Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

29 сентября 2020

ФЕСТИВАЛЬ В УРАЛЬСКОЙ ГЛУБИНКЕ: РАДОСТИ, ТРЕВОГИ, НАДЕЖДЫ

О X Межрегиональном театральном фестивале «Ирбитские подмостки»

Вот сейчас главное вовремя остановиться. Потому что Ирбит — маленький (36 тысяч жителей) город в четырех часах автобусной езды от Екатеринбурга — влюбляет и заставляет прежде всего писать о себе. Больше 20 музеев, старинные храмы, аутентичная деревянная мельница на въезде, настоящая ярмарочная площадь, с которой начинался город и от которой радиально расходятся улицы с невероятным количеством одно-двухэтажных кирпичных особнячков, чуть не каждый из которых — маленький архитектурный шедевр (да, большинство разрушаются, и уникальные кирпичные изыски иногда едва уже угадываются, но атмосфере это не мешает — хотя, что греха таить, как жить там, с трудом можно себе представить).

Д. Эйрих (Морин Фолан), И. Шипулина (Мэг Фолан). Сцена из спектакля «Красавица из Линэна».
Фото — архив фестиваля.

Городу будет 390, Ирбитскому драматическому театру им. А. Н. Островского в этом году — 175. Юбилейный сезон открывался юбилейным — десятым — фестивалем «Ирбитские подмостки». Судьба у фестиваля странная, прерывистая. Например, если первый фестиваль прошел в 1993 году, то второй — в 2001-м. И дальше было, в общем, то потухнет, то погаснет (о фестивале в 2013 году писала в «ПТЖ» Елена Вольгуст). Но последние два фестиваля — прошлого года и нынешнего — позволяют надеяться, что он станет интересным событием театральной жизни региона. Есть люди — есть фестиваль: молодой директор Лилия Гундырева; опытный фестивальный организатор из Екатеринбурга, завлит театра Елена Ильина; наконец, замечательный, энергичный, чувствующий, где в городе начинается жизнь, которую стоит поддержать, мэр Ирбита Николай Юдин (благодаря его решению фестивальные награды обрели в этом году достаточно значимый материальный эквивалент).

В этом году было представлено 11 спектаклей (предполагалось больше, но карантин спутал карты) из Перми, Тюмени, Серова, Озерска, Каменск-Уральска, Екатеринбурга и самого Ирбита. Ирбитский театр давно переживает не лучшие времена: на фоне других коллективов Свердловской области — Каменск-Уральской «Драмы номер три», Нижнетагильского драматического театра, даже переживающего кризис театра Серова — уровень и репертуара, и творческого состояния труппы, скажем мягко, оставляет желать. Но на прошлом фестивале завязалась замечательная творческая дружба: Сергей Федотов, взявший со своим Театром «У Моста» Гран-при за «На дне», предложил поставить здесь своего любимого драматурга. И вот ирбитская «Красавица из Линэна», уже съездившая на гастроли в Пермь, принятая к участию на макдоноховский фестиваль Театра «У Моста», украшает афишу и «Подмостков». И глагол этот — не фигура речи: спектакль, виденный мной на одном из премьерных показов, где пазлы еще плохо складывались в одно целое, сделал необычайный качественный рывок. Дуэт матери (Мэг Фолан — Ирина Шипулина) и дочери (Морин Фолан — Дина Эйрих), нервный, болезненный, где ненависть и зависимость, крайнее раздражение и из глубин детства идущее притяжение, — заставляет переживать трагедию несовместимости жизни самых близких людей на предельном градусе. И можно с уверенностью сказать, что в спектакле родилась по-настоящему интересная актриса — в стройной красавице (для Морин так даже чрезмерной), перманентно голубой героине прежних ирбитских спектаклей Дине Эйрих обнаружился серьезный драматический дар, в результате — приз «Лучшая женская роль».

Ю. Шек (Анна Сергеевна), Д. Юдин (Дмитрий Дмитриевич Гуров). Сцена из спектакля «Дама с собачкой».
Фото — архив фестиваля.

