Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

У САМОГО СИНЕГО МОРЯ

Спектакль «Симон Бокканегра» Верди в постановке итальянского режиссера и художника Андреа Де Роза — вторая оперная премьера сезона на Новой сцене Мариинского театра. На партию генуэзского дворянина Якопо Фиеско музыкальный руководитель постановки маэстро Валерий Гергиев пригласил знаменитого итальянского баса Ферруччо Фурланетто.

В России «Симона Бокканегру» знают лишь понаслышке, история ее сценических постановок в ХХ веке едва ли даже единична, а если взять последние десятилетия, то она не шла ни в одном театре. Тем похвальней просветительское намерение Валерия Гергиева пополнить этим названием вердиевский репертуар в Мариинском театре. Говорить о полном собрании опер на этой сцене еще далеко, но к настоящему моменту там начиная с конца 1990-х были представлены все самые важные его сочинения, включая «Бал-маскарад», «Силу судьбы», «Дон Карлоса», «Аиду», «Отелло» и «Фальстафа». «Симон Бокканегра» — опера во многом новаторская в творчестве Верди. После нее он напишет еще шесть вышеупомянутых своих самых масштабных полотен. В «Бокканегре» композитор словно делает остановку, чтобы осмыслить колоссальный опыт прошлого перед мощным рывком в будущее, а потому в ней слышны многие сюжетно-музыкальные мотивы и прошлых, и особенно будущих шедевров. Пролог оперы, в которой слушателей посвящают в роковую тайну, напрямую отсылает к «Трубадуру», и неслучайно: либретто в обоих случаях написано по пьесам испанского драматурга Антонио Гарсиа Гутьерреса. Так же, как и в «Трубадуре», слушателя с самого начала активно погружают в планы заговорщиков-плебеев, добавляя мрачную предысторию взаимоотношений генуэзских родов Фиеско и Гримальди. Только в отличие от вымышленных героев «Трубадура» здесь действуют исторические персонажи, главный среди которых — знаменитый генуэзец Симон Бокканегра, пожизненно избранный дожем, пока не был отравлен и не передал бразды правления молодому Габриэле Адорно. Обо всем этом можно узнать в опере. Но весь этот историзм, сопоставимый, скажем, с «Борисом Годуновым» Мусоргского, не мешает «Симону Бокканегре» оставаться оперой — жанром, повествующим о кипении страстей человеческих.

Исторический фон событий в Генуе XIV века, Верди благополучно использовал как великолепные декорации, усиливавшие личные драмы героев. Так же, как и сюжет «Трубадура», «Бокканегру» пересказать в двух словах невозможно, если в одном — это история правления Симона. Карты сбивает темная история единственного женского персонажа — Амелии Гримальди, оказывающейся дочерью плебея Бокканегры от Марии, дочери патриция Якопо Фиеско, за связь с которой последний до конца оперы мстит Симону. Она в том числе становится мотивом заговора Фиеско против Симона. В заговор вовлечен и ее возлюбленный Габриэле Адорно, подозревающий героиню в греховной связи с Симоном. И лишь когда Симон выпивает чашу с ядом, подсыпанным ближайшим его соратником, и Адорно, и Фиеско страшно раскаиваются.

Команда итальянских постановщиков, включавшая художника по костюмам Алессандро Лаи, известного по многочисленным работам в кино и художника по свету и видеодизайнера Паскуале Мари, сохранили историческую тональность в костюмах и элементах декораций. Но благодаря лаконичному современному оформлению сцены в конфликт вступают тяжелая стена-трансформер по центру, преграждающая путь к свободе, и видеоморе на заднике. Итальянофилы без труда угадают контуры Генуэзского залива, колыхание Лигурийского моря и силуэты окон маяка Лантерны — архитектурного символа Генуи. Главной визуальной идеей, разумеется, стало движение от давящего мрака к рассвету, пусть и доставшегося ценой жизни благороднейшего дожа.

Премьера в Мариинском (где несколько лет назад опера была представлена в концертном исполнении — в том числе с блистательным Томасом Хэмпсоном в партии Симона) стала настоящим художественным откровением. Для самой мужской оперы Верди, в которой лишь одна женская партия, в Мариинском сегодня есть отличная команда певцов. А для баритона Владислава Сулимского трактовка титульной роли стала триумфом. Он составил достойную оппозицию самому Фурланетто, который 35 лет поет партию Фиеско и феноменально звучит в ней. В партии злодея Альбиани отлично выступил баритон Роман Бурденко. А партию Адорно спел молодой тенор Александр Михайлов, бесстрашно с ней справившийся. Сопрано Виктория Ястребова в целом очень удачно, драматически наполненно спела партию Амелии, но ее голосу до обидного недоставало ровности. Оркестр звучал убедительно. Валерий Гергиев создал подлинную музыкальную драму о разрушительном яде мести, тягостном кресте власти и возвышающих небесах прощения и любви — по-философски мудро и архитектурно точно.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.