Премьеру спектакля Романа Смирнова по прозе Юлии Вознесенской поначалу я восприняла как предновогодний морок. Но на днях, пересмотрев постановку, убедилась, что женская часть труппы Комиссаржевки невероятно сильна не только мастерством и вокалом, но и ансамблем — качеством, которое современный театр, как театр индивидуализма, постепенно теряет. Каждая из актрис, занятых в спектакле, играет не просто одну из десяти родильниц, запертых на карантин в палате ленинградского роддома 70-х годов, а одну из миллионной общности «советские женщины».
Женщины эти обладали биографиями. Их жизни были переплетены с историей страны, с войной и восстановлением, репрессиями и «оттепелью». Масштабные события оказывали влияние на судьбы, которые нынешней молодежи покажутся «чисто романами». Но любая из историй, заимствованных Смирновым из романа «Женский декамерон», узнаваема.
На сцене женщины из категории «сильных» — полное попадание в реальные типажи. Испытания сделали «непробиваемой» стюардессу Альбину — Ольгу Белявскую. После смерти матери она словно панцирем обрастала показной разудалостью, цинизмом, вульгарностью, которые помогли ей выжить и даже кое-что нажить. Жесты, походка, которыми Белявская награждает свою героиню — типичны для приблатненного «своего в доску парня». Совсем иная учительница музыки Неля, прошедшая ужасы фашистского концлагеря. Кристина Кузьмина создает образ нежной, ранимой женщины. Но обстоятельства сформировали внутри Нели стержень, ничуть не уступающий по прочности «панцирю» Альбины… Своей первой любовью воспитала и сформировала себя Лариса — яркая, бесстрашная, волевая интеллектуалка, какой делает ее в каждом движении Неля Попова. Летчика Володьки и нет уж давно на свете, а она все «держит» им себя «на плаву»…
Интеллигентка Галя (Ольга Арикова), по доброй воле ставшая подставной невестой, а потом настоящей женой диссидента — нелепейшая трусиха, очкарик, любительница поэзии и черных вологодских кружев, которые в нужный момент придали ей сил, чтобы не сдать «своих» кэгэбэшникам… Простушка Ольга (Елена Андреева) — рабочая девчонка, живущая по принципу «все свое ношу с собой». Вроде прижимистая и хозяйственная, а на деле — душа нараспашку, вон, и солеными огурцами всех угощает…
Чудо из чудес — работник культуры Валентина — Елена Симонова. Осуждающее «поминание Господа в суе», жест, которым она пытается вернуть растрепанным волосам на затылке форму «ракушки», поучающие интонации речей — все создает портрет чиновницы. Убежденностью в своей правоте, пожалуй, и сильна эта представительница номенклатуры… Удивительно жизнеспособна «среднестатистическая» бездумная Наташа (Александра Сыдорук), живущая по правилу «как у всех»… Только любовью к профессии дышит режиссер Эмма — Нина Петровская (актриса АБДТ им. Г.А. Товстоногова)… До неприличия правдива «прямоточная» Иришка — Елизавета Нилова… Потрясающий образ создает Маргарита Бычкова: ее бичиха Зина — существо раздавленное жизнью, обретает силу и собственное достоинство на глазах у зрителей… Жаль только, что постановщиком не акцентировано главное, что объединяет этих сильных женщин кроме железных кроватей и крашеных тумбочек, безликих халатов и мигающих ламп, больничной безвкусной каши и болезненных воспоминаний. Они здесь потому, что хотят быть кому-то нужными. А уж что передать ребёнку «по наследству» — есть у каждой…
Комментарии (0)