Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Петербургский театрал. № 1. Март 2017
СМИ:

КОШМАРНЫЙ СОН О ЛЮБВИ

В Театре имени Ленсовета премьера — главный мистификатор современности и создатель сценических снов режиссер Юрий Бутусов и молодой артист театра Роман Кочержевский выстроили комнату имени великого Шекспира и поселили в нее свои представления о любви и ненависти.

Творчество Юрия Бутусова — это концентрация всей палитры человеческих чувств и эмоций в одном совершенно феерическом и абсурдном пространстве. Каждый спектакль он шьет по схожим лекалам — ломаная линия повествования, бурные внутренние монологи, зачастую созданные вовсе без слов, ярчайшие контрасты и запутанные, но, в тоже время, такие простые метафоры. Но в итоге получаются совершенно разные полотна.

В Театре Ленсовета бутусовских спектаклей чуть ли не полрепертуара. Здесь и Чехов, и Тургенев, и Шиллер, и Брехт. Кажется, в этих кардинально разных произведениях Бутусов ищет нечто схожее. И находит. Все его герои говорят о любви. Но тут две оговорки. Во-первых, не говорят, а кричат до срыва голоса и хрипоты, накаляя атмосферу вокруг себя даже не до предела, а куда-то еще выше. А во-вторых, их тема не просто любовь, а любовь губительная, испепеляющая, рвущая душу на куски. Новый спектакль продолжает этот негласный цикл. «Комната Шекспира» тоже о несбыточном, роковом и буквально язвенно-болезненном.

Только если рефлексия героев в чеховских «Трех сестрах» или тургеневском «Месяце в деревне» заложена еще в самих пьесах, то в случае с новым спектаклем все с точностью до наоборот. Не секрет, что шекспировская пьеса, по которой и создан новый спектакль, «Сон в летнюю ночь» — комедия. Да к тому же с happy end’ом и многочисленными свадьбами в финале. Казалось бы, не самый очевидный материал для препарирования человеческой души на грани отчаяния. Но у Бутусова любой материал поддается сложнейшей переработке и переосмыслению. И «Сон в летнюю ночь» в его интерпретации стал настоящим кошмаром.

Влюбленные и ревнующие герои корчатся в адских сердечных муках. И управляют ими и их страстями не забавные, все перепутавшие мифические существа, а настоящие черти, сошедшие со страниц Достоевского и Кортасара. Никакой легкости и воздушности, только жесткая правда, которую те самые мифические существа текстами Федора Михайловича буквально вдавливают в головы персонажей, и нескончаемые муки от осознания этой правды.

Безусловно, идейный вдохновитель этого жуткого сна — Юрий Бутусов. Но в программке в графе «режиссер» стоит фамилия актера Театра имени Ленсовета Романа Кочержевского. «Комната Шекспира» — его режиссерский дебют, однако влияние Бутусова настолько сильно, что сложно сказать, где в этом спектакле Кочержевский, а где Бутусов.

Визуально спектакль напоминает репетицию или лабораторную работу: неизбежно преобладающие слова в описании — «пустота» и «минимализм». На сцене выстроена черная комната с заколоченными окнами и дверьми. Все действие происходит здесь, в замкнутом полупустом пространстве, пугающем своей темнотой. Не удивительно, что герои срываются на истерики — запертые здесь, они не в силах выдержать давление собственных мыслей и чувств. Сказочный лес, расписанный в пьесе Шекспира, появляется на сцене лишь условно и с явно негативной окраской — сухие ветки деревьев вваливаются через окна и падают грудой на сцену. Герои спотыкаются о них, натыкаются на них, больно бьются о голые ветви. Кажется, что пластический рисунок спектакля выстраивается из падений, ударов и конвульсий. Как таковой танец здесь только у персонажа Риммы Саркисян — она, как мифический персонаж, может позволить себе двигаться изящно и грациозно, все остальные вынуждены дрожать и бесконечно падать.

У Шекспира «Сон в летнюю ночь» — это наслоившиеся одна на другую истории любви. Правители Тесей (Максим Ханжов) и Ипполита (Галина Журавлева) готовятся к свадьбе. Цари эльфов Оберон (Иван Батарев) и Титания (Лидия Шевченко) выясняют отношения. Молодые афиняне Лизандр (Александр Крымов) и Деметрий (Никита Волков) влюблены в Гермию (Вероника Фаворская), а Елена (София Никифорова) изо всех сил пытается вернуть своего возлюбленного Деметрия себе. Головы решительно всех персонажей затуманены любовью. А вносит в их отношения совершенную смуту незадачливый эльф Пак (Сергей Волков). Так написал Шекспир, и почти так же сделали Бутусов и Кочержевский. «Почти» — потому что в спектакле Пак не «незадачливый», а судьбоносный и коварный, и вносит он в любовные истории не путаницу, а настоящий ужас. И еще одно «но» — любовью здесь не наслаждаются, от нее страдают, ее ненавидят, от нее хотят, но не могут избавиться. Любовь не как чудо, которая в итоге победит зло, а как чума, которая пожирает все живое.

Этим огненным варевом вокруг любви, куда постепенно попадают все новые и новые герои, и управляет Пак (Сергей Волков). Гениальный в своей простоте и изворотливости, он появляется отовсюду и исчезает в никуда. В черном плаще, меняя огромные очки на картонные оленьи рога, он стремительно носится по сцене, успевая попортить жизнь каждой паре и разжечь адский костер еще ярче. Он — связующее звено, он ключ к разгадке этой комнаты, он то, что вне контекста, он тот, у кого в руках власть над всеми и всем.

У спектакля игровая природа. Вот они персонажи, но вот они и актеры. На сцену транслируется видеозапись, на которой каждый из артистов спектакля повторяет одну и туже фразу: «Как быстро исчезает то, что ярко». Такие, какие есть в жизни: смешные и красивые, скромные и уверенные в себе. И совершенно непохожие на персонажей, которых играют до и после трансляции видео. Они играют в эту страшную любовь, потому что любовь настолько абсурдна и дика, что воплотить и передать ее однозначно просто невозможно. А Бутусов — не мастер пародий, Бутусов — мастер метафор, образов и снов. Поэтому стихийным и завораживающим сном и обратился разговор о любви.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.