Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

29 апреля 2020

Мы продолжаем серию материалов, в которых специалисты своего дела рекомендуют нашим читателям перечень «обязательного минимума» в тех или иных аспектах искусства. Не так давно мы публиковали подробный обзор классического цирка. На этот раз Ирина Селезнева-Редер подготовила гид по «новому цирку».

ОБЯЗАТЕЛЬНО К ПРОСМОТРУ В ЦИРКЕ.
ФРАГМЕНТ ВТОРОЙ, «НОВЫЙ»

Систематизировать «новый цирк» — занятие для объемной диссертации. Разбираться нужно с истоками, персонажами и художественными достижениями. «Новый цирк» на сегодня проходит путь, свойственный классическому в первой половине XIX века, когда кочевая жизнь становилась причиной текучки и перемещения кадров, не поддающихся отслеживанию заимствований. Сегодня благодаря технологиям все проще, но даже на уровне названий пока не вполне четко. Терминологическая путаница здесь — пока что непреодолимая болезнь. «Новый цирк» — это то же, что на французский манер «цирк-нуво», на английский «цирк контемпорари», а иногда и уличный цирк или просто «стрит-цирк». «Новый цирк» чурается как номерной структуры, так и жанров. О том, насколько «новый цирк» отличен от классического, уже говорилось в первом обзоре.

Вьетнамский новый цирк.

Попытки разделить и описать спектакли заканчиваются терминологическим фиаско — в буклетах фестивалей можно встретить какие угодно — понятные и загадочные — формулировки: «метафизический цирк», «конный цирк», «современный цирк в виртуальной реальности», «электрический цирк», «музыкальный цирк», «вертикальный театр», «междисциплинарный цирк-кабаре», «цирк-клоун», «цирк-сплав» и пр. В отдельных случаях, но тоже далеко не всегда, перечисление упрощает понимание — «акробатика, русская палка, клоун», «батут, танец, театр», «цирк традиционный и современный, визуальное искусство, музыка», «цирк, танец, акробатика, животные», «звуковой перформанс для двух лошадей и при их участии».

Разнообразие форм объединяет принцип: художественная единица в «новом цирке» всегда спектакль, даже если он длится всего 15–20 минут. В нем при этом может, но по большому счету не должна прослеживаться структура дивертисмента. Здесь первичны идея, режиссерское решение, вторично — стремление побороть свою и чужую природу. Трюк не в предельном физическом совершенстве, а как раз в его ином качестве. Хотя цель по-прежнему все та же, цирковая — поразить, изумить, рассмешить.

«Новый цирк» выстраивает взаимоотношения со зрителем по принципу непрерывности общения. Эта непрерывность — плод уличных представлений, ведь именно они в максимальной степени ориентированы на то, что зритель не пройдет мимо и останется до конца. Уличный цирк — прародитель и кузница идей «нового цирка». Из него выросло то, что сегодня существует в театральных зрительных залах и в пространстве шапито. Из него вырос и Цирк дю Солей. Фактически сегодня понятие «новый цирк» объединяет уличный цирк, спектакли на закрытых площадках и Цирк дю Солей. Деятельность последнего настолько отдельна, обширна и влиятельна, что позволительно выделить его в особый раздел и поговорить о нем как-нибудь в другой раз. Отследить то, что происходит в уличном цирке, на уровне имен сложно, но зато реально на уровне тенденций. А все, что в театрах и шапито, хоть и требует систематизации, но отчаянно этому противится. Каждый год на фестивалях выныривают новые коллективы, которые придумали что-то свое. А на выходе — цирк то оперный, то паталогоанатомический, то садо-мазохистский, то придворный, то лубочный, то барочный.

Большинство из названных ниже имен и компаний можно задать в поисковых системах, и сайты откроют поистине громадные богатства. Правда, достойные видео есть не у всех. В «новом цирке» оберегают свои ноу-хау, и иной раз в качестве примера остается довольствоваться короткими трейлерами, в которых за монтажом не всегда угадывается суть. В этом обзоре — только то, без чего невозможно обойтись в разговоре о «новом цирке».

ПТЖ не раз публиковал обзоры фестивалей «нового цирка», которые можно найти по этим ссылкам: http://ptj.spb.ru/archive/95/shapito-95/otkrytye-cirkovye-perspektivy/, http://ptj.spb.ru/archive/89/shapito-89/festivali-festivali/

Театр-цирк

Адаптация цирка к театру не дает покоя режиссерам, которые больше цирка любят театр, но которым в этом театре тесно. Процесс идет в разных направлениях, но в итоге всегда рождается спектакль, который чуточку театр, чуточку цирк, чуточку концерт, а в целом — отлично срежиссированный спектакль со множеством элементов из других искусств и множеством оригинальных находок. По этой части в «новом цирке» давно есть свои монстры.

