Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Невский Театралъ. № 6/7.2016
СМИ:

В СТРАНЕ УЛЫБОК

На сцене Санкт-Петербургского Театра музыкальной комедии прошли премьерные показы одной из самых пленительных оперетт Франца Легара «Страна улыбок». Для российской публики «Страна улыбок» — «темная лошадка», для петербургской музкомедии — первое сценическое воплощение. В качестве режиссера-постановщика спектакля выступил художественный руководитель Будапештского театра оперетты Миклош Габор Кереньи, небезызвестный KERO.

История заведомо несчастливой любви китайского принца Су-Шонга и австрийской графини Лизы Лихтенфельд положена Легаром на музыку фантастической красоты. Однако в спектакле Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии красоту эту оценить сложно, потому что проблематично услышать. В желании приблизить легаровскую партитуру к актуальным на сегодняшний день мюзикольным ритмам (музыкальный руководитель и дирижер Алексей Нефедов) меньше всего думали о самобытности композитора. Хотя разумнее было прислушаться к хрестоматийным словам либреттиста Пауля Кнеплера (лучше-то него никто не сказал): «Есть три рода театрально-драматической музыки — опера, оперетта и Легар».

Непостижимым образом, и это абсолютный нонсенс, не радовала слух всемирно известная ария Су-Шонга «Я отдал тебе свое сердце». И потому, что «вставили» ее (иначе не скажешь) не пойми куда, и потому, что мизансцена в момент исполнения была крайне неудачной. Либретто Людвига Герцера и Фрица Ленера-Беды вообще весьма странно «перелопатили» (венгерская редакция Иштвана Каллаи и самого Кереньи), не обошлось и без любимой забавы некоторых постановщиков — «расцвечивания» оригинальной партитуры за счет музыкальных фрагментов из других оперетт.

Костюмы (Ката Хорват) и декорации (Агнесс Дьярмоти), прибывшие в Петербург из венгерской столицы, оценить можно парой слов: «пышно» и «богато». Но, в целом, ожидаемо. То же самое наблюдается в поставленных на петербургской сцене под руководством Кереньи кальмановских «Графини Марицы» и «Баядеры», штраусовской «Летучей мыши». Графично-эксцентричная хореография Ене Лоусеи — выше всяких похвал, вот уж где «загнанные» темпы не мешали, оттого и стала она одним из самых выпуклых элементов постановки.

В партии принца в первый день выступил премьер Будапештской оперетты Жолт Вадаш, во второй — солист театра музыкальной комедии Федор Осипов, партию Лизы (здесь обошлись собственными силами) спели Оксана Крупнова и Наталья Савченко. В дальнейшем в центральных партиях можно будет услышать Олега Коржа и Катажину Мацкевич, но на момент написания данной статьи оценить их исполнение не представляется возможным.

У Жолта Вадаша, выучившего, к слову, партию на русском языке, казалось бы два непоколебимых козыря: отличного качества тенор и брутальная внешность. Но как-то его трактовка образа принца не задалась… Грим — смесь Мефистофеля образца антрепризного провинциального театра конца XIX столетия и современного российского скетч-шоу. Манера актерской игры — утрированная, прямо-таки буффонная. Голос в драматических местах почему-то терял опору, и артист переходил на крик.

Федор Осипов, несмотря на специфический «китайский» грим, был, напротив, и хорош собой, и похож на принца. Мягко и напевно звучал свежий и теплый голос, а несколько «недопетых» верхних нот явились скорее следствием недостаточной «впетости» партии, нежели вокальных проблем. Хорошо дались Осипову лирико-романтические сцены, которые он провел в высшей степени деликатно, без чувственной избыточности.

Хрупкая, изысканная Крупнова — идеальная кандидатура на роль принцессы, не только китайской, но и любой другой — самой рафинированной и самой сказочной. Женская прелесть Лизы-Крупновой ослепляла, движения были изящны и грациозны, актерская игра — убедительна. Вот только прелестное сопрано артистки звучало местами несколько напряженно, сдавленно.

Наталья Савченко пела, за редким исключением, свободно и легко. Ее графиня Лиза была лирична и поэтична, не хватило же ей внутренней энергии, блеска в глазах.

По-разному разыграли свои роли каскадники. Иван Корытов незадачливого графа Ференца изобразил классическим опереточным простаком, а Александр Леногов — обаятельным жизнелюбом и дамским угодником. Ми Ольги Лозовой — девушка решительная и экстраординарная, Марии Елизаровой — мечтательная и нежная. Колоритный образ Евнуха получился у Владимира Яроша (телевизионному зрителю он известен как Физик в праймовом сериале НТВ «Морские дьяволы»), да и выпавший на долю его персонажа откровенно пошлый юмор звучал из его уст как-то более весело и интеллигентно, чем у «пошедшего вразнос» Александра Круковского. В роли Амалии была неотразима Светлана Лугова, составившая замечательную пару с Александром Байроном (граф Лихтенфельд).

…Ну а обещавшее стать счастливым путешествие в Страну улыбок (читай: Поднебесную) закончилось для графини Лизы отнюдь не happy end — разбитым сердцем…

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.