В Камерном театре Малыщицкого 18 октября состоялась премьера спектакля «Двенадцатая ночь» по знаменитой пьесе Уильяма Шекспира. Режиссером выступил Петр Васильев. Он не первый раз сотрудничает с этим театром.
На премьере царила очень теплая, почти «семейная» атмосфера. Этому немало способствовали особенности театра. В нем нет привычных нам сцены и занавеса. Есть свободное пространство, которое окружают скамьи — зрительские места. Выбрать можно любое — с каждой точки зрения спектакль будет выглядеть особенно, по-своему многопланово. А зритель в таком театре является не просто наблюдателем, но и участником действа. Вот харизматичная камеристка Мария, в исполнении Ольги Богдановой, потряхивая пустыми бутылками, жалуется зрителям на несносного сэра Тоби. А вот некоторые герои обращаются с монологами в зрительный зал, который заканчивает некоторые фразы за них. Полное взаимопонимание.
Шекспир — это классика. Для англичан он такое же «наше все» (по выражению режиссера), как для нас Пушкин. Поэтому и спектакль получился во многом «классическим» — с тщательно продуманными костюмами и минимальными отступлениями от авторского текста. Декораций немного. Деревянные доски по очереди становятся то столом и стульями, то «троном» для герцога. На веревках покачивается большой круглый Юпитер, к которому иногда обращаются герои. И все же режиссер привнес в постановку нечто особенное: в спектакле звучит оркестр. Особый — его образуют сами актеры! На протяжении всего спектакля звучат сонеты и веселые песенки.
На сцене постоянно сменяют друг друга не только действия, но и чувства, эмоции. Шекспировские герои ссорятся, шутят, разыгрывают друг друга, дерутся, любят и ненавидят. Нетрудно догадаться, что комедия посвящена теме любви, которая бывает разной: взаимной и не очень, искренней и эгоистичной. Но Шекспир, как считают многие, хотел обратить наше внимание именно на любовь к самому себе. Насколько она смешна! Излишняя самовлюбленность ослепляет человека и не оставляет ему надежды когда-нибудь испытать настоящее взаимное чувство. Если таковы были мысли английского классика, то Петр Васильев правильно «прочитал» их.
Один из героев, управляющий Мальволио, становится сосредоточием самовлюбленности. Он разговаривает надменно, шагает степенно, а ленту носит даже поверх ночной рубашки. Но режиссер добавил в образ героя кое-что современное, понятное всем. Шпага Мальволио в одном из действий неожиданно удлиняется, и на ее конце появляется зеркало, в которое герой глядит с выражением огромного удовлетворения. Этот прообраз небезызвестной «селфи-палки» с телефоном на конце вызвал веселый смех в зале. Попытка приблизить классического героя к современному зрителю, сделать его понятнее, определенно, удалась.
После окончания спектакля зрители долго не отпускали актеров. Последние спели еще одну веселую песенку, а потом убежали за кулисы. Многие вприпрыжку — совсем как дети. Наверное, это все «Двенадцатая ночь». Легкая, озорная комедия Шекспира заражает хорошим настроением не только зрителей. «Зло» наказано, почти все герои воссоединились со своими возлюбленными и счастливы. Так редко бывает в жизни, пусть будет хотя бы в театре.
Комментарии (0)