Перечислять достижения канадского Цирка Элуаз (Cirque Eloize) бессмысленно. Достаточно того, что с ним плотно работал лучший из режиссеров современного цирка Даниэле Финци Паска. О том, что у них все в порядке по части адаптации цирка к условиям театральной сцены, говорят два их последних спектакля — «Circopolis» https://www.youtube.com/watch?v=JUGQlqkYl0c и «Saloon». https://www.youtube.com/watch?v=QXQZma-68ig

Такую же тягу к адаптации цирка к театральным реалиям проявляет и другая канадская компания — «Семь пальцев на руке» (7 doigts de la main). В Россию она уже привозила спектакли «Пассажиры» https://www.youtube.com/watch?v=xR8wGY9_jTk и «Сны Босха» (ПТЖ писал о петербургских гастролях http://ptj.spb.ru/blog/animacionnyj-cirk/). Вот здесь — выдержка из спектакля «Psy»: https://www.youtube.com/watch?v=FbeSDIXzMds

На слуху имя Джеймса Тьерри, но при детальном разборе его опыты пока что явно не дотягивают до канадских аналогов. Однако для многих на сегодня он ориентир в современном искусстве на границе цирка и театра. Вот фрагмент из его спектакля «Symphonie du Hanneton»: https://www.youtube.com/watch?v=QjykYSfW-Bw

Экстраординарный цирк

Особенным образом мыслит компания Collectif AOC и ее режиссер Марлен Рубинелли-Джордано https://www.youtube.com/watch?v=onnSpNrs8ZE. На последнем биеннале в Марселе она представила спектакль «Des Bords de soi», в котором визуальный образ кабинета редкостей с трехголовыми младенцами и людьми без лица и в клетках стал отправной точкой для рождения цирка ужасов.

Компания Cheptel Aleikoum в спектакле «Les Princesses» https://www.youtube.com/watch?v=dkZxMaxemLg пытается в садомазохистском стиле переосмыслить историю об утонченных красавицах, спящих и не только, и задействует при этом как акробатику, так и оперный вокал. На выходе — полное юмора изысканное зрелище с прекрасными мелодиями и тонкими аллюзиями. Вот только хорошего видео у него нет.

Из разряда сенсаций последних лет — Cirque Aital: https://www.youtube.com/watch?v=FmwClSWIYPQ. Его создатели Виктор Катала и Кати Пиккарайнен не стали открещиваться от связей с классическим цирком, даже напротив, сделали его предметом своего спектакля «Saison du cirque».

Ни на кого не похож и официально основанный в 1987 году Cirque baroque — https://www.youtube.com/watch?v=2LlLkNcDIXY. У них что ни спектакль, то повод для восхищения https://www.youtube.com/watch?v=BTCq1Jz1UdQ.

Восхищение другого рода сопровождает спектакли Cirque Inextremiste. И если Барочный цирк экспериментирует с образами, то «инэкстремисты» воплощают цирк индустриальный и изучают природу бытового реквизита — газовых баллонов и досок: https://www.youtube.com/watch?v=C43_O-lVxVg.

К индустриальному цирку склонна и компания Machine de Cirque — https://www.youtube.com/watch?v=9ik0JXAv47Q.

Из числа талантливых долгожителей в мире «нового цирка» нельзя не назвать основанный в 1984 году Cirque Plum — https://www.youtube.com/watch?v=iajY4Avt5t4, https://www.youtube.com/watch?v=BQfNwYG0HwU

Оригинальным путем идет Cirque Alfonse, в недавнем времени прокатившийся по Европе со спектаклем «Barbu» — (https://www.youtube.com/watch?v=iFHx0k0gdVg, https://www.youtube.com/watch?v=BnZTTDbstgI). Но по-настоящему сущность этого цирка становится видна, если посмотреть ролики их спектакля «Timber» — https://www.youtube.com/watch?v=HTO0Gmmi0KM, в котором они жонглируют топорами, огурцами, капустой и картошкой, машут хлыстами, балансируют на колесе от телеги, а еще танцуют и поют какие-то кабацкие песни.

Столь же необычна и британская компания Ockham’s Razor, сочетающая цирк и визуальный театр — https://www.youtube.com/watch?v=7fNPQFXclnw, https://www.youtube.com/watch?v=oiamM6ZFaoQ

К инженерному цирку тяготеют Жоан Ле Жийерм, https://www.youtube.com/watch?v=eDudw_xPEdw&t=8s, создающий из досок и панелей невероятные композиции и испытывающий сопротивление материалов в прямом смысле, а также Борис Гибе, стоящий во главе компании Les Choses de Rien. Последний экспериментирует с балансом, силой притяжения, упругостью тканей и субстанций и собственной выносливостью буквально с риском для жизни — https://www.youtube.com/watch?v=glUMap6P51c, https://www.youtube.com/watch?v=o9n3yfS0zRA.

Такой же отчаянный одиночка и Иоанн Буржуа, неожиданно за последние годы ставший чуть ли не символом «нового цирка» благодаря своим экспериментам в общественных пространствах городских площадей и музеев. Он, начинавший как батутный акробат, двинулся значительно дальше привычных опытов с парением и падением https://www.youtube.com/watch?v=vNWWSf_NR4E&t=175s, https://www.youtube.com/watch?v=PxJ-FUb78q8

«Новый дивертисмент»

В «новом цирке» сегодня выросло уже не одно поколение артистов, которые не придумывали свои представления с нуля, как это было в 70-х и 80-х годах, но прошли профессиональное обучение в европейских цирковых школах. Их объединение в различные коллективы часто выливается в создание спектаклей, структура которых сродни классическому дивертисменту, где каждый номинально вроде и универсальный артист, но качественно владеет лишь одним-двумя жанрами. Режиссура таких спектаклей часто просто в умелой компиляции отдельных номеров. Прорывы случаются, как правило, тогда, когда в художественную ткань спектакля вплетены элементы других искусств — танца, музыки, драматического театра, видеоарта. Компаний, идущих этим путем, великое множество. Из тех, что сейчас на слуху: шведская Circus Cirkör — https://www.youtube.com/watch?v=W69oBG8kR3c , финская Race Horse Company — https://www.youtube.com/watch?v=KnDJIPvzR-I, австралийская Casus Circus — https://www.youtube.com/watch?v=moaTH584jdg, чешская The Loser(s) Cirque Company — https://www.youtube.com/watch?v=uT57brYetlc, канадская FLIP Fabrique — https://www.youtube.com/watch?v=aYAM2ULFVrQ.

Голубая жонглерская кровь

Можно проверить утверждение о том, что «новый цирк» начали двигать вперед жонглеры, но навскидку кажется, что это именно так. В этом жанре столько всего, им владеют настолько многие, что проследить его развитие на фоне набирающих популярность жонглерских фестивалей и конкурсов все сложнее.

Однако на фоне многообразия в жонглировании в «новом цирке» давно вне конкуренции Шон Гандини и Жером Тома. Первый основал свою компанию Gandini Juggling в 1992 году, обрел множество учеников и год за годом выпускает новые спектакли. Из последних наиболее впечатляющий «Smashed» — https://www.youtube.com/watch?v=oC0_bhsxamo. Второй долгое время подвизался в одиночку, работал на театральных площадках, но сейчас вернулся в круглый манеж. Вот здесь его сольные выступления https://www.youtube.com/watch?v=1jC8jmokGR8&t=124s, https://www.youtube.com/watch?v=GZNE40ghohg, и для полноты картины выдержки из последнего спектакля «HIP 127» — https://www.youtube.com/watch?v=0_pIMaEnd9w и спектакля «Rain/Bow» —https://www.youtube.com/watch?v=JtPR9WWzazw

«Новая магия»

С новой магией все просто и непросто. Изначально часть «нового цирка», она все активнее превращается в отдельный вид искусства. С одной стороны, все опыты можно свести к тому, что делают основоположники — Этьен Саглио (компания Les Monstres — https://www.youtube.com/watch?v=XwlMQPf8VLY), Ян Фриш (компания L’Absente — https://www.youtube.com/watch?v=M_JvpqaIqxg), а также Рафаэль Наварро, Клеман Дебайель и Валентина Лоссо (компания Cie 14:20 — https://www.youtube.com/watch?v=aPVGYPeqOqw&t=94s) Интервью с Валентиной Лоссо, подробный разговор о принципах «новой магии», ПТЖ публиковал в блоге http://ptj.spb.ru/blog/magiya-bez-magov/. С другой стороны, по миру гастролирует целый ряд других компаний, развивающих идеи левитации, голографии и визуальных эффектов ради создания завораживающих, магических по внешнему виду и по сути зрелищ. Из них одна компания — NoGravity https://www.youtube.com/watch?v=dFWLvIyECCs — даже побывала в России (о чем текст в блоге http://ptj.spb.ru/blog/paryashhij-leonardo/).

«Новый цирк» с животными

Вопреки устоявшемуся мнению придется констатировать, что «новый цирк» с животными существует. Бартабас и его «Конный театр Зингаро» здесь — из числа образцовых примеров. Первый из 16 впоследствии созданных спектаклей возник в 1984 году. Бартабас был фактически зачинателем нового вида зрелищ и не только создал собственное сценическое пространство с расширенным манежем, галереями и сценами, но и, не смущаясь, решился объединять в одном представлении цирк, театр, оперу, танец и новейшие технические достижения. Его поэтический конный театр существует и гастролирует до сих пор. По ссылке — почти полная версия его спектакля «Eclipse»: https://www.youtube.com/watch?v=c8yELc07ebo&t=505s. Из числа впечатляющих — вот этот трейлер постановки «Calacas» https://www.youtube.com/watch?v=NUahj-teKJk и фрагмент спектакля «Весна священная» на музыку Стравинского при участии полноценного оркестра https://www.youtube.com/watch?v=SoHhdmlY-Sg&t=1062s. И, чтобы совсем уж ничего не упустить, вот здесь «Конная опера» (правда, в ужасном качестве) — https://www.youtube.com/watch?v=iH_zf_TJOe4.

В Марселе существует еще один конный театр, без которого немыслимы сегодня главные фестивали «нового цирка». Theatre du Centaure cоздали Камилла и Маноло в 1995 году на огромной территории, объединяющей крытый и закрытые манежи и большую зону конюшен. Их первый спектакль — по пьесе Жана Жене «Служанки» — родился в 1998 году, и с тех пор театр выпустил больше десятка представлений. Их аскетичные постановки полны меланхолии и созерцательности, лишены многофигурности, но при этом погружают зрителя в особый мир людей-кентавров, существующих по собственным законам. Вот здесь фрагменты из спектаклей «Макбет» — https://www.youtube.com/watch?v=cLwmnHlZj6g и «L’Envol» — https://www.youtube.com/watch?v=vr4N6UnQJqk.

Наряду с театральными спектаклями «Театр кентавра» регулярно выпускает маленькие впечатляющие киноролики, как, например, вот этот, снятый на вокзале Сен-Шарль — https://www.youtube.com/watch?v=qffzBuJKdgA. И создатели театра, и его приглашенные артисты должны обладать главным качеством — быть кентаврами буквально, сливаться с животными так, чтобы не было заметно никакое воздействие на них.

Образцовый «новый цирк», тем временем, уходит с собственно цирковых площадок и переселяется в пространства конных шоу. И здесь невозможно пройти мимо двух имен. Фредерик Пиньон развивает идеи дрессуры на свободе — https://www.youtube.com/watch?v=w1YO3j-Zh3g, которые он начал еще в манеже и даже удостоился за свои опыты призов в классическом цирке на Международном фестивале цирка в Монте-Карло.

Рози Хохеггер, также начинавшая в манеже и тоже награжденная в Монте-Карло, нашла свою нишу в комической дрессуре и уже много лет вместе со своим пятнистым жеребцом Скаутом развлекает публику конных шоу и даже кабаре. Справедливости ради нужно сказать, что канва демонстрируемого ею номера «Лошадь в кровати» была придумана аж на заре XIX века. Но в исполнении Рози Хохеггер это то самое новое, которое хорошо забытое старое (на французском языке в кабаре — https://www.youtube.com/watch?v=1yvZV8piMYI, на немецком языке на конном шоу — https://www.youtube.com/watch?v=6J0orC2QECc&t=21s).

«Новый цирк», с моей точки зрения, вызревает не только на конных шоу, но и на выставках собак. С тех пор, как в их программе появились дисциплины «собачьих танцев» и «фристайла», дрессура собак перестала быть спортивно-прикладной дисциплиной и перешла в разряд художественный. Собаки и их хозяева разыгрывают уже настоящие мини-спектакли, которые вполне можно переводить в разряд «нового цирка». Вот несколько образцов того, на что нынче способны собаки и их хозяева: Люси Имбергерова и ее пес Дерил — https://www.youtube.com/watch?v=GL3DXJE9UJk; Марина Новоселова и ее ньюфаундленд Фанньюф Глория Дей — https://www.youtube.com/watch?v=ZChqmn4v1BM, Элке Боксон с Джесси — https://www.youtube.com/watch?v=UouXhwRXYus; а также шедевр от Мэри Рэй под композицию «Singing in the Rain» — https://www.youtube.com/watch?v=e8Ip852UvOY&t=278s. И еще больше таких танцующих собак можно найти в YouTube, если забить в поисковик «dog dance championship».

