XV Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин»
Пятнадцатый «Арлекин» превзошел, мне кажется, все предыдущие по интенсивности. Организаторы собрали супернасыщенную программу, включившую конкурсные и внеконкурсные спектакли, сразу две лаборатории — читки пьес «Маленькой Ремарки» и эскизы ТЕАТР. КОМ по комиксам, образовательные семинары, лекции, творческие встречи, презентации (невозможно даже перечислить все события, следовавшие в режиме нон-стоп в течение всех девяти дней фестиваля). В прошлом году почти вся конкурсная афиша состояла из сказок, но в этот раз, видимо, и сезон оказался богаче, и выбор экспертов был более свободным, потому что впервые в истории фестиваля спектакли-претенденты удалось посмотреть вживую: бюджет «Арлекина», наконец-то, позволил это сделать.
То, что программа включила на самом деле лучшее, что сделано в отечественном театре для детей, можно подтвердить даже таким фактом: многие спектакли, выдвинутые на конкурс, уже попали в поле внимания театральной критики. Скажем, балет «Снежная королева» Екатеринбургского муниципального театра «Щелкунчик», балетмейстер Петр Базарон. Признаюсь, я была огорчена тем, что жюри «Арлекина» устояло перед обаянием этого спектакля, показавшегося мне трепетным, живым и невероятно красивым. Пластические возможности подростков-танцовщиков здесь учтены и претворены в интересный, совершенно нестандартный хореографический язык.
«Важно также и то, что в классическую танцевальную технику хореограф вносит элементы современных социальных танцев и бытовые движения. Они исполняются детьми непринужденно и с большим удовольствием. Чего стоит гротескное карнавальное шествие, а затем — залихватская тарантелла целой стаи воронов, одетых в зловещие черные плащи и „чумные“ маски с длинным клювом. Или веселая, но и опасная погоня девочек-цветов за Гердой. Или большая и сложная сцена нескольких этапов борьбы героев со снежным воинством…» Спектакль и вправду хочется подробно пересказывать (я бы еще добавила описание сцены с оленями, когда трое статных юношей, обозначающих своих рогатых персонажей гордой осанкой и стилизованным положением рук, сопровождают тоненькую, легкую юную красавицу Герду — Елизавету Савостьянову).
Несколько призов жюри получили «Птицы» Театра им. Ленсовета — стилистически почти совершенная постановка Марии Романовой. Фольклор всегда служит неисчерпаемым источником для детского театра, и в этом случае восхищает глубина погружения авторов спектакля в его воды. «Птицы» завораживают!..
Главную награду — премию за лучший спектакль — жюри присудило «Я Басё», постановке «Упсала-Цирка». Работа режиссеров Яны Туминой и Александра Балсанова стала лауреатом «Золотой Маски» в номинации «Эксперимент». «ПТЖ» писал об этом спектакле, в котором на равных участвуют профессиональные артисты, подростки из основной труппы «Упсала-Цирка» и дети с особенностями развития. Японская поэзия становится сценической поэзией, провоцирует фантазию и создателей спектакля, и публики.
Найти особый театральный язык, на котором могут говорить и понимать друг друга совсем разные люди, становится важной и принципиальной задачей для тех, кто занимается театром для детей. Ведь ребенок — это кроме всего прочего начинающий зритель, он учит язык этого искусства прямо в зале, во время спектаклей. Театр зачастую становится дополнительным героем или обстоятельством. Так или иначе, почти все постановки «Арлекина» включали некую театральную саморефлексию.
Иногда это было включено во вполне традиционный, опирающийся на классическую прозу спектакль — как, например, «Каштанка» Ростовского-на-Дону молодежного театра. Режиссер Павел Зобнин всегда занимается человеческим в человеке, исследует душевную диалектику. На материале великой чеховской повести он поставил историю очень обаятельную, с мягким юмором, но и с попыткой подойти к тому необъяснимому, чем является граница жизни и смерти. «Каштанку» (не превращая текст в пьесу, произнося его целиком) играют прямо на планшете сцены, где на низких лавках рассаживаются зрители. Вся жизнь персонажей протекает в метре от первого ряда, и смерть тоже подходит близко. Невольно разделяешь страх и тоску Каштанки (Арина Диденко), когда сидишь вместе с ней в кромешной темноте и слушаешь, как умирает Иван Иванович, цирковой Гусь (изящно сыгранный Андреем Бахаревым молодой красавец в белой рубашке с пышными кружевными манжетами, истинный поэт и артист). Здесь срабатывает ход, соединяющий героиню, потерянную в большом и странном мире, смущенную огромностью тайны бытия, и зрителей, которым тоже не все в нашем взрослом мире понятно. Цирковые у Зобнина — читай, конечно, театральные актеры. Любовь к старинному лицедейскому мастерству тут всепобеждающая. Николай Ханжаров играет своего Незнакомца настоящим режиссером-педагогом, тщательно воспитывающим труппу, пестующим учеников, журящим за привычные провинности (вроде злоупотребления валерьянкой). В фестивальном показе на площадке «Зазеркалья» в финале, когда герои попадают в цирк, открывается занавес и становится видна вся глубина зрительного зала. Замершая на кофре для реквизита осиротевшая маленькая труппа, потерявшая и Гуся, и Каштанку-Тетку, показалась таким печальным, трогательным символом недолговечности театрального рая.
«Искусство вечно», так звучит древняя мудрость? Если бы…
Любимый петербургской публикой театр «Грань» из Новокуйбышевска показал работу, которую невозможно до конца понять, не принимая во внимание ее связь с историей этого самого театра. Режиссер Денис Бокурадзе посвятил свой красивый и грустный кукольно-теневой спектакль «Театр теней Офелии», инсценировку сказки М. Энде, памяти Эльвиры Дульщиковой, основавшей «Грань». (Об этом спектакле читайте статью Марины Шимадиной в № 90 «ПТЖ».) Крошечные куколки, двигающиеся внутри миниатюрного театрика, как две капли воды похожи на персонажей «Короля Лира» Бокурадзе, и хотя догадаться об этом могут только самые зоркие зрители, все-таки атмосфера такого погруженного в себя театра пленяет и чарует (если не убаюкивает). Такой тихий и рукотворный спектакль способен предложить альтернативу обычно яркому и громкому театру для юных.
В каком-то смысле спектаклем «про театр» стала и «Сказка о Попе и о работнике его Балде», совсем свежая премьера Национального театра Карелии (прошлогодний победитель «Арлекина» попадает в афишу автоматически, без отбора экспертным советом). Хотя жанр обозначен как «приключение в формате молодежной тусовки», и действительно, все начинается как «квест по Пушкину», который проходит компания подростков, идея у режиссера Вячеслава Полякова и команды молодых артистов не какая-то сверхавангардистская. В театре все может стать всем, любой предмет способен превращаться, если с ним играют, — к этому закону артисты из Петрозаводска весело, задорно и энергично приобщают аудиторию. Главное для молодежи — ритм, и поэтому путь к сказке Пушкина пролагают современные музыкальные ритмы, объединяющие публику и актеров. «Пушкинистики», то есть постижения именно Александра Сергеевича, здесь немного, «Балда» выбран именно благодаря рубленому жесткому ритму. Ну и на здоровье, как говорится. Кураж талантливой команды побеждает все сомнения. В финале все уже чуть ли не вместе скандируют рэп «Пушкин — это хорошо»… Вообще складывается ощущение, что создатели спектаклей для юных все чаще прибегают к такому приему: прямо формулируют тезис или вывод да еще и повторяют его много раз для запоминания… С волками жить — по-волчьи выть, в смысле — бороться с масс-медиа их же методами? Попытка не пытка.
С тех пор как Международный фестиваль «Радуга» в ТЮЗе им. А. А. Брянцева, в общем-то, утратил свою специфику и перестал ориентироваться на подростков, «Арлекин» начал мало-помалу спектакли для этой аудитории в афишу допускать. А может быть, дети теперь психологически становятся тинейджерами все раньше и раньше… Читки «Маленькой Ремарки», внеконкурсные спектакли «Лесосибирск Лойс» и «Море деревьев», а также «Спасти супербелку», конкурсный спектакль-комикс для всей семьи, обращены были именно к подросткам.
Комиксы стали одной из ведущих тем фестиваля, и осмыслить это явление еще предстоит. Воплощение графического романа на сцене, вероятно, особая художественная задача, и лаборатория ТЕАТР. КОМ продемонстрировала разные подходы — от инсталляции с активным включением зрителей в осваиваемую тему до визуально богатого пластического спектакля. В «Спасти супербелку» Центра драматургии и режиссуры (совместно с продюсерской компанией «Артслэнд») нет, на мой взгляд, особых открытий, кроме открытия текста («Флора и Одиссей» знаменитой детской писательницы Кейт ДиКамилло в переводе Ольги Варшавер). Комиксовое влияние ведет к схематизации и неизбежному упрощению как бы «рисованных» персонажей и их отношений, и хорошо ли это — спорный вопрос. Зато в этом спектакле все проекции и коллажи создаются онлайн, зритель видит художников, трудящихся за специальными столами прямо по сцене, видит, как из-под их рук на декорацию-экран выводятся картинки, аппликации и всевозможные визуальные эффекты. Артисты встраиваются в создаваемый медиа-мир, и следить за этим взаимодействием живого и виртуального достаточно любопытно. Театр как бы познает сам себя и свои новые возможности прямо на глазах публики. История же про «супербелку» (девочка Флора, начитавшаяся комиксов, считает, что у спасенного ею бельчонка появились суперспособности и он стал супергероем) не показалась чересчур оригинальной и захватывающей.
Одним из самых сильных впечатлений фестиваля стал спектакль «Море деревьев», показанный не в основной, а во внеконкурсной программе потому, что руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников в принципе не считает целесообразным выдвигать спектакли своего театра на какие-то конкурсы. Но пьеса Любы Стрижак, написанная специально для этой постановки, удостоилась приза от «Арлекина», а спектакль Филиппа Авдеева получил премию Ассоциации театральных критиков. «Море деревьев» — лихое зрелище, несущееся на огромной скорости. Воспринимать его адекватно замыслу, думаю, могут только юные зрители, для которых такие темпы, такая интенсивность визуальной и звуковой информации совершенно привычны. История случайно встретившихся в полицейском участке трех подростков — девчонки-пацанки Лоры с вампирскими зубами (Александра Ревенко), умника-увальня-очкарика Антуана (Артем Шевченко), оказывающегося на самом деле мужественным и смелым, и яркого индивидуалиста Ларса (Никита Еленев), не желающего взрослеть, — полна невероятных превращений, неожиданных перипетий и непредсказуемых поворотов. Артисты демонстрируют фантастическую свободу существования в образах безбашенных детей, самозабвенно играющих в жизни самые разные роли и постоянно преображающих скучную действительность. Риналь Мухаметов и Евгения Афонская восхищают мгновенной сменой масок — играют десяток всех остальных персонажей. Атмосферу дополняет электронная музыка от солиста Tesla boy Антона Севидова, который тоже участвует в спектакле. Театр выходит на высокий уровень владения языком разных современных искусств, но по сути рассказывает вечную историю обретения себя взрослеющей личностью. Да и любовь и дружбу еще никто не отменял, даже между супергероями…
В рамках фестиваля работала лаборатория молодых театральных критиков и журналистов под эгидой СТД РФ (команду курировал Алексей Гончаренко). Участники этого семинара вели весьма интересный, подробный и содержательный блог, описывали и анализировали все события ХV супер-«Арлекина». Напоследок предлагаю обратиться к этому блогу, где размещен в том числе и текст о «Море деревьев», содержащий необычную трактовку спектакля. Я, честно признаюсь, множества слов просто не знаю, но читала с удовольствием!
Комментарии (0)