Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

КОНИ БЕСПРЕДЕЛА

«Троянцы» группы La Fura dels Baus в Мариинке.

Мариинский театр представил вторую премьеру сезона: «Троянцев» Гектора Берлиоза инсценировали передовики европейского оперного процесса, каталонская группа La Fura dels Baus. ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ не стесняется в выражениях: впервые за последние годы главный музыкальный театр страны вышел на территорию по-настоящему актуального искусства.

События постановки разворачиваются в недалеком будущем: первый, «троянский» акт полон сюрреалистических видений переживающей техногенную катастрофу цивилизации (видео-стервятники, клюющие горы трупов, и прочий макабр); вторая, «карфагенская» половина спектакля протекает в обществе социальной утопии на фоне большого адронного коллайдера в качестве госсимвола; в финале Эней со товарищи улетает покорять Марс. На первый взгляд следующие вечно живому футуристическому тренду петербургские «Троянцы» при ближайшем рассмотрении оказались поставленными не столько о будущем, сколько о настоящем: напоминая об истинном предназначении мифа, La Fura dels Baus разворачивает на мариинской сцене пугающую картину современной действительности.

Визуальная доминанта постановки — трубы коллайдера и нефтепровода, торчащие наружу кишками из вспоротого вселенского чрева: единство мироздания утрачено, причинно-следственные связи нарушены, всем правит беспредел. На потеху инфицированному заппингом (беспорядочное переключение телеканалов) зрителю на прилавок театрального супермаркета вывалена гора визуального мусора — виндоусовский «синий экран смерти», скриншоты из «Матрицы» и нарезка «Звездных войн» сливаются в единый масс-культурный паззл. Дарт Вейдер заброшен на апокалиптический уровень Counter Strike, упакованный в скафандр фригиец Илас болтается в открытом космосе под колосниками, Кассандра передвигается на инвалидной коляске, инструментальный антракт сервируется боксерским матчем, массовка в одном из эпизодов выходит на сцену в костюмах регбистов, чтобы для следующего появиться в облачении средневековых рыцарей. Драматургия представления дискретна, любые намеки на линейность и повествовательность устранены, действие строится как система нестыковок и алогизмов.

Может показаться, что живущий по законам самоценной в своей зрелищности инсталляции сценический текст «Троянцев» существует автономно от звуковых событий партитуры и сюжетных перипетий либретто. На самом деле, оперный первоисточник и спектакль La Fura dels Baus, конечно, связаны друг с другом, просто логика их взаимодействия не прямая, а ассоциативная. Галльская мегаломания Берлиоза рождает поток сознания постановщиков, провоцирует их на фантазийный трип, уводящий «Троянцев» из сферы быта во внебытовое. Как и в предыдущих своих работах, в петербургской постановке La Fura dels Baus умело избавляет оперное произведение от диктата сюжета, а оперных певцов — от оков психологизма и характера. Каталонцы не связывают вокалистов по рукам и ногам подробными мотивировками, предоставляя им полную свободу самовыражения для высвобождения музыкальной эмоции. В итоге в центре спектакля оказываются вовсе не эффектный визуальный ряд, а живо транслируемые в зал переживания двух обделенных судьбой трагических героинь — Кассандры (превосходная в неожиданном французском репертуаре Лариса Гоголевская) и Дидоны (царственно безупречная Екатерина Семенчук).

И вот что любопытно: если закрыть глаза на вполне себе современную тематику мариинских «Троянцев», в авангарде La Fura dels Baus легко ощутить привкус привычной архаики оперного жанра. И понять, как в этом самом жанре мало что поменялось за последние четыре века — певцы и хор большую часть спектакля проводят на авансцене, фронтально вперившись в дирижера. Костюмированному музицированию аккомпанируют броские сценические трюки — технократические чудеса La Fura dels Baus заставляют работать генетическую память жанра, уводя в избыточную пышность барочной оперной машинерии. Свойственная оперному театру условность в «Троянцах» не просто подчеркивается, но доводится до логической крайности: рабочие сцены и монтировщики декораций становятся полноправными участниками спектакля наравне с певцами и балетными артистами. Они по-деловому, но не без лишнего шума совершают свои приготовления для будущих трюков, в то время как у рампы вокалисты распевают про роковые судьбы и страсти.

Успех La Fura dels Baus пришелся на годы кризиса режиссерской оперы, пытавшейся герметично соединить музыку и драму. Каталонская группа разбавила компоненты оперного спектакля воздухом — и угодила в топ: за два последних года группа выпустила десять постановок на ведущих сценах мира, в числе которых под занавес десятилетия благодаря удачному интернациональному альянсу вновь оказался Мариинский театр.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.