Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

В ЦАРСТВЕ ЭЛЬФОВ

В рамках фестиваля «Звезды белых ночей» Концертный зал Мариинского театра представил финальную премьеру сезона — оперу Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь». Постановочная бригада (в которой преобладали женщины) во главе с британкой Клаудией Шолти создала стильный и почти идеальный продукт для семейного просмотра, органично вписавшийся как в пространство Концертного зала, так и в современный социокультурный контекст.

В оперном жанре Клаудиа Шолти — дебютантка: дочь великого дирижера сэра Георга Шолти недолго, но успешно работает в кино. Ее короткометражки «Свадьба по залету» и «Погоня за небесами» были отобраны Британским советом и представляли страну на международных кинофестивалях. Удачным оказался и дебют в полном метре — комедия «Это для меня». В данный момент режиссер работает над кинокартиной с говорящим названием «Продолжай мечтать», которая является вольным переложением «Сна в летнюю ночь». Разумно воспользовавшись собственным опытом, Шолти преобразовала сцену Концертного зала в «съемочный павильон», где выстроила композицию по хорошо знакомым киноправилам.

«Сон в летнюю ночь» — самая романтичная комедия Шекспира. Реальный и фантастический планы соседствуют в пьесе на равных. Режиссер же сфокусировалась на фантазии и многократно ее усилила. Сказочные эльфы, влюбленные пары и грубоватые мастеровые стали звеньями единой цепочки. Гермия—Лизандр и Елена—Деметрий не более реалистичны, чем царь и царица эльфов, а мастеровые походят на забавных гномов. Эротические подтексты, привнесенные Бриттеном, намеренно не педалировались.

Главное достоинство постановки — идеальное существование в заданных правилах — никакого метания и глубокомыслия. Сценография Изабеллы Байуотер женственна и воздушна. Действие разворачивается на фоне гигантской рамы, затянутой прозрачным материалом с выпуклыми деталями, имитирующими ветви деревьев. За невесомой пленкой высвечивается месяц, дразнят воображение причудливые очертания. Полукруг сцены окаймлен матовыми зеркалами с наполовину стершимися амальгамами. Пространство замкнуто, только двери-зеркала периодически открываются и напоминают о существовании иного мира.

Сказочный лес густо населен фольклорными персонажами — спускаются «с небес» малютки-эльфы со светящимися крылышками, заполняют подмостки люди-деревья. Все блестит и порхает. Дополняют впечатление нежные и чистые детские голоса — в опере участвует детский хор. Царь эльфов Оберон (контртенор Александр Детинкин) и его супруга Титания (сопрано Лариса Елина) легкостью голосов и некоторой заторможенностью движений умножают «условность» и «сказочность». Природа, которая по Шекспиру должна быть сильнее и закона, и обычая является во всей своей немудреной целесообразности.

Приглушенность, тягучая и несуетная атмосфера «Сна в летнюю в ночь» отсылают к эстетике мини-сериала в стиле фэнтези «Десятое королевство», что делает «картинку» близкой и привлекательной для молодого зрителя. В то же время мастерское привнесение на театральную сцену языка кино зримо напоминает, что все мы живем в эпоху 3D.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.