Сегодня мы очень боимся серьезных разговоров. Особенно с детьми. Особенно на важные темы. Детей развлекают, занимают, отвлекают, устраивают интерактив, показывают шоу — делают с ними все, что угодно, только бы они, не дай бог, не заскучали или не задумались о чем-то. Ну и дети развлекаются. Ведь они как зеркало — что ты им, то и они тебе в ответ…
Этой весной в Большом театре кукол состоялась очередная премьера. Спектакль «О солдате, танцовщице, тролле и человеке» (со знаменательным подзаголовком «почти правда в одном действии») поставлен по мотивам детской классики, сказки Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Постановку осуществила режиссер, актриса и педагог Яна Тумина, которая долгое время сотрудничала с русским инженерным театром АХЕ. Это уже второй ее опыт на сцене Большого театра кукол, после спектакля «100 оттенков синего», который был представлен публике год назад.
— Детский зритель парадоксальный, думаю, и театральный язык должен соответствовать этому качеству, — рассказывает Яна Тумина. — Ребенок очень умный и «жесткий» зритель. Завладеть его вниманием даже на полчаса — это уже надо попрыгать выше головы. У меня на самом деле это первый опыт постановки спектакля для детской аудитории. Другие — взрослые спектакли, которые хорошо смотрят дети. «О солдате, танцовщице, тролле и человеке» тоже получился таким, просто возрастной диапазон расширился.
Ганс Христиан Андерсен — так же парадоксален, как парадоксальны дети. Он подчеркивал, что пишет недетские сказки, хотя детям его сказки читали со времени их появления (первый сборник был опубликован в 1832 году), и даже добился, чтобы на памятнике ему детей не изображали. Его сказки жестки и откровенны. Он не пытается сюсюкать с читателями или смотреть на мир сквозь розовые очки. Девочка со спичками замерзает от холода, оловянный солдатик расплавился в огне камина, калоши счастья не принесли счастья никому, в том числе и своему обладателю. Но это не значит, что они насквозь мрачны. В них немало и счастливых историй: Дюймовочка находит своего принца, гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя, а Снежная королева побеждена. Словом, там есть все — как в жизни. Так что неудивительно, что его сказки не устаревают и к ним обращаются снова и снова.
Режиссерский багаж Яны Туминой как нельзя кстати пришелся ко двору Большого театра кукол. Хотя конкретно в этом спектакле куклы играют скорее декоративную роль (это куклы-знаки, появляющиеся в ключевые моменты действия), но сама атмосфера, аромат присущи именно детскому театру, от которого ждешь волшебства, сказки, превращений. Именно этим всегда пленял зрителей театр АХЕ, превращая любого зрителя в забывшего обо всем ребенка с открытым ртом. Мастерски используя игру света и тени, используя ограниченное количество очень точных деталей, режиссер и трое актеров рассказывают вечную историю — о любви и верности, подлости и ответственности, о самых важных на свете вещах и для ребенка, и для взрослого.
Конечно, это спектакль не для самых маленьких — и видя в зале 3-4-летних малышей, было непонятно, почему их родители не посоветовались при покупке билета с кассирами, которые всегда предупреждают о таких моментах. Маленькие дети могут испугаться слишком резких звуков, темноты, спецэффектов. Сюда нужно идти с детьми младшего школьного возраста, с 7 лет и старше — в возрасте, когда дети еще не боятся показать, что они верят в сказки, и когда уже можно с ними обсуждать подобные темы. Самый главный сюжет для обсуждения — тот, что лежит за историей любви одноногого оловянного солдатика и прекрасной балерины. Тот, что вынесен режиссером в заголовок под словами «о человеке». Это история мальчика и тролля. Именно с нее начинается спектакль. Мальчик в темноте ищет своего солдатика, надеясь на чудо, вновь перетряхивая коробку и роясь в пыли, и пытается оправдаться перед троллем — мол, это ты подбил меня выкинуть солдатика. Ну а тролль говорит сущую правду: это ты принял решение, ты и несешь за него ответственность. Нести ответственность за свои решения, поступки и слова — это то, чего нам всем не хватает. Очень легко возложить вину на троллей, Интернет, США, президента — список можно продолжить по желанию. Куда как сложнее признать, что это ты сделал то, за что сейчас тебе очень стыдно и о чем ты сожалеешь. Но сделать уже ничего нельзя. Останется в камине только оловянное маленькое сердечко, которое было самым стойким, самым верным и самым любящим…
Не думайте только, что в спектакле все ходят с серьезными лицами и ведут заумные разговоры. Яна Тумина знает, как заставить зрителей ахнуть и податься вперед, зажмуриться или пошире открыть глаза, когда поманить блестками, а когда напустить дыма. Просто за этой театральной акробатикой есть еще и история, которая останется в голове и в сердце после выхода из зрительного зала.
Комментарии (0)