На сцене Каменноостровского театра представили первую премьеру в эпоху художественного руководства БДТ Андреем Могучим. Режиссер Андрей Прикотенко поставил «Калеку с острова Инишмаан» по пьесе известного ирландского драматурга Мартина Макдонаха.
Удивительно, но самую популярную из семи на данный момент написанных Макдонахом пьес в Петербурге ставят, кажется, только во второй раз. Камерный спектакль пятилетней давности в театре «Балтийский дом» давно не идет, и постановка Андрея Прикотенко как бы заново знакомит зрителей с чудаковатыми героями чуждой Ирландии. Входящей в трилогию об Аранских островах пьесе не впервой знаменовать начало нового исчисления: как минимум сам Прикотенко уже обращался к ней, став художественным руководителем Рижского русского театра им. М. Чехова. Теперь она открывает и новый этап жизни БДТ.
Пьеса, в основе которой лежит реальная история восьмидесятилетней давности о съемках кино на западном побережье Ирландии, перенасыщена матерными словечками, рискованными шутками и мрачной интригой то ли о волшебном спасении главного героя Калеки Билли в детстве, то ли о его несостоявшемся убийстве. Жанр произведения колеблется от фарса до мелодрамы, заходя и на пространство комедии абсурда. В спектакле лиричного и светлого много больше, чем в пьесе. На это указывает не только позитивная развязка в финале, но сценическое решение с первых же сцен спектакля — местом действия становится подножие маяка, на спасительные сигналы которого каждый из персонажей так или иначе, но выходит из тьмы. По обе стороны от приподнятого помоста натянута черная ткань, создающая атмосферу неприветливого Северного моря, в котором однажды таинственным образом пропали родители Билли и вот-вот собирается утопиться он сам. А что еще остается делать пораженному полиомиелитом подростку? Особенно после новости о том, что папа и мама едва не бросили его, младенца, на дно в мешке с камнями.
Тарас Бибич в роли Калеки — несомненная удача спектакля. Физиологический изъян своего героя он подает легко: ощущение того, что Билли живет в гармонии со своими внешними недостатками, настолько сильно, что забываешь об их «сделанности». Косолапая походка и скрюченные пальцы поджатых рук лишь подчеркивают красоту его души, как бы пафосно это ни звучало. Сам герой говорит об этом обстоятельстве прямо: «Они все калеки внутри. А я лишь внешне!» Пока Билли находится в неведении о своих родителях и их далеко не гуманных на него планах, жить в тяжелых обстоятельствах ему помогает вера в их былую к нему любовь. Но для Макдонаха, а за ним и для режиссера куда важнее любовь настоящая, реальная, пусть и скрытая за эгоизмом и внешней грубостью окружающих.
Так, предмет обожания Билли — Чума-Хелен в исполнении Карины Разумовской — обаятельное колючее существо. Чем больше она хочет казаться невыносимой (ругается беспрерывно матом, наотмашь разбивает яйца об головы неугодных ей священника, соседа и собственного брата), тем сильнее проникаешься к ней состраданием и симпатией: трудно жить на свете хорошенькой девушке. Особенно в такой дыре. Повторяющаяся фраза «Ирландия не такая уж дыра, если сюда…» («приехали снимать кино», «приплывают акулы», «возвращаются из Голливуда калеки») становится лейтмотивом спектакля. Билли действительно возвращается, оказавшись ненужным на «фабрике грез», этом символе блестящих иллюзий. От самоубийства его удерживает согласие Хелен на свидание («можешь даже полапать»). Сложная, но взаправду любовь оказывается даже сильнее туберкулеза — в финале герой Бибича кашляет и не обнаруживает роковых капель крови. С уверенностью в счастье он замирает.
Комментарии (0)