Петербургский театральный журнал
16+
Фестиваль Радуга

6 мая 2018

СУПЕР-«АРЛЕКИН»

XV Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин»

Пятнадцатый «Арлекин» превзошел, мне кажется, все предыдущие по интенсивности. Организаторы собрали супернасыщенную программу, включившую конкурсные и внеконкурсные спектакли, сразу две лаборатории — читки пьес «Маленькой Ремарки» и эскизы ТЕАТР. КОМ по комиксам, образовательные семинары, лекции, творческие встречи, презентации (невозможно даже перечислить все события, следовавшие в режиме нон-стоп в течение всех девяти дней фестиваля). В прошлом году почти вся конкурсная афиша состояла из сказок, но в этот раз, видимо, и сезон оказался богаче, и выбор экспертов был более свободным, потому что впервые в истории фестиваля спектакли-претенденты удалось посмотреть вживую: бюджет «Арлекина», наконец-то, позволил это сделать.

То, что программа включила на самом деле лучшее, что сделано в отечественном театре для детей, можно подтвердить даже таким фактом: многие спектакли, выдвинутые на конкурс, уже попали в поле внимания театральной критики. Скажем, балет «Снежная королева» Екатеринбургского муниципального театра «Щелкунчик», балетмейстер Петр Базарон. Признаюсь, я была огорчена тем, что жюри «Арлекина» устояло перед обаянием этого спектакля, показавшегося мне трепетным, живым и невероятно красивым. Пластические возможности подростков-танцовщиков здесь учтены и претворены в интересный, совершенно нестандартный хореографический язык.

«Снежная королева». Театр «Щелкунчик (Екатеринбург)».
Фото — архив фестиваля.

«Важно также и то, что в классическую танцевальную технику хореограф вносит элементы современных социальных танцев и бытовые движения. Они исполняются детьми непринужденно и с большим удовольствием. Чего стоит гротескное карнавальное шествие, а затем — залихватская тарантелла целой стаи воронов, одетых в зловещие черные плащи и „чумные“ маски с длинным клювом. Или веселая, но и опасная погоня девочек-цветов за Гердой. Или большая и сложная сцена нескольких этапов борьбы героев со снежным воинством…» Спектакль и вправду хочется подробно пересказывать (я бы еще добавила описание сцены с оленями, когда трое статных юношей, обозначающих своих рогатых персонажей гордой осанкой и стилизованным положением рук, сопровождают тоненькую, легкую юную красавицу Герду — Елизавету Савостьянову).

Несколько призов жюри получили «Птицы» Театра им. Ленсовета — стилистически почти совершенная постановка Марии Романовой. Фольклор всегда служит неисчерпаемым источником для детского театра, и в этом случае восхищает глубина погружения авторов спектакля в его воды. «Птицы» завораживают!..

Главную награду — премию за лучший спектакль — жюри присудило «Я Басё», постановке «Упсала-Цирка». Работа режиссеров Яны Туминой и Александра Балсанова стала лауреатом «Золотой Маски» в номинации «Эксперимент». «ПТЖ» писал об этом спектакле, в котором на равных участвуют профессиональные артисты, подростки из основной труппы «Упсала-Цирка» и дети с особенностями развития. Японская поэзия становится сценической поэзией, провоцирует фантазию и создателей спектакля, и публики.

Найти особый театральный язык, на котором могут говорить и понимать друг друга совсем разные люди, становится важной и принципиальной задачей для тех, кто занимается театром для детей. Ведь ребенок — это кроме всего прочего начинающий зритель, он учит язык этого искусства прямо в зале, во время спектаклей. Театр зачастую становится дополнительным героем или обстоятельством. Так или иначе, почти все постановки «Арлекина» включали некую театральную саморефлексию.

«Каштанка». Ростовский-на-Дону Молодежный театр.
Фото — архив фестиваля.

Иногда это было включено во вполне традиционный, опирающийся на классическую прозу спектакль — как, например, «Каштанка» Ростовского-на-Дону молодежного театра. Режиссер Павел Зобнин всегда занимается человеческим в человеке, исследует душевную диалектику. На материале великой чеховской повести он поставил историю очень обаятельную, с мягким юмором, но и с попыткой подойти к тому необъяснимому, чем является граница жизни и смерти. «Каштанку» (не превращая текст в пьесу, произнося его целиком) играют прямо на планшете сцены, где на низких лавках рассаживаются зрители. Вся жизнь персонажей протекает в метре от первого ряда, и смерть тоже подходит близко. Невольно разделяешь страх и тоску Каштанки (Арина Диденко), когда сидишь вместе с ней в кромешной темноте и слушаешь, как умирает Иван Иванович, цирковой Гусь (изящно сыгранный Андреем Бахаревым молодой красавец в белой рубашке с пышными кружевными манжетами, истинный поэт и артист). Здесь срабатывает ход, соединяющий героиню, потерянную в большом и странном мире, смущенную огромностью тайны бытия, и зрителей, которым тоже не все в нашем взрослом мире понятно. Цирковые у Зобнина — читай, конечно, театральные актеры. Любовь к старинному лицедейскому мастерству тут всепобеждающая. Николай Ханжаров играет своего Незнакомца настоящим режиссером-педагогом, тщательно воспитывающим труппу, пестующим учеников, журящим за привычные провинности (вроде злоупотребления валерьянкой). В фестивальном показе на площадке «Зазеркалья» в финале, когда герои попадают в цирк, открывается занавес и становится видна вся глубина зрительного зала. Замершая на кофре для реквизита осиротевшая маленькая труппа, потерявшая и Гуся, и Каштанку-Тетку, показалась таким печальным, трогательным символом недолговечности театрального рая.

«Искусство вечно», так звучит древняя мудрость? Если бы…

«Театр теней Офелии». Театр «Грань» (Новокуйбышевск).
Фото — архив фестиваля.

Любимый петербургской публикой театр «Грань» из Новокуйбышевска показал работу, которую невозможно до конца понять, не принимая во внимание ее связь с историей этого самого театра. Режиссер Денис Бокурадзе посвятил свой красивый и грустный кукольно-теневой спектакль «Театр теней Офелии», инсценировку сказки М. Энде, памяти Эльвиры Дульщиковой, основавшей «Грань». (Об этом спектакле читайте статью Марины Шимадиной в № 90 «ПТЖ».) Крошечные куколки, двигающиеся внутри миниатюрного театрика, как две капли воды похожи на персонажей «Короля Лира» Бокурадзе, и хотя догадаться об этом могут только самые зоркие зрители, все-таки атмосфера такого погруженного в себя театра пленяет и чарует (если не убаюкивает). Такой тихий и рукотворный спектакль способен предложить альтернативу обычно яркому и громкому театру для юных.

В каком-то смысле спектаклем «про театр» стала и «Сказка о Попе и о работнике его Балде», совсем свежая премьера Национального театра Карелии (прошлогодний победитель «Арлекина» попадает в афишу автоматически, без отбора экспертным советом). Хотя жанр обозначен как «приключение в формате молодежной тусовки», и действительно, все начинается как «квест по Пушкину», который проходит компания подростков, идея у режиссера Вячеслава Полякова и команды молодых артистов не какая-то сверхавангардистская. В театре все может стать всем, любой предмет способен превращаться, если с ним играют, — к этому закону артисты из Петрозаводска весело, задорно и энергично приобщают аудиторию. Главное для молодежи — ритм, и поэтому путь к сказке Пушкина пролагают современные музыкальные ритмы, объединяющие публику и актеров. «Пушкинистики», то есть постижения именно Александра Сергеевича, здесь немного, «Балда» выбран именно благодаря рубленому жесткому ритму. Ну и на здоровье, как говорится. Кураж талантливой команды побеждает все сомнения. В финале все уже чуть ли не вместе скандируют рэп «Пушкин — это хорошо»… Вообще складывается ощущение, что создатели спектаклей для юных все чаще прибегают к такому приему: прямо формулируют тезис или вывод да еще и повторяют его много раз для запоминания… С волками жить — по-волчьи выть, в смысле — бороться с масс-медиа их же методами? Попытка не пытка.

«Сказка о Попе и о работнике его Балде». Национальный театр Карелии.
Фото — А. Солдатова.

С тех пор как Международный фестиваль «Радуга» в ТЮЗе им. А. А. Брянцева, в общем-то, утратил свою специфику и перестал ориентироваться на подростков, «Арлекин» начал мало-помалу спектакли для этой аудитории в афишу допускать. А может быть, дети теперь психологически становятся тинейджерами все раньше и раньше… Читки «Маленькой Ремарки», внеконкурсные спектакли «Лесосибирск Лойс» и «Море деревьев», а также «Спасти супербелку», конкурсный спектакль-комикс для всей семьи, обращены были именно к подросткам.

Комиксы стали одной из ведущих тем фестиваля, и осмыслить это явление еще предстоит. Воплощение графического романа на сцене, вероятно, особая художественная задача, и лаборатория ТЕАТР. КОМ продемонстрировала разные подходы — от инсталляции с активным включением зрителей в осваиваемую тему до визуально богатого пластического спектакля. В «Спасти супербелку» Центра драматургии и режиссуры (совместно с продюсерской компанией «Артслэнд») нет, на мой взгляд, особых открытий, кроме открытия текста («Флора и Одиссей» знаменитой детской писательницы Кейт ДиКамилло в переводе Ольги Варшавер). Комиксовое влияние ведет к схематизации и неизбежному упрощению как бы «рисованных» персонажей и их отношений, и хорошо ли это — спорный вопрос. Зато в этом спектакле все проекции и коллажи создаются онлайн, зритель видит художников, трудящихся за специальными столами прямо по сцене, видит, как из-под их рук на декорацию-экран выводятся картинки, аппликации и всевозможные визуальные эффекты. Артисты встраиваются в создаваемый медиа-мир, и следить за этим взаимодействием живого и виртуального достаточно любопытно. Театр как бы познает сам себя и свои новые возможности прямо на глазах публики. История же про «супербелку» (девочка Флора, начитавшаяся комиксов, считает, что у спасенного ею бельчонка появились суперспособности и он стал супергероем) не показалась чересчур оригинальной и захватывающей.

«Море деревьев». Гоголь-центр.
Фото — архив театра.

Одним из самых сильных впечатлений фестиваля стал спектакль «Море деревьев», показанный не в основной, а во внеконкурсной программе потому, что руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников в принципе не считает целесообразным выдвигать спектакли своего театра на какие-то конкурсы. Но пьеса Любы Стрижак, написанная специально для этой постановки, удостоилась приза от «Арлекина», а спектакль Филиппа Авдеева получил премию Ассоциации театральных критиков. «Море деревьев» — лихое зрелище, несущееся на огромной скорости. Воспринимать его адекватно замыслу, думаю, могут только юные зрители, для которых такие темпы, такая интенсивность визуальной и звуковой информации совершенно привычны. История случайно встретившихся в полицейском участке трех подростков — девчонки-пацанки Лоры с вампирскими зубами (Александра Ревенко), умника-увальня-очкарика Антуана (Артем Шевченко), оказывающегося на самом деле мужественным и смелым, и яркого индивидуалиста Ларса (Никита Еленев), не желающего взрослеть, — полна невероятных превращений, неожиданных перипетий и непредсказуемых поворотов. Артисты демонстрируют фантастическую свободу существования в образах безбашенных детей, самозабвенно играющих в жизни самые разные роли и постоянно преображающих скучную действительность. Риналь Мухаметов и Евгения Афонская восхищают мгновенной сменой масок — играют десяток всех остальных персонажей. Атмосферу дополняет электронная музыка от солиста Tesla boy Антона Севидова, который тоже участвует в спектакле. Театр выходит на высокий уровень владения языком разных современных искусств, но по сути рассказывает вечную историю обретения себя взрослеющей личностью. Да и любовь и дружбу еще никто не отменял, даже между супергероями…

В рамках фестиваля работала лаборатория молодых театральных критиков и журналистов под эгидой СТД РФ (команду курировал Алексей Гончаренко). Участники этого семинара вели весьма интересный, подробный и содержательный блог, описывали и анализировали все события ХV супер-«Арлекина». Напоследок предлагаю обратиться к этому блогу, где размещен в том числе и текст о «Море деревьев», содержащий необычную трактовку спектакля. Я, честно признаюсь, множества слов просто не знаю, но читала с удовольствием!

В указателе спектаклей:

• 
• 
• 
• 
• 
• 
• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога