяснимая: в труппе Волгодонского молодежного драматического театра всего девять человек.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАРИЖА НЕ БУДЕТ

    «Зойкина квартира». М. А. Булгаков.
    Екатеринбургский театр кукол.
    Режиссер Игорь Казаков, художник Татьяна Нерсисян.

    Черно-красные обои с тяжелым цветочным орнаментом; двери квартиры, обрамленные лампочками, как зеркала в гримерках; лихой вальсок. В середине сцены — груда чемоданов разных размеров, а на них — торжествующая, получившая «бумажку» Зоя Пельц в белом платье с заниженной талией, как носили в 20-е. Так начинается «Зойкина квартира» Екатеринбургского театра кукол. Заканчивается спектакль зеркальной мизансценой: в центре сцены груда из чемоданов, кукольных рук и ног, выломанных дверей, частей интерьера, за этой грудой потерянно стоит хозяйка, а над ней тревожно качается одинокая желтая лампочка.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЖИТЬ И (ДРУГ ДРУГА) НЕЖИТЬ

    О краевом фестивале «Пермская театральная весна»

    В этом году ежегодный краевой фестиваль «Пермская театральная весна», который с 1948 года организует местное отделение СТД РФ, прошел и осенью. В программу смотра входят премьерные постановки театров региона, которые отсматривают и обсуждают на труппе приезжие критики. К критикам фестиваль бережен и не обязывает отправляться в длительное путешествие по всем городам края сразу. Так, во время своего дебютного участия в «Театральной весне» я впервые побывала в Губахе — в Камерном драматическом театре «Доминанта».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВСЕ КУВЫРКОМ

    «Oh Oh».
    Compagnia Baccalà.
    Режиссеры Валерио Фассари и Луи Спанья.

    Швейцария славится своей пунктуальностью и тем, что культурные мероприятия начинаются здесь точно в объявленное время. Но на спектакле «Oh Oh» мы убедились, что любая система иногда дает сбой. Представление Compagnia Baccalà началось минут на пятнадцать позже назначенного, потому что зрители все шли и шли. Два слова о контексте, то есть о том арт-пространстве, где все это происходило. В старом трамвайном депо Базеля, находящемся не в самом центре, но и не совсем на окраине, раскинулись два цирковых шатра. В том, что поменьше, проходят репетиции и располагается детская цирковая школа, а в большом играют спектакли.

    Читать дальше | Комментарии (0)