Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Музыкальный журнал. № 9. Сентябрь 2015
СМИ:

ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ

В конце театрального сезона 2014/2015 Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии порадовал зрителя классическим раритетом — «Венской кровью» Иоганна Штрауса в постановке Игоря Коняева, художественного руководителя Рижского русского театра им. М. Чехова. В репертуаре театра уже есть две удачные режиссёрские работы Коняева — «Граф Люксембург» Франца Легара и «Севастопольский вальс» Константина Листова, теперь к ним прибавилась третья.

«Венская кровь» — как бы это сказать поточнее, виртуальная оперетта, которую Штраус не писал. Есть как минимум три варианта развития событий, связанных с её появлением на свет. Согласно одному, после кончины короля вальса, партитуру собрал из наиболее популярных штраусовских мелодий, дописав к ним связки, дирижёр венского Карл-Театра Адольф Мюллер-младший.

На русском языке «Венская кровь» практически не игралась, но зато была записана силами Всесоюзного радио в 1962 году под управлением Юрия Силантьева. По заказу Петербургской музкомедии русскоязычную версию либретто Виктора Леона и Лео Штайна создал известный писатель-сатирик Семён Альтов (стихи Виктора Кривоноса). Получилась презабавнейшая комедия положений с великолепными диалогами и — местами — даже с актуальным юмором.

Режиссёрские интерпретации Коняева отличаются изобретательностью и визуальной «разукрашенностью» партитуры. Вот и в «Венской крови» «захват» зрителя начинается уже на увертюре: взметнувшийся занавес открывает взору публики, спящих вповалку юношей и девушек, кои, не размыкая век, вскакивают, подпрыгивают и двигаются в такт музыке. Сценография Ольги Шаишмелашвили упоительно красива. Создаётся впечатление, что вся постановочная группа просто наслаждалась музыкой и шла за прелестными штраусовскими мелодиями чисто интуитивно. Отсюда и изысканный хореографический рисунок хореографа Марии Кораблёвой, и воодушевлённая игра оркестра под управлением Питера Гута (Австрия), и общая атмосфера праздника и ликования. Кто бы что ни говорил, но красота сама по себе — явление выдающееся. Сюжет крутится вокруг любвеобильного графа Балдуина Цедлау — спикера парламента, посланника выдуманного государства Тарампании в Австрии и, как вы догадались, большого дамского угодника. Маленькая нелепая путаница порождает массу забавных ситуаций: премьер-министр Тарампании принимает аристократку за танцовщицу и наоборот.

Граф статен, хорош собой и чудовищно не постоянен, с неугасающим энтузиазмом волочится за каждой мало-мальски соблазнительной «юбкой». Партия графа становится бенефисом Олега Коржа: его внешние и вокальные данные ложатся и на историю, и на музыкальный материал практически идеально. Влажный блеск глаз в соединении с мягкими, вкрадчивыми интонациями тёплого тенора с первого же появления выдают в графе врождённого ловеласа.

Не всякая опереточная труппа может похвастаться такими яркими красавицами и превосходными вокалистками, как Катажина Мацкевич — графиня Габриэле и Оксана Крупнова — балерина Франциска Кальяри. Графиня-Мацкевич холодновато-надменна, но за вздёрнутой бровью и презрительной полуулыбкой скрывается страстность ничуть не меньшая, чем у её взбалмошной соперницы. Глубокое и плотное сопрано Мацкевич звучит обволакивающе насыщенно, становясь продолжением её роскошного облика.

Франциска-Крупнова наполняет зал хрустальными водопадами отточенного светлого сопрано, играет азартно и наделяет свою героиню ровно той долей вульгарности, что не может лишить её притягательности и очарования.

Третья «юбка» — служащая модного дома Пепи Пляйнингер обретает плоть и кровь в искромётном исполнении Екатерины Поповой. В этой роли Поповой есть, где разгуляться, продемонстрировать изумительную пластику, свежесть голоса и дар характерной актрисы.

Не менее рельефны и мужские образы: шумно-навязчивый Папаша Каглер — Андрей Матвеев, «не ловящий мышей» дородный Премьер-министр — Александр Круковский, а также проворный красавчик Йозеф — Александр Леногов.

Символом же женского доминирования в мужских сердцах, пусть даже это сердца министров и дипломатов становятся огромные кринолины, возникающие на сценической площадке в разных ипостасях. Одним словом, ищите женщину…

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.