Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

«И БЫТЬ НАД ЗЕМЛЁЙ ЗАКАТАМ, И БЫТЬ НАД ЗЕМЛЁЙ РАССВЕТАМ.
УДОБРИТЬ ЕЁ СОЛДАТАМ. ОДОБРИТЬ ЕЁ ПОЭТАМ…»

Имя Иосифа Бродского навсегда вошло в историю мировой культуры, а творчество литературного гения 20 века, расширившего общепринятые каноны поэзии и прозы, стало достоянием миллионов, путеводным вектором и ориентиром людей разных национальностей и географий.

Иосиф Бродский — не только выдающийся поэт и прозаик, переводчик и публицист, но и уникальная, многогранная Личность! Творчество и жизнь Бродского были полны затейливых перипетий судьбы, чудовищных трагедий и ярких взлётов, разочарований и несгибаемых надежд.

Личности великого литератора посвящён новый спектакль «Бродский. Изгнание», премьера которого состоялась 15 и 16 июня на Малой сцене Санкт-Петербургского Театра им. Ленсовета.

Действие спектакля режиссёра-постановщика Олега Левакова и режиссёра Инессы Перелыгиной-Владимировой разворачивается в 1972 году — в зале ожидания аэропорта. Поэт Иосиф Бродский, вынужденный не по своей воле покинуть Родину, вспоминает свою жизнь и тех, с кем он встречался на извилистых лабиринтах судьбы.

Авторы сплели стихи и жизнь Бродского в единую пьесу, словно искусное кружевное полотно с разным рисунком, который хочется изучать детально и неторопливо.

В инсценировку спектакля включены фрагменты поэмы «Горбунов и Горчаков», пьесы «Мрамор», стихотворения разных лет, документальные свидетельства из книги Соломона Волкова «Диалоги с Иосифом Бродским».

В роли Бродского предстаёт Марк Овчинников. Создатели спектакля не пытались добиться сильного внешнего сходства актёра с писателем и это совсем не нужно. Главное, что Марк передаёт энергетику и мощь, личность и противоречия Гения.

Поэзия Бродского не укладывается в стандартные, проверенные веками стихотворные метры — ямб, хорей и амфибрахий, её непросто воспринимать, но в каждой строке завуалировано множество глубинных смыслов и мудрых аллегорий, метафор и олицетворений.

В спектакле нашли отражение разные стороны жизни поэта до его изгнания с Родины — мать и отец, ссылка в Архангельскую область и принудительное лечение в психиатрической больнице, отношения с Марианной Басмановой и противоречия с властью, любовь к языку и природе! Упоминается в постановке и Анна Ахматова, чья судьба и творчество переплетались с Бродским. В постановке участвуют актёры: Ирина Балай, Марианна Коробейникова, Маргарита Алёшина, Александр Крымов, Алексей Торковер, Инесса Перелыгина-Владимирова, Дарья Циберкина.

Рефреном на протяжении всего действия является персонаж Заслуженной артистки России Маргариты Алёшиной. В её лице жестокий и бескомпромиссный следователь, судья и надзиратель неумолимо преследует Бродского и беспощадно лишает его права на свободу творчества и жизни. Эта героиня — не прототип человека, а скорее аллегория власти и эпохи, где свобода мысли считалась преступлением, а незаурядный гений, мыслящий не шаблонно и лозунгово, подвергался гонениям.

Особое внимание уделено «Процессу Бродского», который стал достоянием общественности и поразил гуманное, прогрессивное человечество своей нелепостью и утопией.

Есть в спектакле, поставленном с восхищением и уважением к Иосифу Бродскому, место и музыке — «Утомлённое солнце», «Ландыши» и другие произведения того времени. Тонкий «кошачий» акцент некоторых сценнапоминает о любимых животных литератора, оставивших отпечаток и в его творчестве.

В концептуальном рисунке спектакля особое место уделено птицам, которые парят над сценой, и это символично. Личность Иосифа Бродского вполне можно сопоставить с полётом птиц — он обладал способностью парить над жестокостью и обывательщиной, пошлостью и примитивом.

И самолёт в финале спектакля унес поэта в неизвестность.

Что ждёт его дальше? Он пока не знает. Ещё нет мирового признания и Нобелевской премии, нет реабилитации на Родине и обожания миллионов, а есть неизвестность и боль. Но что удивительно — человека не разъедает обида и разочарование, не ожесточают предательства и чудовищная несправедливость.

«…И, значит, остались только иллюзия и дорога», — строка из стихотворения «Пилигримы», написанного в 1958 году, отражает суть постановки «Бродский. Изгнание». Поэта ждёт дорога, непредсказуемая и неведомая, но иллюзии его не разрушены, а личность не уничтожена и не раздавлена — таких, как Бродский, не стереть испытаниями и изгнаниями.

«Поэт — средство существования языка», — эта фраза из уст главного героя звучит со сцены. Бродский был шире, чем средство, он являлся новатором и открывателем, благодаря этой феноменальной личности прекрасный русский язык приобрёл новые краски и оттенки, пронзительные и чарующие.

В финале спектакля на видеопроекции в фрагменте интервью появляется сам Иосиф Бродский со словами: " … Человек должен быть к себе требователен, если он может. И не прятаться "за«или «в» концепциях. Человек не сумма того, во что он верит, на что он уповает, не сумма своих убеждений. Человек — сумма своих поступков«. «Сумма Бродского» навсегда оставила в истории Человечества след.

После этого спектакля хочется подробнее читать произведения Иосифа Бродского и знакомится с фактами его жизни, и это, пожалуй, самый главный признак того, что постановка Театра им. Ленсовета затрагивает струнки души, не оставляя равнодушным.

А значит, благодаря спектаклю «Бродский. Изгнание» творчество и личность Гения откроют не только почитатели, но и аудитория, которая ранее была незнакома с его произведениями.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.