Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

КОРОЛЬ БИЛЛИ, ИЛИ С ГОДОМ КРОЛИКА!

Как настоящий ленинградский школьник я вырос на великолепных спектаклях ТЮЗа и его стены стали для меня почти родными. Велико же было моё удивление, когда я не увидел его знаменитую круглую сцену, а попал в совершенно другой зал. Недавно мне посчастливилось посмотреть один из премьерных спектаклей «Король Лир».

Действительно поразили универсальные декорации. Из ткани и фанеры выросли каменные крепостные стены с зубьями, рвом и подъемными мостами. На наклонной сцене, как на шахматной доске, разворачивалось действие драмы Уильяма Шекспира.

Неприятно удивила нарочитая эклектика в костюмах (особенно амазонка и прусская форма), которая, вероятно, должна была подчеркнуть вневременность этого великого произведения. Но эта задача могла быть достигнута другими способами.

Стоит отметить присутствие в зале Ильи Шакунова. Петербургский Ален Делон, некогда яркая звезда ТЮЗа, скромно сидел на ступеньках в центральном проходе и внимательно следил за действием. Чаще Шакунова можно увидеть в главной роли в спектакле «Тартюф, или обманщик» на сцене Балтийского дома.

Как поклонник ныне Малой сцены Молодежного театра на Фонтанке, не могу не заметить близость спектакля к постановке Семёна Спивака «Дон Кихота» по Михаилу Булгакову. Обоим режиссерам блестяще удалось сочетать классику и новаторство.

Подбор музыкального оформления спектакля в исполнении Billy’s Band напомнил знаменитые художественные клипы Mylene Farmer, когда тексты песен не соответствуют сюжету, но есть главное — точное совпадение эмоций. Хотя, композиция «Мария, хватай детей!» мне показалась не совсем к месту.

Тема шута в творчестве Шекспира — особая тема!

На сцене Билли Новик в своей картонной короне стал вторым королем, а не шутом. Просто королем из другого измерения! Его реплики звучали скорее как отстраненные комментарии, как голос за кадром (голос В.Высоцкого). Это подчеркнула и смена костюмов во втором акте, превратившая Билли в «тень отца Гамлета».

Являясь горячим поклонником творчества Новика не могу не отметить, что спустя 9 ½ лет жизни Billy’s Band он достиг своего сценического максимума. Но все же в своей игре Билли не удалось достигнуть уровня трагичности его произведений «Я послала любовь» и «Где спит твое сердце?». Талант не может полностью заменить специальное образование. Но я уверен, что новый опыт даст этому многогранному человеку стимул к творческому росту.

Из свиты короля членов группы превратили в бродячих артистов. Особенно неудачной стала сцена суда, когда Андрей Резников защищался любимыми тарелками.

Не буду останавливаться на разборе игры всех актеров. Игра некоторых была неумела, других — комична. Заметны были разные школы и не сыгранность труппы. Стоит посмотреть гениальную классическую экранизацию Ленфильма 1970 года, чтобы понять, что именно актеры не смогли донести до зрителей. Но глубочайшая игра Сергея Дрейдена (король Лир), вынесшая на себе весь спектакль, заслуживает отдельного рассказа.

Постановка явила рождение и новой театральной звезды — юной и прекрасной Алёны Бондарчук, чьи внешние данные и игра невероятно похожи на Эмилию Спивак (лауреат премии «Золотой Софит» 2010 года в номинации «Лучшая женская роль» за роль Людмилы в спектакле Молодежного театра на Фонтанке «Поздняя любовь»). Природный талант Алёны позволил ей органично прожить роль Корделии.

Отдельного рассказа требует и «кроличья тема», присутствующая в спектакле, кульминация которой пришла, когда очередной вынос плюшевых кроликов совпал с репликой: «Что это»? Как они прошли путь от королевской охоты к надгробным памятникам, остается загадкой.

Возможно, следует шлагбаумы заменить цепями, кроликов вороньем или вовсе отказаться от идеи подобных надгробий. Было бы неплохо доработать спецэффекты, и использовать их в нужных местах. К примеру, гроза — ночью.

Но это ещё несколько сырое произведение, не смотря ни на что, все же сложилось в общую картину. И эту постановку сложнейшей драмы Шекспира можно признать успешной. ТЮЗ снова доказал свои состоятельность и актуальность!

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.