Самостоятельное плавание бывшего режиссера Русского инженерного театра «АХЕ» Яны Туминой началось четыре года назад со спектакля «Солесомбра». Уже тогда стало ясно, что ей ближе привычный «театр художника»: отдельные мизансцены были столь изящны и гармоничны, что надолго впечатывались в память, а кто кого любил и кто кого убил — забывалось на следующий день. Со временем ситуация не то что не изменилась, а усугубилась. Новый спектакль Туминой — по мотивам сказки Андерсена о стойком, влюбленном, одноногом и оловянном солдатике — прекрасен и на глаз, и на слух. Герои возникают из темноты, как из таинственной шкатулки, балансируют на реях, как на волнах изменчивой судьбы, борются за любовь, преображаясь в тореадоров на корриде. Саунд-дизайн Андрея Сизинцева аккомпанирует действию тонко и вкрадчиво. Молодые актеры убедительны. Денис Казачук (солдатик) — романтический стоик, простоватый, но добросердечный. Михаил Ложкин (тролль) — зловещий интриган, но не настолько жуткий, чтобы не напоминать сварливыми эскападами Карлсона. Екатерина Белевич (танцовщица) — грустная девушка, мечтающая о чистой любви. Артисты разыгрывают сказку, ловко переходя от живого плана к кукольному, и тогда маленького солдатика передают с рук на руки, рассказывая о его опасном путешествии. Потом люди снова сменяют кукол — и рослый солдатик уже стоит навытяжку на одной ноге: вторая одета в темную брючину, и ее как бы нет. Эту театральную условность готовы принять все зрители из разношерстной публики — от мала до велика.
А вот кому адресована одновременно витиеватая и простодушная мораль спектакля, ясно не вполне. Артист Казачук временами перевоплощается в мальчика, хозяина игрушек, и напряженно решает дилемму — пострадал ли солдатик по его вине или ответственность можно возложить на тролля? Тролль отпирается. Спор длится долго и монотонно. Танцовщица прекращает дебаты, фактически затолкав бедного солдатика в печку и сиганув за ним. И дети, и взрослые в некотором смущении, но солдатик так красиво поднимается вверх в луче света, а его пламенное сердце так ярко сверкает, что режиссеру Туминой в очередной раз все прощаешь.
Комментарии (0)