«Эврибоди на природе»
Учебный театр «На Моховой».
Факультет театра кукол. Мастерская Яны Туминой.
Режиссер Андрей Князьков.
Новый «рукотворный» спектакль руководителя театра «Hand Made» Андрея Князькова — вовсе не спектакль, а воплощенный на сцене пластическими средствами фрагмент студенческой жизни подопечных мастерской Яны Туминой. Под совершенно разную музыку — от заводной «Let’s twist again» Chubby Checker’а до уже затертого от бесконечного цитирования «Полета шмеля» Н. А. Римского-Корсакова — ребята строят акробатические этюды на тему «Как я провел этим летом».
Нетрудно догадаться: основное и, практически, единственное средство выражения — тело. Облаченные в черные кофты и трико на абсолютно голой сцене они задорно, весело «делают „раз“», изображая паровозы и велосипеды, пилы и палатки, реки и леса.
Создаваемое пространство выходит качественно разным. С одной стороны, оно оказывается излишне реальным, теплым, знакомым, обжитым. Здесь, как и в любом лесу, летают кусачие пальцы-комары, досаждают крылатые ладошки-пчелы, возможным спасением от которых является расправленная пятерней рука-аэрозоль. Самым вкусным лакомством — при наличии хвороста и дров(все те же сложенные одна поверх другой обнаженные по локоть руки) — запеченная на углях картошка-кулачок.
С другой стороны, нашему взору открывается мир сказочный, фантастически безграничный. Образ леса приобретает чуть ли не дантовский смысл и буквально космический размах. Любой страх отдыхающих на природе, их фантазия имеют способность материализовываться тут же, а потому совершенно спокойно, плавая в реке, созданной множеством рук, один из героев поедается гигантской неопознанной породы рыбиной, в которую сгруппировалисьтолько что пресноводно колыхавшиеся ладони и локти однокурсников. Другой герой, нырнув поглубже, встречает кокетливую русалку, заманчиво помахивающую хвостом, созданным с помощью ладошек партнеров. Третья группа ребят, сложив руки над головой в форме домика, изобразив тем самым ракету, совершенно спокойно взмывает вверх, устремляется в космос под композицию «Земля в иллюминаторе».
Естественным, вполне предсказуемым результатом целого дня приключений оказывается здоровый — с обязательным комическим храпом —сон и наступающее огромным солнечным диском жизнеутверждающее утро.
Если в ранних этюдах принимали участие лишь несколько человек, то фрагмент рождения всесогревающего светила объединяет целый курс. Массовая сцена с возникающим из небольшого диска тамтама, разрастающегося, постепенно заполняющего собой пространство сцены, Ярилой, оказывается самой запоминающейся в представлении. Круглая светящаяся паутина человеческих тел, где обнаженные ладони, руки, ноги — все сплошные, бесконечные лучи солнца, удивляет и завораживает. Есть в этом единении какое-то очарование языческого ритуального действа, на миг прерывающее и преодолевающее атмосферу студенческого капустника, выходящее в сферу бытийного способа существования, когда герои одновременно и создатели, и участники, и жертвы солнцеворота.
Однако даже смыслово объемная финальная сцена, хорошо придуманная, чисто и технично исполненная, не способна устранить ощущения наивного, обаятельного «междусобойчика». Спектакль, несмотря на очевидную жизнерадостность, разочаровывает. Может быть, в силу упрощенности поставленных задач, незамысловатости (при высокой технике исполнения) образов. Потому что эти ребята могут «копать» значительно глубже, о чем свидетельствуют хотя бы инсценировки хокку, сделанные ими год назад.
!!!
хинтересно…