«Pas de monde».
Compagnie XY (Париж).
Режиссеры Антуан Билло, Йоханна Отран.
В конце октября — начале ноября в Париже состоялась премьера нового спектакля французского акробатического коллектива Compagnie XY под названием «Pas de monde». О его отличиях от предыдущих работ компании — в рецензии ниже.
Сцена из спектакля.
Фото — Mélissa Waucquiez.
Приятно смотреть спектакли цирковых коллективов, которые умеют удивлять. К их числу относится и французская Compagnie XY, которая работает сразу в двух направлениях: с одной стороны, усложняя уже существующие акробатические трюки и изобретая новые, а с другой — смело синтезируя новый цирк с другими видами искусства. Как и большинство компаний, занимающихся сегодня новым цирком, Compagnie XY создает не сотканные из отдельных номеров шоу, а целостные полнометражные спектакли. Но, в отличие от многих своих коллег, специализируется она исключительно на акробатике (без элементов клоунады, жонглирования и тем более иллюзии) и практически не использует декорации. Кроме того, XY мыслит себя как горизонтальный коллектив единомышленников и, как правило, работает без режиссера. Имея такие вводные, удерживать внимание зрителя в течение часа — невероятно сложная задача.
Неудивительно, что артисты Compagnie XY часто прибегают к помощи художников из смежных областей. В одном из их самых известных и интересных спектаклей XY, «Möbius» (его постановщиком выступил знаменитый французский хореограф Рашид Урамдан), все строилось вокруг танца, в новом же спектакле все строится вокруг пения. Специально приглашенные профессиональные вокалисты Виржини Бенуа, Жюли Кальбет и Сирил Эритье присутствуют вместе с акробатами на сцене и во многом определяют развитие действия: именно они первыми появляются перед зрителями, а следом за ними постепенно выходят и все остальные; песня часто служит началом нового эпизода и диктует смену настроения; наконец, спектакль заканчивается песней, которую — к изумлению публики — исполняет весь коллектив Compagnie XY, причем делает это вполне профессионально.
Сцена из спектакля.
Фото — Fabrice Dimier.
Следует отметить, что все вокальные композиции в «Pas de monde» исполняются не на французском языке, но ритм и мелодика создают у зрителей определенное настроение, и, как нам кажется, отказ от очевидного, понятного нарратива тут неслучаен. Перед нами — поэтический театр, основанный на образах, свободно перетекающих друг в друга. В итоге у XY получается не столько связная, развивающаяся линейно история, сколько поток ассоциаций. В этом причина и плюсов, и минусов новой постановки. Хотя подобный подход стимулирует фантазию зрителей и не ограничивает ее никакими рамками, это же приводит к некоторой рыхлости повествования, а иногда и к потере темпа. Впрочем, если полностью отдаться немного укачивающему ритму новой постановки, можно получить настоящее удовольствие.
Как и в предыдущих спектаклях компании, главной темой исследования в «Pas de monde» становится течение времени. Но если в «Möbius» акробаты Compagnie XY изучали способность времени ускоряться и нестись с бешеной скоростью, то на этот раз они больше сконцентрировались на переменах, которые происходят с людьми под влиянием хода времени, на переживании разных жизненных этапов (от детства до старости) и на том, какие изменения происходят под влиянием времени в природе. Хотя явно экологическая повестка в спектакле не затронута, само обращение к теме природы и того, что с ней происходит, в данный момент неслучайно. Изменение фокуса влечет за собой и изменение принципов работы: гораздо больше внимания в постановке уделяется деталям. Мы почти не видим тут танца, зато видим многочисленные объемные пластические картины, которые трансформируются у нас на глазах.
Сцена из спектакля.
Фото — Mélissa Waucquiez.
Вот в самом начале спектакля на сцене «вырастает» лес, созданный телами акробатов: вокруг тройных пирамид причудливым образом группируются остальные участники труппы. Но этот лес не статичен, акробаты постоянно перемещаются, взбираясь вверх по спинам друг друга, так что у зрителей возникает иллюзия, что он постепенно растет, меняется и набирает силу. А вот уже совсем другая картина: перед нами величественные горы, опять же созданные при помощи человеческих тел. Их атакуют смельчаки, которые кажутся крошечными на их фоне. Но и горы не бессмертны: со временем они видоизменяются, оседают и наконец разрушаются. Фактически вся первая половина спектакля посвящена разным природным явлениям и объектам, большим и малым, которые вне зависимости от своих размеров подчинены поступательному ходу времени. Среди них и человек.
Во второй части мы переносимся в мир животных. Высокая поэзия сменяется добрым юмором, поскольку пластика животных, манера их поведения и повадки воспроизведены с большим вкусом, точностью и остроумием. Хотя сами артисты Compagnie XY не считают себя клоунами, здесь они дают фору многим представителям этого жанра. Образы животных, созданные в парах, трио и ансамблях, сменяют друг друга, лишний раз напоминая, как много необычных созданий нас окружает. Вместе с тем, мы видим не только забавные стороны животных, но и их хрупкость и уязвимость. Авторы спектакля напоминают нам о тесной связи всех живущих на Земле организмов и об ответственности человека за происходящее на планете. Мысль эта, донесенная деликатно и без морализаторства, вызывает у публики гораздо больший отклик, чем любые грозные предостережения и настойчивые призывы.
Сцена из спектакля.
Фото — Mélissa Waucquiez.











Комментарии (0)