Лучшим спектаклем (Гран-при фестиваля) стала «Дама с собачкой» тюменского Молодежного театра «Ангажемент». На обсуждении вспоминалась «Дама с собачкой» Камы Гинкаса Московского ТЮЗа. А мне интересна параллель со спектаклем Праудина — Скороход в БДТ. Автор пьесы Ася Волошина — ученица Натальи Скороход, а Ринат Кияков закончил курс режиссуры у Анатолия Праудина. Спектакль «учителей» смотрела слишком давно, на премьере, чтобы взять на себя смелость сравнения, но по ощущению та история была более острой, отчаянной, текст Чехова взрывался, воплощался в невероятной силы стихиях — вихри, метели. Через них герои прорывались друг к другу, зная при этом — последняя сцена была невероятной силы! — что по-настоящему не прорвутся никогда. Тюменский спектакль более легкий, мягкий, ироничный, здесь отчаяние любви остается не выплеснутым, остается как будто внутри героев. Впрочем, только ли про любовь этот спектакль? Может быть, он про «серые, с гвоздями заборы», которые перегораживают наши улицы, мысли и чувства? Про скуку пустого нескончаемого общения с ненужными тебе людьми? Так или иначе, летящий деликатно-остроумный текст пьесы с первых минут спектакля — когда трое не знающих чем заняться курортных приятелей, Гуров (Денис Юдин), Буров (Денис Рекало) и Вуров (Андрей Захаренко), болтают в ожидании «хорошеньких», — подхватывается актерами и ритмически, и интонационно так точно, что сразу включаешься, узнаешь и очень чеховское, и очень сегодняшнее одновременно. И так будет весь спектакль — в отношении не только текста, но и способа существования актеров и в самом способе представления (репрезентации, как бы сейчас сказали) чувств героев. Отдельная радость — замечательно харизматичный Гуров Дениса Юдина: блестящий, легко балансирующий между Сциллой (удержать) и Харибдой (не приблизить) во всех событиях дежурной, как казалось, ялтинской влюбленности; рассеянно-вежливый, иногда едва скрывающий раздражение во время никчемных разговоров московских встреч; в финальных сценах — потерянный, растерянный, с трудом подбирающий слова…

Сцена из спектакля «Летели качели».
Фото — архив фестиваля.

Харизмой главного героя, точнее, конечно, актера Алексея Корсукова, его представляющего, запоминаются больше всего и «Летели качели» пермского театра «Новая драма». Вообще в этом спектакле отчетливо проступил основной смысловой сюжет фестиваля, не продекларированный заранее, а возникающий из живых сценических впечатлений. Нельзя не заметить, что после (в последние полгода) пережитого что-то смещается в художественном восприятии. И хотя все спектакли были поставлены до пандемийной эры, сегодня тема — именно на обсуждении этого спектакля впервые прозвучавшая — «жизнь в отсутствии жизни» видится чуть не в каждом из них. Широко известная пьеса Константина Стешика именно про таких, по сути, «не живущих» людей. У одних, сорокалетних, что-то кончилось и нового не нашлось, у других, шестнадцатилетних, ничего никогда, кроме скуки, и не было. Спектакль Марины Оленевой — руководителя театра, немолодого и совсем не похожего на персонажа нашей новодрамской тусовки человека — отмечен тем не менее очень точным для данного театрального направления эстетическим чувством (премия «Лучшая режиссура»). Здесь никто не жалуется, не апеллирует к состраданию, все предельно спокойны, внешне небрежны, даже по-своему рассудительны, и кошмар этой «неживой жизни» проступает постепенно. Он заключен не только в тексте, но и в едва «живых», почти с полным отсутствием мимики, лицах героев, в их невзглядах друг на друга. В неприкаянности их общего облика — непричесанные, небритые, в мешковатых, надетых прямо на майки мятых пальто. Наконец, в сотворенной художником Любовью Мелехиной постоянно вращающейся — единственная декорация спектакля — карусели, где дешевая кафешка, хрущевка, палата дома престарелых сменяют друг друга, образуя свой круг безысходности.

А. Сергеев (Мауно). Сцена из спектакля «Петушок из букваря».
Фото — архив фестиваля.

