Петербургский театральный журнал
16+

3 ноября 2013

ТАМ, ГДЕ ЖИВУТ ЛЮДИ

Фестиваль «Северные встречи» в Нижневартовске

Когда я лечу в Нижневартовск (а я там бываю раз в два-три года), коллеги, из тех, кто путешествиям по России предпочитает поездки на европейские фестивали, с удивлением спрашивают: «А что, неужели там есть театр? А зачем?» И даже как-то недоуменно задумываются: вот, в каком-то комарином краю, и все, как у людей ‒ и город стоит, и театр даже существует… И Петербургский театральный журнал уже писал о нем.

Театры создаются не по монаршему слову. Они возникают там, где живут люди. Они прорастают снизу, просто потому, что в городе оказался человек, который не может жить без театра. В городе Нижневартовске, которому всего-то 40 лет и который стоит на Оби недалеко от озера Самотлор (помните, по географии изучали Самотлорское месторождение нефти?), появился не один такой человек, а сразу четверо. Две супружеских пары ‒ Наталья Наумова и Игорь Креймер, Маргарита и Вячеслав Зайчиковы. Они вырастили своих театральных детей в студии «Скворечник», потом отдали их учиться в театральные институты, выучили. Дети стали взрослыми артистами и народили следующих детей. А театру, который к 1995 году уже имел стабильную труппу и серьезный репертуар, отдали помещение бывшей нефтяной биржи.

Театр получился красивый, с хорошим залом на 150 мест, с уютным фойе, в котором постоянно что-нибудь происходит, потому что главный художник Вячеслав Зайчиков все время что-нибудь придумывает. Сейчас, во время фестиваля «Северные встречи», работали его выставка «Сто платочков Дездемоны» и выставка театрального плаката. (Недавно он получил третье место на международном конкурсе театрального плаката.) Труппа молодая, хорошо обученная, почти непьющая и некурящая. Даже странно. Директор Игорь Креймер (а он в свободное время еще и вице-президент международной ассоциации ушу и тренер международного уровня) провел всех артистов через свое искусство, так что не каждый хулиган к ним осмелится подойти. А в 90-е годы это было ой как важно. Сейчас в театре он занимается исключительно хозяйственными вопросами. И все работает как часы. Художественный руководитель Наталья Наумова осуществляет внешнеэкономические и политические связи. И ставит симпатичные спектакли для детей.

«Вот такие пироги». Сцена из спектакля.
Фото — Робер Дантонель.

А Маргарита Зайчикова, главный режиссер, воспитав отличную труппу, вот просто ни в чем хорошем себе не отказывает. Тем самым добиваясь осуществления права на качественное зрелище для интеллигентного городского меньшинства. Не все же любят казино и бани. Хочет Уайлдера — ставит «Наш городок». Чувствует, что пора ставить Тургенева — появляется «Месяц в деревне». Пушкинский «Пир во время чумы» появился вместо спектакля о вреде наркотиков. «Сирано де Бержерак» Ростана — потому что в театре вырос прекрасный артист Евгений Наумов. Периодически ставит спектакли и Вячеслав Зайчиков, я видела в его постановке несколько замечательных комедий — он обладает невероятно смешливым даром при серьезном философическом характере.

И вот этот театр придумал свой фестиваль камерных спектаклей «Северные встречи» (о прошлом фестивале см. здесь). Фестиваль международный, только что он прошел в четвертый раз, а бывает он раз в два года. Денег на него в этот раз дали так мало, что программа, составленная из интересных заявок, почти полностью полетела. Но нижневартовцы стиснули зубы и решили фестиваль все-таки провести. Известно, что все у нас делается вопреки. Вопреки финансам, обстоятельствам, воле властей, причем не тех властей, которые сами-то ничего не решают, помочь стараются изо всех сил, но у них и у самих мало, а тех, которые далеко наверху, и наши голоса до них не доносятся.

«Казус Послера: лекция о современном искусстве». Сцена из спектакля.
Фото — архив фестиваля.

Абсурд, но Ханты-Мансийский автономный округ, в котором стоят города нефтяников и газовиков, стал дотационной территорией! Они добывают нефть и газ, и они — дотационные города! Москва забирает все, и в этом году Тюменская область, которой принадлежат города ХМАО, недополучит в бюджет 42 с чем-то миллиарда рублей. Это уйдет в налоги за использование недр. А ведь от этого зависит жизнь театров, которые в результате плохо содержатся, не имеют постановочных денег, не могут достойно проводить фестивали. Молодые артисты, только что пришедшие в Нижневартовский театр, имеют зарплату около 9000, а цены на все выше московских, и прожить на эти деньги возможно только потому, что в театре хороший директор, который держит отличный буфет, где можно поесть за скромные суммы. Рядом стоит город Мегион. Мы выезжали в него на вечер романса в «Театр музыки». Он держится на плечах такой же упертой женщины Ирины Стоцкой, которой власти прямо заявляют, что ее театр — дармоеды. Собираются себе, поют, а им еще зарплаты плати. Душит гнев и не дает писать про фестиваль. Но все-таки напишу.

Спектаклей было мало, и были среди них и хорошие, и так себе. Сами нижневартовцы показали «Двенадцатую ночь» в постановке Маргариты Зайчиковой (о спектакле уже написала Марина Дмитревская) и " Вот такие пироги" по рассказам Шукшина в постановке Вячеслава Зайчикова. В спектакле по Шукшину — несколько отлично сыгранных ролей, остроумная сценография: глухая деревянная стена-забор, на фоне которой происходит народная жизнь. От дикого хохота спектакль ведет зрителя к ностальгической нежности к шукшинским героям и заканчивает драматической историей подпития-ограбления-убийства. Все, как всегда в России…

«Лика». Сцена из спектакля.
Фото — архив фестиваля.

Александр Фукалов (Центр современной драматургии, Екатеринбург) показал блестящий моноспектакль по пьесе Жака Мужено «Казус Послера: лекция о современном искусстве». Отличный интеллектуальный пассаж о художнике Послере, сделавшем пустоту понятием модным и брендовым, особенно хорошо проходит в городах, где талантливо осваивал бюджет наш собственный Послер — Марат Гельман. Советую приглашать Александра Фукалова с этим спектаклем везде, куда только ступит нога Гельмана. Спектаклю будет обеспечен невероятный успех.

Очень слабый, непрофессиональный мим Робер Дантонель привез спектакль — посвящение Марселю Марсо. Поскольку еще не все умерли, кто видел Марсо вживую, а многие знакомы с его творчеством по фильмам, французский мим сильно разочаровал, да, кажется, и сам это понял. Расстроил и украинский спектакль по древней пьесе Армена Зурабова «Лика» киевского театра «Колесо». Пьеса казалась устаревшей и лет 30 назад. А сейчас суконный ее язык и совершенно надуманная фальшивая история ставят двух актрис — Валентину Бойко и Наталью Надирадзе — просто в неловкое положение. А уж режиссура в лице Леонида Титова там и не ночевала. Талантливая певица и актриса Ирина Евдокимова из московского театра «Артгнездо» привезла моноспектакль «Ночь печальна» по произведениям И. Бунина и С. Рахманинова. Композиция сделана не очень опытной рукой, вся построена на произвольных ассоциациях, которые не всегда читаются. Но голос актрисы — невероятной красоты и силы. Кроме певческого голоса актриса одарена и драматически. Ей не хватает только сильного режиссера, который бы огранил ее талант, ввел бы его в какие-то берега. Потому что сейчас спектакль то превращается в композицию, то вдруг обретает черты концерта, и внятного закона у него нет. Да актриса пока и не видит необходимости в нем. А талант очевиден, как очевидна и невозделанность его, какая-то неприкаянность. Эту яркую, редкой индивидуальности актрису в хорошие бы режиссерские руки… Но таланты у нас должны сами заботиться о себе, сами искать свой шанс. Как, впрочем, и везде…

Не забыли и о детях. Для них был привезен хороший кукольный спектакль театра кукол «Сказ» из Новоуральска «Полторы горсти», созданный по мотивам грузинских сказок. Двое артистов, работая со штоковыми марионетками, разыграли простую и мудрую историю о том, как маленький ягненок отправляется в путь, чтобы спасти свою маму, добыв для нее полторы горсти соли. По дороге, как водится, встречается с разными зверями и набирается мудрости.

Власти Нижневартовска понимают, что фестиваль нужно поддержать финансово. И, кажется, собираются это делать, но… время покажет. Нижневартовский же театр подготовился к фестивалю отлично. Нигде тебя так приветливо не встречают, как на «Северных встречах». Нигде не бывает такой остроумной фестивальной атрибутики — для всех участников были сшиты модные дизайнерские сумки с вложенными подушечками, забавными летчицкими шлемами, кедровыми шишками, банками ерша в томате и бутылочками традиционного театрального напитка под кодовым названием «Не верю!». Нижневартовские артисты — самые доброжелательные и расположенные к людям. Театр стоит, распахнув объятия. Хочется пожелать только одного — денег побольше. А все остальное у него есть.

 

 

Предыдущие записи блога