Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

27 декабря 2025

СОЗВЕЗДИЕ БОЛЬШОГО ПСА

«Пес по имени Мани». По сказке Б. Шефера.
Театральный проект 27 (Санкт-Петербург).
Режиссер Слава Ляхин, драматург Лара Бессмертная, художник-постановщик Анастасия Кривдина.

От дворовых игр моего детства сильнее всех пострадал старый раскидистый тополь: о крону терлись веревками качели, в стволе пряталось дупло для секретиков, к макушке, где была разбита смотровая площадка-штаб, карабкалась вереница детей. К земле клонились голые ободранные ветки — это потому, что мы были бизнесменами: объединялись в товарищеские предприятия и объявляли между ними деловые отношения. Чтобы отведать кашу из земли, песка и глины и запить ее дождевой водой из консервной банки, или чтобы прокатиться на раме «Суры» до пляжа, нужны были платежные средства, и мы старательно складывали на маленькие ладошки большие тополиные листья. Такими были первые уроки финансовой грамотности моих друзей и мои.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Потом учила классика — вся она, казавшаяся про любовь, вдруг стала про деньги. «Бедная Лиза», «Вишневый сад», «Евгений Онегин», романы Гончарова, Тургенева, Достоевского, Бальзака, Диккенса, Драйзера, пьесы Островского, рассказы Гоголя, стихи Некрасова… На примерах финансовых ошибок и успехов литературных героев составляются циклы лекций по экономической истории. Успешных очень немного: Вера Розальская, Левин и Вронский, Андрей Штольц, Ермолай Лопахин, юный Том Сойер. У других все куда менее радостно. «Васса Железнова» и «Дело Артамоновых» Горького — более трагичных историй о том, как капитал не приносит счастья, найти сложно. В произведениях Гоголя за обладание деньгами приходится платить душой. Дискредитирующей персонажей силой они обладают и у Достоевского, а судьба горящих купюр в камине Тоцкого становится интереснее судьбы героев «Идиота».

Детская литература тоже думает про деньги. Незнайка и Плюшкин на капиталистической Луне видят преступления, мошенничество, заказные убийства. Принц Лимон и его свита, пользуясь властью денег, эксплуатируют бедные овощи, заставляют их платить налоги даже за воздух и дождь. Да и кто не знает, что «легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому…». Повезло, пожалуй, одной Мухе-Цокотухе: найдя денежку, она удачно инвестировала ее в самовар и устроила веселый праздник, на котором нашла друзей и мужа. Но парадокс сказок в том, что в финале бедные герои то вдруг получат полцарства, то станут «жить-поживать да добра наживать». Но магическое «вдруг» может случиться не с каждым, поэтому изучение финансовой грамотности нужно начинать с юных лет.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

«Пес по имени Мани» — финансовая сказка для детей (и их родителей!), ее автор — бизнесмен Бодо Шефер — в простой форме с увлекательным содержанием рассказывает, что нужно делать, чтобы подружиться с деньгами. Сюжет построен на выполнении двенадцатилетней девочкой Кирой (Дарья Теплова) заданий своего любимого пса Мани, который оказывается финансовым гением. В спектакле Славы Ляхина сказка-рецепт Шефера естественно адаптируется к сцене, обретает гармоничную игровую театральную структуру. Добрая и нужная наставительность текста раскрашивается подростковым сленгом, шутками, приколами, мультипликационными видео на экране. В сказку включаются новые интересные сюжетные линии, динамичные, уличные, выражающие эмоции геров танцы, рифмованные строчки под бит.

Некоторые герои Шефера переосмыслены: например, Марсель (Иван Шарый), предприимчивый брат Киры, становится влюбленным в нее другом, помогающим девочке в ее бизнесе, а Госпожа Трумпф, будучи участницей инвестиционного клуба, превращается в Мисс Триумф (Юлия Захаркина) — очаровательную ведущую «Шоу Мисс Триумф», с которого начинается спектакль. Она задает юным зрителям непростые взрослые вопросы: «Что для вас деньги?», «Стыдно ли быть бедным?», «Что нельзя купить?». Авторы «Пса по имени Мани» в течение спектакля отвечают на эти вопросы, но сначала дети пробуют сами: из зрительного зала слышны голоса, рассуждающие о том, что деньги — это свобода, но на них нельзя купить счастье, любовь, близких людей… Кира, приглашенная на «Шоу Мисс Триумф», чтобы поделиться опытом разумного обращения с финансами, отвечает ведущей: «Все началось с того, что…» Мисс Триумф уводит микрофон, и шоу плавно перетекает в историю о том, как помочь желаниям исполниться.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Затухают яркие вспышки прожекторов — и обнажается обыденный пейзаж еще не сбывшейся мечты: простая комната, за ней серая плита ограды в рельефный квадратик и стена многоэтажной панельки. Они плотно обклеены кричащими разноцветными листочками объявлений: «Нужны деньги?», «Работа. Гибкий график», «Кредит за час»… Яркие лоскутные костюмы героев отделаны цифрами и купюрами, словно стилизованы под компьютерную игру. Они очень идут модным Марселю и Кире, но на ее папе «денежные» шортики намеренно выглядят нелепо. Когда он безуспешно пытается разобраться в давно вышедшем из-под его контроля безденежье, и даже книга «Богатый папа, бедный папа» не помогает, мама указывает на это, отвечая: «Я хотя бы не в шортах». Художник Анастасия Кривдина создает обоснованный и логичный в своем абсурде мир денег, владеющих человеком. Мама и папа Киры тонут в долгах — буквально: панельку заливает рисованный потоп, над ним всплывают задыхающиеся родители в масках и трубках, они не могут спастись, и все разговоры и мысли в семье про деньги, вернее про их нехватку.

Кира, ежедневно наблюдающая за идущими на финансовое дно родителями, засыпая, думает: если бы только у нее были деньги, она бы помогла родителям и исполнила свою заветную мечту — завела собаку. В это время с неба в комнату Киры приземляется звездочка, ее подхватывает в мягкие лапки любимая игрушка героини — большой плюшевый пес Мани (Алексей Романович), он оживает, чтобы помочь девочке осуществить ее мечты. Утром Кира обнаруживает невероятное превращение Мани. Девочка страшно напугана: она кричит, дерется, грозится вызвать милицию — как и многие люди, испытывающие влияние научно-технического прогресса, она не может поверить в чудо. В условиях сказки ожившая игрушка явление рядовое, но внутри спектакля обозначены обстоятельства реальности — и это важно, потому что на заработок сказочной девочки дети, скорее всего, отреагируют словами: «Это ж сказка! Здесь все не по-настоящему!», а вот финансовый успех несказочной Киры — реальность, возможная в жизни каждого.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

С трудом успокоив девочку, Мани, не теряя времени, приступает к делу просвещения. Финансово одаренный пес знает, как сделать учебу веселой и продуктивной, поэтому на его уроках все наглядно — и для Киры, и для зрителей: герои рисуют карту желаний, делают копилки, ведут дневник успеха. Мани учит не только распоряжаться деньгами, он учит достигать целей, замечать успехи, снижать силу обесценивающих убеждений, а еще Мани учит выстраивать отношения с близкими, дружить и любить. Это история про страхи и уверенность, про непонимание и поддержку, про отчаяние и веру… про мечты. Мечты, которые, непременно сбудутся!

Алексей Романович поселяет в каждом зрителе милого Мани, который в нужную пору тепло скажет «у тебя все получится!» и напомнит советы, которыми делился. Романович создает образ «всехнего» друга: настоящего, верного, необыкновенно обаятельного и смешного. Он понимает без слов, с ним ничего не страшно и все возможно. Он — про тихую деятельную любовь. Ему веришь безусловно и с чувством, как будто знаешь этого плюшевого добряка всю жизнь, кладешь свою ладошку в его протянутую лапку.

Мани объясняет: мечты — это прекрасно, это очень важно, но чтобы они сбылись, нужно трудиться. Он просит Киру и зрителей повторять за ним мотивационную кричалку: «Буду делать!» И зрительный зал скандирует что есть мочи. Даже когда Мани притворяется строгим учителем и твердым голосом произносит: «Класс, всем встать, отвечаем по поднятой руке», — дети принимают правила игры, превращаются в прилежных учеников школы успеха имени Мани. На этом уроке они узнают, что зарабатывать можно, занимаясь любимым делом: например, Кира очень любит собак, и гуляя с ними, она получает положительные эмоции и вознаграждение.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Вскоре Кира превращает повод для заработка в большое предпринимательское дело. Она и подростки, которые работают с ней, гуляют практически со всеми собаками в городе, но богатство Киры — не ради богатства, она постоянно задает себе вопрос: «Чем я могу сделать этот мир лучше?» И отвечает: строить приюты для бездомных животных. Мани видит, что научил свою маленькую хозяйку всему, что знал, он понимает — настало время прощаться. Над панелькой взмывает, виляя хвостом, большая красивая собака, на ее картонных боках загораются звездочки, образуя созвездие. Мани становится неизменной, навсегда в него вписанной частью мира, и со звездочкой в лапках улетает, чтобы помочь другим детям сделать этот мир лучше.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога