Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ПУСТОТА РОЖДАЕТ СТРАХ

В Санкт-Петербурге поставили пьесу классика израильской драматургии

Пьеса «Хефец» принадлежит к вершинам творчества Ханоха Левина, но никогда прежде не ставилась в России. На отважный эксперимент решился музыкально-драматический театр «БУФФ», пригласивший в качестве режиссера-постановщика израильского актера и режиссера Игоря Миркурбанова.

Игорь Миркурбанов — личность разносторонняя, звезда израильского театра «Гешер», ученик Андрея Гончарова и Марка Захарова. Когда-то в Театре на Таганке он сыграл роль Чацкого, российскому зрителю он хорошо известен по фильмам Ивана Дыховичного «Вдох-выдох» и Андрея Эшпая «Многоточие», в которых сыграл главные роли.

В центре его постановки — бедный родственник, нелепый безобидный приживала по имени Хефец, что в переводе с иврита обозначает «вещь», «ветошь», «хлам». Его появление на сцене, перепалка с Тейгалехом, хозяином дома, в котором он проживает, жалкие попытки защитить свое право на получение удовольствия (на поглощение пирога) не вызывают участия, скорее любопытство. Казалось бы, классический маленький человек, вышибающий слезу в произведениях Пушкина и Гоголя, но жалости нет. Все дальнейшее действие — это непрекращающаяся цепь насмешек, «подколов» и издевательств. Но попытка бунта смешна и лишена энергии. Героев — нет, есть паноптикум персонажей странноватых и не вызывающих симпатий.

Идеология драматурга — приговор современному обществу потребления — бездуховному, безбожному, сфокусированному на удовлетворении физиологических потребностей. Не то чтобы целью и смыслом их существования является удовольствие. Скорее отсутствие иных смыслов.

Волею постановщика каждому персонажу выделено строго очерченное пространство, символизирующее уход в собственный мирок. Утрированно яркие краски костюмов и декораций смотрятся попыткой искусственного расцвечивания мира. Не внешнего — внутреннего. Создается стойкое ощущение, что все без исключения герои внутренне абсолютно пусты и отчаянно пытаются эту пустоту заполнить.

Создается впечатление, будто бы персонажи говорят так много и напористо вовсе не для того, чтобы высказаться, а чтобы не замолчать. Молчание усиливает пустоту. А пустота рождает страх, который становится невыносимым.

На общем фоне агрессия против безобидного Хефеца выглядит не более чем жесткая психотерапия — есть кто-то, кто еще ничтожней, несчастней, бесполезней. Впрочем, и сам герой не обнаруживает хоть какого-нибудь содержания. Временами его хочется сдернуть с дивана, дать в руки лопату и отправить то ли окапывать деревья, то ли сажать цветы… Но все тщетно. Единственным поступком становится его угроза спрыгнуть с крыши, прямо-таки с плотоядным восторгом воспринятая окружающими.

В финале Миркурбанов неожиданно отходит от задуманного драматургом и как бы ставит многоточие. Мир в его версии оказывается не окончательно безнадежен.

Комментарии (1)

  1. Marian Belenky

    К сожалению. не отмечена роль переводчика пьесы на русский. Это я.
    С уважением
    Марьян

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.