
-
«Тристан и Изольда». Р. Вагнер.
Мариинский театр.
Режиссеры Константин Балакин и Алексей Степанюк, сценограф Елена Вершинина, дирижер Валерий Гергиев.В прошлом году исполнилось 125 лет со дня первой постановки «Тристана и Изольды» в Мариинском театре (5 апреля 1899-го, режиссер Осип Палечек, дирижер Феликс Блуменфельд). Дата стала поводом для театра снова вспомнить о вагнеровской опере и в самом конце года 2024-го представить новую постановку.
-
«Превращение». Ф. Кафка.
Театр «Мастерская».
Режиссер Роман Габриа, художник Анвар Гумаров.Еще до начала действия, на узком помосте, глубоко врезанном в зрительный зал, мы видим персонажа-жука (Арина Лыкова), который чутко улавливает звучащую фоном музыку и преображает услышанное в ломкие, дискретные, зацикленные движения. С одной стороны, это выглядит как кукольная анимация, с другой — как сверхчувствительное следование малейшему изменению ритма. Перед нами персонаж-проводник, словно сошедший на сцену из мультфильмов Владислава Старевича, легендарного «дрессировщика жуков», искусство которого балансировало на принципах детализированного реализма и сюрреалистического понимания действительности. Фантастическая нереалистичность, соединенная со сверхреальностью.
-
«Портрет». Н. В. Гоголь.
ЦЕХЪ театр.
Автор инсценировки и режиссер Виктор Бугаков, художник Антон Батанов.Гоголевские черти — зло, рожденное внутри человека. Отрицательное значение мира, из которого вычеркнуты духовные идеалы, — вина людей, разрушивших держащие его связи. Художнику Чарткову — главному герою повести Н. В. Гоголя «Портрет» — в спасении отказано. Столкнувшись с дьяволом в лице неизвестного старика, он действует без посредников, все, что уничтожено, — уничтожено им самим.
-
«Необычный Новый год! Заяц, Фрося и Енот».
Театр «Драм.Площадка».
Автор инсценировки и режиссер Екатерина Ложкина, художник Наталья Бакулева.Новый год — время вновь поверить в затерявшиеся среди суровых серых будней простые ценности: добро, чудо, волшебство, дружба... И детский спектакль Екатерины Ложкиной, режиссера нежного и чуткого, по сказочной повести петербургской писательницы Ольги Фадеевой эту задачу выполняет более чем точно.
-
«Картотека». Т. Ружевич.
Театральная площадка MOÑ (Казань).
Режиссер Надя Кубайлат.В Казани, на театральной площадке MOÑ в середине декабря прошла премьера спектакля «Картотека» по пьесе Тадеуша Ружевича в постановке петербургского режиссера Нади Кубайлат. Драматургия Ружевича — редкий гость на отечественной сцене. Как, впрочем, и вообще польская драматургия XX века, давшая мировому театру колоссальный толчок к развитию и новым формам. Почему редкий? Вопрос сложный и не имеющий однозначного ответа.
-
«Чертова доставка». К. Бузмаков.
«Сцена-Молот» Театра-Театра (Пермь).
Режиссер-хореограф Ксения Малинина, художник Мария Левина.У курьера Максима (Илья Курицын) — день рождения, и он рад, что рабочий день заканчивается. Но его просит помочь замотавшийся коллега Азамат — есть заказ, который надо доставить куда-то на окраину, а у Азамата семья, дети, выручи, брат, отвези. Максим получает коробку, которую ни в коем случае нельзя открывать, садится на велосипед и отправляется в путь. Улица Монастырская, 13а — адрес, который он будет разыскивать в течение всего двухчасового спектакля.
-
«Евгений Онегин. Урок русской литературы. Часть первая». По роману в стихах А. С. Пушкина.
Большой театр кукол.
Режиссер Руслан Кудашов, художник Марина Завьялова.Перечитывать некоторые книги иногда просто необходимо — особенно когда вокруг темно, страшно и странно. И когда Петербург уже был обернут в мрачную ткань декабря, еще не ощущая полностью предновогоднего настроения, Большой театр кукол хором перечитывал «Евгения Онегина».
-
«Гадюка». А. Казюханов по повести А. Н. Толстого.
«Один театр» (Краснодар).
Режиссер Дмитрий Мульков.Повесть о купеческой дочери Ольге Зотовой, жизнь которой оказалась перемолота жерновами истории, была написана Алексеем Толстым почти сто лет назад, но актуальности не теряет. Текст этот, экранизированный в 1965 году, с начала XXI века стал в русском театре одним из отправных пунктов размышлений о революции. Можно вспомнить мюзикл Александра Колкера, поставленный в 2008 году в Новосибирском музыкальном театре и получивший две «Золотые Маски»; драматические спектакли 2016 года — в московской «Сфере» (режиссер Виктория Печерникова) и в петербургском ТЮЗе имени Брянцева (Илья Носоченко); и 2018 года — в петербургском же театре «Остров» (Сергей Исаев). Режиссеры и авторы инсценировок по-разному решали судьбу Зотовой: так, например, в постановке Ильи Носоченко создается впечатление, что героиня прожила хоть и одинокую, но достойную жизнь, и в финале ее образ примиряюще запараллеливается с образом... кавалерист-девицы Надежды Дуровой.
-
О театральных событиях в Усть-Лабинске
Новый-Новый-Новый год. Который все мечты исполнит и который мы на год запомним. Добрый, семейный, счастливый — с надеждой на... и с верой в...
В день зимнего солнцестояния в кинотеатре «Знамя» Усть-Лабинска будто случилась репетиция Нового года, которая сама по себе стала праздником. По инициативе фонда «Вольное дело» Олега Дерипаски произошло три ивента: театрализованный квест по мотивам романа «Петровы в гриппе и вокруг него», паблик-ток с автором текста Алексеем Сальниковым и спектакль-вербатим, созданный на основе разговоров с устьлабинцами.
-
«Альфа Центавра».
Независимый проект Александра Плотникова.
Автор, режиссер и создатель спектакля Александр Плотников.Для спектакля Александра Плотникова нужно помещение, один стул и два или даже один софит. Хотя изначально план был другим: на большой сцене большого московского театра, высотой в 10 метров и шириной в 15, со зрительным залом в тысячу мест планировалось задействовать многоуровневую штанкетную систему, подъемные механизмы, лебедки. И еще бюджет должен был быть — 800 миллионов. И команда — большая, с кучей профессионалов своего дела от хористов до астрономов. Спектакль вышел и состоялся, но совсем в других обстоятельствах. Александр Плотников сыграл свой недавно написанный текст на крошечной сцене ереванского Дома Актера в рамках фестиваля моноспектаклей для полутора десятка зрителей. И даже у этого показа судьба была непростой.
-
Сегодня 40 дней со смерти Веры Карповой
Дерзну сказать, что в Царствии Божием непременно должен быть уголок для акимовских актеров. «Будьте как дети» — это из одного Евангелия. «Ибо таковых есть Царствие Божие» — из другого. От Веры Александровны Карповой (если не ошибаюсь, из тех актеров, взятых Николаем Павловичем Акимовым в Театр Комедии, с которыми мне посчастливилось быть знакомым, она была приглашена раньше всех) и до Ирины Ивановны Григорьевой, дай ей Бог еще долгих лет и здравия (ей, последней из актеров, взятых Акимовым в эту труппу): все они как дети. Хотя считается, что все актеры и должны быть детьми (а еще они «сукины дети», как известно), но акимовцы — это воистину дети из детей, к своей незабронзовелой старости сохранившие удивительную чистоту, трогательность и наивность. При этом, как все дети, в чем-то они могут быть далеко не ангелами, кто-то кого-то может огреть лопаткой в песочнице... В Вере Санне, например, всегда ощущались хитрость и какое-то лукавство. И все же в ней, несмотря на седые волосы и сгорбленную к старости спину, ощущалась девчонка. Озорная, своенравная, дерзкая, острая на язык. Но — девчонка.
-
«Спартак». А. И. Хачатурян.
Красноярский театр оперы и балета им. Д. А. Хворостовского.
Хореограф Юрий Григорович, сценограф Симон Вирсаладзе, дирижер Дмитрий Юровский.В Сибири вновь появился самый мощный балет Юрия Григоровича. Хореограф, которому в начале января должно исполниться 97, не приезжал сам на берега Енисея — он доверил трансляцию своего текста трем звездам, в свое время блиставшим в его спектаклях.
-
Об открытии Музея-мастерской Давида Боровского
В начале этого года в Москве открывается после реконструкции Музей-мастерская Давида Боровского — первый в России и единственный в мире персональный музей театрального художника.
-
У кого-то в Лондоне тоска,
У кого-то во Вьетнаме лихорадка.
Где-то Питер, елка и Москва...
Мы вот в Питере. Под елкой. И не сладко.Разметало, разорило, разнесло,
Мы не вместе, даже если вместе.
Всех ударило огромное кайло —
И нет разницы, в каком сейчас ты месте.Все со всеми обо всем везде молчим,
Все слова утратили значенье.
У молчанья нынче — тысячи причин:
Страх, усталость, бесполезность заключений.Мы не знаем часто, кто и где:
Тихо-тихо все рассеялись по миру.
Только знаем о расплывшейся беде
От классической до Северной Пальмиры. -
«Коридор Барто». По мотивам детских стихотворений Агнии Барто.
Независимый театральный проект «Дочери СОСО».
Режиссер, хореограф Анна Закусова, композитор Ольга Шайдуллина.Перед пресс-показом «Коридора Барто» казалось: случится новогоднее чудо. Прямо здесь и с нами — в Столярном переулке, где «Дочери Сосо» показывают свой новый спектакль через полтора месяца после того, как Женя Беркович, основатель театра, письмом из СИЗО объявила о закрытии всех своих спектаклей. И через день после того, как военным судом во Власихе ей и Светлане Петрийчук был оглашен окончательный приговор.
-
«Одиссей. Пенелопа. Возвращение». А. Куралех.
Театр драмы Республики Карелия «Творческая мастерская»(Петрозаводск).
Режиссер Искандер Сакаев, художник Наталья Кузнецова.Театр драмы РК умеет находить драматургический материал для спектаклей. «Космос» Алексея Житковского — хорошая пьеса, а «Сны Пенелопы» Алексея Куралеха — очень хорошая. Но чем лучше пьеса, тем сложнее режиссёру, тем больше вызовов поставить спектакль так, чтобы на сцене появилось приращение смысла, а не его усекновение. И особенно сложно, когда история закручивается вокруг таких богатых интерпретациями архетипов, как Одиссей и Пенелопа.
-
«Калина красная». В. Шукшин.
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Режиссер Сергей Потапов, сценограф Фемистокл Атмадзас.Театральный ремейк общенародно любимого отечественного фильма 50-летней давности — интересная проблема.
-
Переписка Алены Ходыковой и Арины Хек
«История старой квартиры». По мотивам графического романа А. Литвиной и А. Десницкой.
Санкт-Петербургский Городской театр.
Режиссер Наталия Лапина, художник Александр Якунин.Начать разговор хочу с главного ощущения от спектакля: в последних сценах у меня в голове крутились кем-то когда-то сказанные слова: «Люблю Россию до слез». Это простое и кристальное чувство в финале складывается из множества контрастных эмоций, их полутонов и оттенков, испытываемых на протяжении трехчасового действия. «Люблю Россию до слез» — со всеми ее горестями и радостями, с ее противоречивой и трагической историей, здесь — историей XX века. Спектакль Наталии Лапиной по графическому роману Александры Литвиновой и Анны Десницкой прост и лаконичен в устройстве, строен в композиции: перед нами плавно и резко течет время — с 1902 по 2002 год, последовательно возникают сцены разных «эпох» и «вех», сменяют друг друга страны, правители, события на фоне истории одной семьи (и одной квартиры). Несмотря на скетчевую форму спектакля, режиссер вместе с артистами работает тонко и подробно.
-
«Пир во время чумы».
Театр современного танца «всем телом».
Режиссер-хореограф Александр Шуйский, художник по костюмам и видео Вера Ахмеджанова, автор кулинарного шоу Екатерина Петрова.«всем телом» (так официально пишется название) существует с 2021 года — весьма молодое предприятие для российского современного танца. Коллектив, который собрался вокруг Александра и Светланы Шуйских, в прошедшие три года искал лицо и, если судить по последним сезонам, нащупал его.
-
Вообще, вам не кажется чудом то, что мы завершаем 32-й год нашей истории? И все выходим и выходим... Нам кажется. Со всех ракурсов. И совершенно в жанре новогоднего тоста хотелось бы поблагодарить всех читателей и коллег за финансовую помощь в виде донатов, капающих нам из-под кнопки «Помощь» на сайте каждый месяц. А театрам — за предоставленную рекламу. Это то, что иногда кажется чудом, иногда результатом непосильного труда: мы выходим.
Центром номера, конечно, является «Память»: старое (но неопубликованное) интервью с Риммой Павловной Кречетовой о ее репрессированном роде и переписка Инны Натановны Соловьевой с Анатолием Мироновичем Смелянским (она, надеюсь, скоро станет выдающейся книгой). Кречетова и Соловьева — старейшие, сильно за девяносто, очень разные — ушли в этом году, этими публикациями мы их провожаем.
А еще мы обратились к зрителям «уходящей натуры» (возрастной ценз 50–75) с просьбой зафиксировать главные театральные мгновения своей жизни в биографических заметках. А еще — процесс... Театр растет вопреки катку — как трава через асфальт. Честные, частные, зависимые и независимые — их много. В основном, конечно, мы рецензируем премьеры в блоге, лишь кое-какие темы повторяя на бумаге, так что в блог вы ходите, ходите. Хотя бы для сравнения авторских позиций.
Словом, театр жив и нам того же желает. А мы вам, дорогие читатели и коллеги.
Содержание номера
Марина Дмитревская. К читателям и коллегам
комментарии