Очень значимым качеством ирбитского фестиваля является его не-провинциальность. Сложная природа многих представленных здесь спектаклей — не следствие ребусной знаковой системы, а попытка прорваться к каким-то трудно уловимым явлениям современной реальности. Спросите меня, о чем один из самых интересных спектаклей фестиваля — «Горница» екатеринбургского Центра современной драматургии? Не отвечу, но чувствую, что здесь тоже и про жизнь-смерть, и про Россию, и про какие-то неведанные, но ощущаемые каждым человеком силы, что направляют его существование. Герман Греков, драматург и режиссер спектакля, удивительно точно «попал» при распределении ролей-исполнителей своих странных персонажей. От игры потрясающего трио — Григорий Ильин, Константин Итунин, Антон Бутаков (номинация «Лучшее актерское трио»), — филигранно балансирующего на грани предельно бытового и инфернального, глаз оторвать невозможно, и даже смех, что звучит на протяжении всего спектакля, имеет какую-то особую, не без чувства потаенного страха, природу.

Из разряда «странных» и «Петушок из букваря» самого маленького театра Екатеринбурга — «Волхонка». Одному Богу известно, как уже больше двадцати лет выживает этот, всегда тяготеющий к интеллектуальной драматургии, коллектив. Его, как сейчас говорят, хэдлайнер Александр Сергеев — в свое время Катурян из «Человека-подушки», Серж из «Арта», Ильин из «Пяти вечеров», Алексей Турбин, Порфирий Петрович — предстал в моноспектакле Линаса Зайкаускаса больным, всю жизнь читающим только один букварь переростком-аутистом. Чуть не полтора часа этот мальчик-парень-мужчина (непросто определить, какого он конкретно возраста), умудряясь быть одновременно милым/противным, мудрым/идиотом, смешным/страшным, ангельски чистым/вором, вызывает почти раздирающее душу сочувствие. И вечные темы одиночества, брошенности, неприкаянности, вообще человечности, которые всплывают в этом бодром, энергичном, чуть не радостном по тональности спектакле, отзываются по-новому и по отношению к другим (с ограниченными возможностями) людям, и к людям вообще, да и к себе самому (премия «Лучшая мужская роль»).

К. Итунин (Базар), Г. Ильин (Алексей), А. Бутаков (Артемьев). Сцена из спектакля «Горница».
Фото — архив фестиваля.

«Лучший ансамбль» получили актеры Каменск-Уральской «Драмы номер три» за спектакль Александра Вахова «Финал. Дядя Ваня». Но вместо того, чтобы описывать этот совершенно уж безумный спектакль-игру, где сами зрители путем голосования назначают исполнителей, их действия, интонации, настроение, музыку и т. д. и который уже был подробно описан на страницах «ПТЖ» автором этих строк, скажу о новой, впервые прозвучавшей на закрытии, номинации фестиваля. Театром драмы — хозяином фестиваля при поддержке городских властей и Екатеринбургского отделения СТД учреждена премия имени Михаила Вячеславовича Сафронова, уроженца Ирбита и его почетного жителя — «Лучшему театральному менеджеру». Награду абсолютно заслуженно — театр, действительно, в последние годы, что называется, рванул — получила Людмила Степановна Матис, художественный руководитель «Драмы номер три».

На церемонии закрытия, проходившей, как и полагается, в очень радостной атмосфере, зал, ахнув, на несколько секунд замолк, когда мэр города оптимистичным голосом заявил, что театр закрывается на капитальный ремонт (которого, действительно, не было чуть не с 1950-х) и следующий фестиваль будет через четыре (!) года. Как? — недоумевали мы, ведь все только начало завязываться. Но последующий фуршет был не просто отдохновением — члены жюри активно работали, тут был и приехавший Николай Коляда, спектакль «Ба» которого закрывал фестиваль. И именно он вовремя сказал Николаю Юдину сакраментальную фразу: «Пока есть люди — есть фестиваль, не стоит так надолго откладывать». В результате — на следующее утро члены жюри на час задержались с отъездом. Не было еще 9, когда мэр привез нас в недавно расчищенный, с потрясающими аллеями, полянами и полянками, речкой лесопарк и под сияющей красотой разноцветной листвой предложил подумать над вариантом фестиваля open-space (обычное время фестиваля — вторая половина июня), которому всячески обещал способствовать. Все расстались в большом воодушевлении, но посмотрим…

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога