Режиссер Роман Смирнов выпустил в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской премьеру «Шизгара» по мотивам романа «Женский Декамерон», написанного диссиденткой, бывшей политзаключенной-«антисоветчицей» Юлии Вознесенской.
Действие «Шизгары» (название спектакля вторит абсурдному словечку-хиту эпохи застоя) происходит в больничной палате, где десять героинь вынуждены отбывать карантин. Чтобы развлечься и скоротать время, они, как девчонки в пионерлагере, по очереди рассказывают друг дружке истории своей первой любви. Наивное только на первый взгляд развлечение превращается в череду непростых исповедей, внимая которым, зал смеется и плачет, и вообще испытывает весь спектр эмоций: редкое и бесценное по нынешним временам театральное удовольствие.
Женщины олицетворяют представительниц разных социальных и прочих слоев при «совке»: стюардесса, учительница музыки, жена диссидента, номенклатурный работник, мастер на заводе, ученый-генетик, инженер, режиссер, секретарша, бомжиха из бывших зэков… Спектакль создала великолепная команда. Роман Смирнов, ученик Товстоногова, собрал сильный исполнительский костяк из актрис разного возраста, школы и психофизики. Художник Семен Пастух «поселил» их в больничную палату с белым «стерильным» линолеумом на полу, белыми железными койками «штабелями» и белыми деревянными тумбочками, а стены заменил полупрозрачными белесыми занавесями из клеенки санаторно-курортного вида, напоминающими шторы для ванной, что невольно создает подобие интимной атмосферы.
Художник по по костюмам Ника Велегжанинова «выдала» героиням стандартизированные больничные ночнушки и безразмерные халаты невнятного оттенка, однако у каждой актрисы «говорящей» оказывается какой-нибудь деталь костюма, отсылающая к ее характеру, прошлому и настоящему: то марлевая повязка, то нежный шейный платочек, то кокетливые тапочки, то шелковый халатик, расшитый драконами… Дружно отмечая Новый год, женщины нацепляют шарфы, шали и шапки, также подчеркивающие их индивидуальность. Евгений Ганзбург «наколдовал» здесь со светом, который из безлично-болезненного, моргающего гудящими лампами-шпалами, превращается в таинственно-синий ночной или в мягко-желтый теплый, в зависимости от эмоций и страстей, царящих на сцене. Владимир Бычковский со свойственной ему иронией столь точно подобрал песни, что зрители с удовольствием подхватывают их, одобрительно покачивают головой в такт и проникаются настроением и состоянием, как доверчивые дети на утреннике или идейная молодежь на первомайской демонстрации: тут и «Комсомольцы-добровольцы», и «Время, вперед!», и "«Бухенвальдский набат», и нежная «Сулико», и неизменные предновогодние «Пять минут»… Песни народно-блатного толка исполняются напевно, как русские лирические. К чести актрис, они замечательно поют и соло, и хором, на несколько голосов, и отменно танцуют: балетмейстер Илона Занурова поставила для них острохарактерный, идейно-комический номер на музыку Грига «В пещере горного короля».
Чувство юмора, то лихого и разгульного, то саркастического и горького — основа спектакля. Так, уморительна шутка с телевизором, когда для новогоднего поздравления согражданам на экране вдруг появляется сначала действующий президент, затем Ельцин с его знаменитым «дорогие россияне», и наконец (если по «ящику» как следует треснуть кулаком) — генсек Брежнев.
Смех-смехом, а сюжеты, составляющие женский Декамерон, тяжелы и непросты, как и перемолотые в жерновах истории судьбы советских людей. Спектакль вобрал в себя целую эпоху, квинтэссенцию «совка», но разговаривает простым человеческим языком и рисует образы четкие и выпуклые. Все персонажи и линии жизни узнаваемы, понятны и близки. Постановка являет собой бенефис десяти актрис, каждая из которых по-своему хороша, но мощная игра Маргариты Бычковой, создавшей трогательный образ непутевой бомжихи — сильнее всех, до комка в горле. Ну, а все вместе дамы заслуживают безоговорочной победы в номинации «Лучший актерский ансамбль» любой театральной премии.
Комментарии (0)