Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

УБИЛИ БИЛЛИ

В Михайловском театре состоялась российская премьера оперы «Билли Бадд» Бриттена в постановке известного немецкого режиссера Вилли Декера. В четвертом премьерном спектакле в партии капитана Вира выступил всемирно известный американский тенор Нил Шикофф.

В России «Билли Бадд» прежде не ставился, как долгое время оставались неизвестными и большинство опер Бриттена. Но сегодня в Петербурге можно увидеть сразу несколько постановок. В Мариинском — «Поворот винта» в режиссуре Дэвида МакВикара и «Сон в летнюю ночь» Клаудии Шолти, а в «Санкт-Петербург-опера» — «Поругание Лукреции» Юрия Александрова. Все это очень важные сочинения великого британца.

Но в списке непоставленных опер Бриттена остались еще такие названия, как «Питер Граймс», «Альберт Херринг», «Глориана», «Смерть в Венеции», поэтому впереди нас должны ждать новые режиссерские откровения. Без оперного наследия Бриттена картина музыкального театра ХХ века выглядит неполной. В оперном творчестве композитор создал уникальный авторский стиль, выработав феноменальный в своей точности, простоте и глубине язык, давший этому большому жанру новую жизнь.

После радикального прочтения оперы «Евгений Онегин» Чайковского, осуществленной на сцене Михайловского театра режиссером Андрием Жолдаком, спектакль Вилли Декера показался диетическим блюдом. Эта постановка «Билли Бадда» переехала в Петербург из венской «Штаатсопер», где в 2001 году состоялась ее мировая премьера. С тех пор ни малейших следов старения постановка не обнаружила: со временем в спектакле выкристаллизовались классические черты, что дает основание думать, что перед нами одна из эталонных постановочных версий этой оперы.

Вилли Декер не лукавил, сказав в интервью, что с годами его постановки становятся чище, освобождаясь от лишних деталей в декорациях. В «Билли Бадде» оформление сцены основано на строгих законах геометрии, позволивших связать в морской узел измерения Времени и Вечности, житейскую историю и притчу, а опера ставит перед режиссером и артистами именно такие задачи. Она исключительная, начиная с того, что в «Билли Бадде» нет ни одной женской партии! Зато есть восемнадцать мужских плюс хор.

По сюжету, действие происходит в 1797 году на военном корабле «Неустрашимый», где, как известно, женщинам места нет. В центре — конфликт между старшиной корабельной полиции Джоном Клэггартом и молодым матросом Билли Баддом, который своим простодушием и открытостью вызывает у старшины странные, необъяснимые, пугающие чувства, ведущие в результате к гибели обоих.

Странное притяжение Клэггарта и Билли давало и продолжает давать основание многим исследователям творчества Бриттена утверждать, что в этой опере композитор так или иначе исследовал природу гомосексуальности. И как бы ни утверждал режиссер, что все в этой опере нужно рассматривать в области высоких обобщений, мотив явственно присутствует. Бриттену эта тема была не чужда, поскольку он долгие годы до конца жизни открыто жил с Питером Пирсом, лирическим тенором, первым исполнителем многих его сочинений. И перед режиссером «Билли Бадда» встает задача пройти по лезвию бритвы. Хотя выбор остается всегда: акцентировать щекотливую тему, эпатировав ею публику, или вывести эту историю на уровень общечеловеческой притчи, для которой «Билли Бадд», к счастью, тоже дает благодатную почву.

Да, драматургия партии Клэггарта прописана так, что в ней есть мизансцены с молчаливыми взглядами и объяснениями с Билли. Однако тексты его речей таковы, что легко сходят за характеристику абсолютного Зла, брызжущего ненавистью к юному матросу. А тот в свою очередь воплощает абсолютное, беззащитное, ангельское Добро. Есть еще третий главный герой — капитан корабля Эдвард Фейрфакс Вир. За ним оказывается право последнего слова в вынесении приговора Билли, который случайным ударом убивает Клэггарта. Режиссер наделил капитана ролью Бога, создав таким образом конфликтный треугольник из Бога, Дьявола и Ангела.

Несмотря на то что матросы на корабле встают на сторону Билли, Вир, повинуясь военному закону, вынужден приговорить матроса к казни через повешение. Художнику-постановщику Вольфгангу Гуссманну удалось мастерски передать через графику линий атмосферу дисциплины, тревоги, подавленности, царящих на корабле. Наклонный пол сцены-палубы отражал состояние качки, в кульминационные моменты возникало ощущение постоянно колеблющихся чаш весов судьбы.

Большую часть времени над спектаклем в нашем городе работала Сабина Хартманнсхенн, режиссер возобновления, оставив Вилли Декеру лишь неделю для окончательной шлифовки. В спектакле были задействованы зарубежные солисты — Йоханнес фон Дуйсберг и Грэм Бродбент, певшие партию Клэггарта, а также солисты Мариинского театра (Андрей Бондаренко) и «Санкт-Петербург-опера» (Виктор Алешков).

Открытием премьеры стал Андрей Бондаренко, исполнивший партию Билли Бадда с такой степенью искренности, глубины и простоты, поразив такой вокальной свободой, что его интерпретацию можно поставить в ряд эталонных. Мягкость бархатного тембра вкупе с полетностью голоса позволяли певцу быть проводником света, который излучал Билли. Тем контрастнее воспринимался мрачный, тяжелый тембр баса Йоханнеса фон Дуйсберга в партии Клэггарта. Мятежный, неспокойный, нервный голос тенора Нила Шикоффа не менее идеально подошел для партии сомневающегося капитана Вира. Гибель Билли стала его личным поражением.

В партиях второго плана феноменальным показался Евгений Ахмедов в роли Новичка. Он завораживает своей психологически верной игрой, это уже вторая после Ленского очень заметная роль певца в Михайловском театре.

Музыка Бриттена в исполнении оркестра под управлением Михаила Татарникова прозвучала очень по-русски, бурно, чересчур открыто. Крупными штрихами, без пощады к слушателю были проведены генеральные линии партитуры. Немного «английской» сдержанности оркестру бы не помешало — все же Бриттен был скрупулезно внимателен к каждой ноте, каждому тембру, чтобы упускать их из виду. К тому же чем больше деталей, тем яснее диагноз.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.