Дрессура мелких птиц — также из разряда тех зрелищ, что существуют за пределами манежа, но часто на сценах кабаре. Вот прекрасный пример такого выступления одного из самых известных апологетов этого жанра Нормана Баррета — https://www.youtube.com/watch?v=mBu8Ss8TTl4&t=29s

Отдельный жанр дрессуры — дрессура мелких животных, присутствующая в Сети, но не выведенная на публику. Здесь уместно вспомнить о том, как дедушка Дуров дрессировал крыс и даже выводил их стаями на манеж. Дрессуру мелких грызунов можно считать отдельным жанром, вот только существует она пока только в домашних условиях. Пройти мимо нее, тем не менее, невозможно, и вот, оказывается, на что способны крысы: https://www.youtube.com/watch?v=0jo_EG7XqZQ. А вот и ролик от Орео, самой знаменитой крысы на YouTube — https://www.youtube.com/watch?v=rGmhkmMPkDY

Цирк на улице

Цирк на улице — удел самых смелых. Ветер и солнце — реальные соперники, а само выступление — вызов артистов самим себе. Удержать публику и не отпустить — вот что оказывается главным.

Многоликость уличного цирка не поддается детальному разбору. Справедливо лишь одно: компании, которые выживают в этих условиях, достаточно успешно рано или поздно переселяются под крышу и начинают более масштабную деятельность. Их уличная карьера — как правило, компиляция из умений разного рода, среди которых жонглирование, акробатика и музицирование должны быть названы в числе первых. Таких компаний десятки, если уже не сотни, по всему миру. В качестве примера того, что они делают, можно назвать, например, Cirque La Compagnie (фрагмент их спектакля «L’Avis Bidon» — https://www.youtube.com/watch?v=ardOPVqSPZ4), компанию La Trocola — https://www.youtube.com/watch?v=PAx16u_Q7LA, компанию La ContreBande — https://www.youtube.com/watch?v=gzeqpjfB0Is или компанию Satchok — https://www.youtube.com/watch?v=dmTfmkZabw4.

Убежденным приверженцем уличного цирка является Compagnie Barolosolo — дуэт совершенно безбашенных артистов, клоунов по сути — https://www.youtube.com/watch?v=UcpQ4X3OBYs

Ставшая уже известной компания NoFitState Circus буквально за последние два года совершила переход с улицы под крышу. Их завораживающий спектакль «Block» (https://www.youtube.com/watch?v=8qqAF3sTXAA) побывал, кажется, на всех фестивалях. А вот шапитошный «Lexicon» (https://www.youtube.com/watch?v=JIc4-qrS4EI) только начинает свою фестивальную жизнь, но далеко не так впечатляет.

А вот Cirk Vost (https://www.youtube.com/watch?v=zV3Io5bbzxA) отваживается на отчаянный уличный цирк. Воздушный полет на улице — это зрелище, щекочущее нервы почище подкупольных аналогов.

«Новый цирк» в России

В России «новому цирку» приходится тяжело. Из отечественных подвижников нельзя обойти вниманием трех. В Петербурге давно ведет свою деятельность Упсала-Цирк (трейлер спектакля «Пиросмани» https://www.youtube.com/watch?v=NWZ_WH9Ivec) во главе с Ларисой Афанасьевой, которая и директор, и худрук, и режиссер в одном лице. В Ленинградской области пытается окрепнуть конно-драматический театр «Велесо» (фрагмент из спектакля «Священный полет цветов» https://www.youtube.com/watch?v=Jii6TX3d11U), существующий благодаря энергии и увлеченности Евгения Ткачука, который также и директор, и режиссер, и актер в одном лице. В Москве на ниве «нового цирка» подвизается «Антикварный цирк» и его режиссер Елена Польди, представительница прославленной цирковой династии, нашедшая свое вдохновение в отличной от классической цирковой эстетике. В предновогоднее время ее спектакли идут на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда (фрагмент спектакля «История года» https://www.youtube.com/watch?v=nzDzup1RxSs).

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога