Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

10 мая 2025

КТО ПОД НАМИ ВВЕРХ НОГАМИ

«Под землей».
Дом культуры «ГЭС-2» (Москва).
Хореограф Ольга Цветкова, музыкальный драматург Владимир Горлинский, художник по костюмам Руслан Рычагов.

Ольга Цветкова давно и последовательно изучает возможности заглянуть за черту, выйти за пределы и оказаться по ту сторону того, что другие называют «конец». В работе «Реквием. Соло», где ее партнером выступал перкуссионист Петр Главатских, героиня Цветковой спускалась в темное царство теней, получала тамошнее обмундирование в виде тяжелого крыла, забывала на время о человеческих привычках, но не отчаивалась навсегда, а продолжала вслепую идти на свет и в итоге выходила, воссоздав заново себя и мир.

Сцена из спектакля.
Фото — Никита Чунтомов.

В новом спектакле «Под землей» Цветкова исследует опыт нездешнего путешествия и подобно эпическим поэтам рассказывает о том, что ей встретилось на пути. Это и богатыри-новобранцы, проходящие обряд инициации, и павшие в бою солдаты, и женихи накануне свадьбы, и только появившиеся на свет младенцы — то есть все это люди, потерявшие один социальный статус и еще не получившие другой. Спектакль играют на подземной парковке Дома культуры «ГЭС-2». И хотя название спектакля вызывает хтонические ассоциации, важнее понимать, что над головой у героев — восьмерых мужчин — располагается бетонная плита, которая ограничивает сверху странное пространство, где они оказались заперты на неопределенное время вместе с музыкантами и сторонними наблюдателями.

Музыкальной драматургией спектакля занимался композитор Владимир Горлинский, частый соавтор Цветковой. В данном случае он сам не изобретал новых мелодий, но собрал цельную партитуру из фольклорной музыки и вручил ее петербургскому ансамблю «Толока» (музыкальный руководитель Лизавета Аньшина). Получился некий потусторонний концерт с плясами, песнями, шумовыми заставками и многозначительными паузами.

Сцена из спектакля.
Фото — Никита Чунтомов.

Спектакль начался с выхода восьмерых артистов, наряженных в плащи, кожанки и пиджаки поверх маек и треников, с повязанными на головы, закрытые страшными черными масками, цветными платками. Художником по костюмам выступил дизайнер и хореограф Руслан Рычагов, выпускник магистерской программы «Научно-творческая лаборатория композиции современных форм танца» АРБ имени А. Я. Вагановой. Ряженые персонажи вышли на края сцены и стали отчаянно бить чечетку, сообщая кому-то невидимому, что они прибыли и находятся в ожидании. Это групповое выстукивание пола каблуками выглядело как отрепетированное приветствие команды, которой предстоят некие испытания, или как увертюра к импровизированной замогильной вечеринке. Как только артисты сняли маски и верхнюю одежду, земля будто начала уходить у них из-под ног, а тела отказывались держаться в вертикальном положении. Они заметались по сцене, помогая себе руками, пытаясь подпрыгнуть и взлететь — персонажи воображали, что у них есть крылья. Как порушенные башни, они стали валиться на руки друг другу и виснуть вниз головой, барахтаясь, на плечах друзей, едва держась за них ногами.

Цветкова очень точно и живописно достоверно простроила траектории распада, чтобы спустя время по этим же траекториям мужчины смогли собрать себя и перейти в другое состояние. Вот один молодец взбирается вверх по спинам товарищей, вот он уже почти выпрямился и встал, но размягченный позвоночник не слушается, и герой снова стекает вниз, уступая дорогу следующему, который также не удержится, стремглав полетит вниз и будет в последний момент подхвачен надежными руками. Эти пластические картины иллюстрируют старинные русские песни, у которых, как показали исследования, проведенные фольклористами из «Толоки», был ярко выраженный мужской характер: молитвы, колыбельные, свадебные и другие обрядовые песни чаще исполнялись солистами-мужчинами или мужским хором.

Сцена из спектакля.
Фото — Никита Чунтомов.

В спектакле находится место и гротесковой пляске, которую затевают парни, заслышав мотив знакомой песни, очень похожей на «Во поле береза стояла». Ощутив снова под ногами землю, они кидаются в лихой соревновательный танец, отваживаясь на самые сложные трюки присядки. Другой интересный эпизод спектакля связан с разработкой обрядового пляса «ломание». Этот танец, основанный на искусственном расслаблении тела и непроизвольных движениях, затевали специально, чтобы правильно подготовиться к драке или бою. Цветкова придумывает авторский вариант ломания, вплетая в обязательный набор движений мнимого пьяного свои фирменные скачки с высоко поднятыми коленями и взмахи руками. После танцев с потерей равновесия, ломания и пляски с присядкой мужчины «встают на паузу» — между ними и музыкантами спускается занавес из мелких капель воды, через который по очереди проходит каждый участник испытаний. В финале звучит забавная колыбельная «Ай-лю-лю», уже ставшая хитом коллектива, в исполнении солиста-мужчины — в ней идет речь о том, как к кормлению малышей подключаются молодые голубки (гули), точно феи у колыбельки предлагающие свои дары — кашку, молочко, пряничек. Убаюканные танцовщики усаживаются в круг и, покачиваясь на корточках, мирно засыпают.

Сцена из спектакля.
Фото — Никита Чунтомов.

Проект «Под землей», который курировала руководитель танцевального направления в Доме культуры «ГЭС-2» Анастасия Прошутинская и для которого был объявлен специальный кастинг, балансирует на стыке жанров: в нем есть приметы сайт-специфик спектакля, он содержит элементы перформанса и вместе с тем имеет ярко выраженную театрально-концертную форму. Наблюдать, как это новое направление будет разрабатывать Ольга Цветкова, очень любопытно. «Под землей» должен стать репертуарным спектаклем — следующие показы намечены на осень.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога