Оперетта Николая Стрельникова «Холопка» родилась 8 марта 1929 года в Ленинграде. Сразу же стали популярны ее мелодии, арии и дуэты, они звучали по радио, их исполняли на эстраде, а сама «Холопка» обошла сцены всех опереточных театров страны и стала первой премьерой только что организованного Ленинградского театра музыкальной комедии.
Новому театру требовался новый репертуар и прежде всего — крупномасштабное произведение с развернутой драматургией и яркой музыкой. Таковым и стала «Холопка», написанная в форме «большой» оперетты, с ариями, дуэтами и финалами, с драматическими коллизиями, сильными вокальными партиями и выразительно очерченными персонажами. Опытный музыкант, автор сочинений для симфонического оркестра, камерных ансамблей и драматических спектаклей, Николай Стрельников уделял внимание и жанру оперетты. Нередко по просьбе Ленинградского Малого театра оперы и балета он сочинял вставные музыкальные номера к опереттам Легара, отлично знал классическую венскую оперетту, его справедливо считают продолжателем традиций Кальмана и Легара.
Масштабную, несколько громоздкую трехактную оперетту режиссер Александр Петров сегодня превратил в двухактную, а либреттист Евгений Фридман выпрямил некоторые уж слишком запутанные линии сюжета, что пошло только на пользу спектаклю. Созданные художником Владимиром Фирером декорации и костюмы поражают формами и изысканной цветовой гаммой. Каждый костюм помогает создать законченный образ, каждый парик или головной убор — символ персонажа.
Александр Петров насыщает спектакль историческими ассоциациями: наполеоновский режим во Франции, убийство Павла I, восхождение на престол Александра I, жестокие нравы крепостнической России — все это управляет судьбами маленьких людей. Государственная машина может по своей прихоти уничтожить талант, разрушить любовь. Но в спектакле сумеречные ноты оказываются побежденными сознанием радостным и ясным, герои оптимистичны и мужественны, не лишены юмора и сарказма.
Спектакль, если так можно выразиться, «подвижен»: центральная часть декорации — своего рода карусель — позволяет легко переходить от сцены к сцене, от лирически интимных эпизодов к зарисовкам русской Масленицы или гусарских ночных пирушек. Каждая массовая сцена обладает своим колоритом и пластикой, световым решением. Отлично взаимодействуют и дополняют друг друга хор и кордебалет, танцевальные эпизоды со вкусом поставлены балетмейстером Владимиром Романовским.
Зловещая фигура крепостника графа Кутайсова создана Владимиром Самойловым крупными мазками. Самоупоенный наглый болван не только страшен как сила, обладающая властью, но и занятен как тип, ибо в претензиях своих обескураживающе откровенен. Мелким мстительным негодяем предстает в исполнении Евгения Тиличеева камердинер Кутайсова Елпидифор — броский рисунок роли, граничащий с буффонадой, «пресмыкающаяся» пластика, сладкозвучная речь чередуется с грубыми окриками.
Антитеза миру крепостников — гвардейская вольница. Здесь умеют дружить и быть верным слову чести. Трем гусарам либреттист дал значащие имена — Ржевский, Денисов, Жихарев. Актеры Владимир Ярош, Георгий Гаряев и Дмитрий Петров с темпераментом (и несомненным удовольствием) являют зрителям гусарскую удаль, молодецкий азарт и мужество. На этом ярком фоне бледно выглядят образы двух единокровных братьев Никиты Батурина (Андрей Данилов) и Андрея Туманского (Сергей Гранквист). Андрей Данилов, надев однажды маску беспутного барина — картежника и выпивохи, — лишил характер развития. Сергей Гранквист с трудом преодолевает барьеры опереточных штампов. Ясность духа и чистоту чувств героя актер сводит к неловкой риторике, делая размытыми рамки образа.
В центральной роли французской певицы Мадлен Леблан (оказавшейся на самом деле холопкой, вывезенной барином в Париж для обучения пению), как всегда, порадовала поклонников Карина Чепурнова, обладательница красивого и сильного сопрано. Актриса нарисовала образ легкой, прозрачной акварелью, в ее вокале — чувственное очарование, способное передать и тайную горечь, след незабываемой обиды. Каждая ария Мадлен — Чепурновой — законченный номер, самостоятельный и блестящий, торжество опереточной театральности.
Восемьдесят лет назад впервые прозвучала «Холопка» на сцене Театра музыкальной комедии. Но возраст для нее не помеха. Она и сегодня чарует зрителей.
Комментарии (0)