Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ

    «Превращение». А. Кириллов, А. Микаелян.
    Театр на Таганке.
    Режиссер Андрей Гончаров, художник Константин Соловьев, саунд-дизайнер Александра Микаелян.

    Шутка о том, будто мы рождены, чтоб Кафку сделать былью, уже давно не смешит. Теперь бы эту быль, как пел Михаил Щербаков, обратно сделать сказкой. Именно это и делает Андрей Гончаров в спектакле «Превращение». Жанр его определен авторами как «камерный мюзикл»; он в самом деле идет в сопровождении живого камерного ансамбля, находящегося прямо на сцене, и музыкальные номера в нем структурно значимые, а не вставные, — но можно было бы вполне легитимно назвать его оперой для драматических артистов, имея в виду тот тип интеллектуальной работы, которая требуется от зрителя при всем внешнем изяществе этого спектакля.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СТОЯЛИ ЗВЕРИ ОКОЛО ДВЕРИ

    «Веди свой плуг по костям мертвецов». О. Токарчук.
    Независимый театральный проект. Премьера состоялась на площадке Театра Сундукяна (Ереван).
    Режиссер Борис Павлович, сценография и костюмы mo-lu, композитор Роман Цепелев, видеохудожник Александра Магелатова, консультант по пластике Екатерина Крамаренко, продюсер Ефим Спектор.

    Здесь горизонтальное пространство жизни не скрывает, не прячет за бытовым свой символический план, а скорее наоборот, сразу обнажает его. Иносказание становится первым и мгновенно узнаваемым планом. Торговая точка на барахолке, лес и столовая в доме героини: супница, ожидание гренок, ослепительный свет фар, разрезанный стволами деревьев, ношеная одежда из секонда — все это лишь тонкая пленка реальности, сквозь которую явственно и настойчиво проступает инобытие, и не увидеть его невозможно. Вещи из действительности всего лишь знак, тайнопись, разгадав которую, ты слышишь язык другого мира, законы которого противоречат законам мира нашего, опрокидывают их. В финале все мы, добравшись до сути, должны будем совершить свой выбор, понять, хотим знать правду или остаться тут, пытаясь удержаться у хлипкой ненадежной реальности, ее человеческого закона?

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • МЕЖДУ ДВУМЯ ПОСЛАВШИМИ НАС

    «Голиаф».
    Московский еврейский театр «Шалом».
    Режиссер Саша Золотовицкий, художник Маруся Павлова.

    Трехметровая гора мускулистого мяса в шестидесятикилограммовой бронзовой кольчуге по имени Голиаф всегда мало интересовала художников — в отличие от юного и в будущем великого Давида, ловко залепившего тупому великану в лоб камнем из пращи, а потом отрубившего мечом его здоровенную голову. В Ветхом Завете фигура Голиафа хоть и впечатляет параметрами, но уж совсем эпизодическая. А Саша Золотовицкий именно его сделал героем своей, как обозначен им жанр спектакля, «небиблейской истории», выросшей из лабораторного эскиза. Он обошелся без драматурга, и очевидный процесс коллективного сочинения «своими словами» по ходу действия, как назвал этот прием Дмитрий Крымов, позволил артистам присвоить библейскую фабулу и освободиться от всякой робости перед великим источником.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БЕЗ ВОЗДУХА

    «Человек среднестатистический». А. Казюханов.
    Театр Ермоловой.
    Режиссер Дмитрий Мульков, художник Марина Моторная.

    Спектакль «Человек среднестатистический» режиссера Дмитрия Мулькова вышел в рамках ПРОЕКТа [1,5] — полтора месяца на репетиции, бюджет — полтора миллиона, полтора часа — длительность, билеты — не дороже полутора тысяч. Такова задумка создателей этой лаборатории — худрука Олега Меньшикова и куратора Рината Ташимова, которые хотели дать молодым постановочным командам шанс попробовать себя на большой сцене, там, куда не очень еще опытных режиссеров крупные театры пускают редко и неохотно. А где-то пробовать свои силы им нужно, и Театр Ермоловой рискнул стать такой площадкой, а заодно получить в репертуар новые спектакли и ярких новых режиссеров.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДЕЗИНСЕКЦИЯ

    «Щастье!». Ю. Ким, В. Дашкевич.
    Театр им. Моссовета.
    Режиссер и хореограф Алла Сигалова, музыкальный руководитель Роман Берченко, сценограф Сергей Рябов.

    В русле тренда на постановку мюзиклов и оперетт в драматических театрах и в память о собственном славном прошлом Театр Моссовета выпустил премьеру под названием «Щастье!» — музыкальный спектакль Аллы Сигаловой по фолк-опере Юлия Кима и Владимира Дашкевича «Клоп».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПЕРВОСТЕПЕННОСТЬ ПОИСКА

    О конкурсе-фестивале коротких пьес «Stories»

    В театре «Суббота» завершился VI Конкурс коротких пьес «Stories», основная задача которого — открытие новых имен. Но прочитав пьесы, просмотрев эскизы и прослушав экспертов, понимаешь, что у проекта огромное количество функций. Обращаешь внимание уже не только на заложенные драматургом смыслы и их режиссерскую интерпретацию. После каждого показа и его обсуждения складывается ощущение, что тексты и их репрезентация в форме эскизов позволяют задуматься о проблемах и тенденциях, характерных для нынешнего театрального искусства.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК

    Евгений Писарев поставил последнюю пьесу Камерного театра

    «Плохие хорошие». По пьесе О. Уайльда «Веер леди Уиндермир».
    Театр имени Пушкина (Москва).
    Режиссер Евгений Писарев, художник-сценограф Максим Обрезков, автор сценической версии Сергей Плотов.

    Пьесы Оскара Уайльда почему-то мало востребованы нынешним театром, хотя это эталонный образец туго закрученной интриги, парада характеров и словесного блеска. Возможно, потому, что это утонченное удовольствие требует от зрителя искушенности, сосредоточенности на нюансах, от актеров — элегантного шика и умения держать класс, а от атмосферы в обществе — если не покоя, то хотя бы консенсуса относительно того, что такое хорошо, а что такое плохо. Во времена сплошной неоднозначности Евгений Писарев предложил сценическое размышление на эту тему, переделав название уайльдовской комедии «Веер леди Уиндермир» в «Плохие хорошие». Уайльд звучит в современном переводе Сергея Плотова, звучит естественно и остроумно, но на языке произведения обновления не закончились, о чем в свое время ниже.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ИГРА В РИФМЫ

    «Стихам здесь не место».
    Театральная компания «Разговоры».
    Режиссерская группа: Борис Павлович, Аглая Соловьева; художественно-постановочная группа: Ксения Тараканова, Наталья Федорок, Елена Чебуина.

    Спектакль Бориса Павловича и Аглаи Соловьевой — это алогичные связи и абсурдные сочленения смыслов. Это случайно возникающие ассоциативные ряды и парадоксально сосуществующие в одном пространстве образы. Это веселые стишки, рождающиеся на фоне угрожающей черной кованой стены — то ли тюремной камеры, то ли борта ледокола (спектакль играется в помещении бывшего банковского сейфа). Классические дорические колонны нелепо торчат по краям этого странного места — разрезанные поперек, они составлены наоборот: капитель встречается с базой ровно посередине. Нижняя часть, опоясанная черными деревянными каннелюрами, напоминает клетку для птичек. Но белые тканевые голубки не сидят за ее решеткой, а порхают вокруг, на свободе. По полу расставлены перевязанные бечевкой стопки старинных книг.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «НЫНЕ ЦЕРКОВЬ ОПУСТЕЛА»

    «Опыты драматических изучений. Пир после чумы». По мотивам произведений А. С. Пушкина.
    БДТ им. Г. А. Товстоногова.
    Режиссер Арсений Бехтерев, художник-постановщик Денис Короткевич.

    Два чувства дивно близки нам —
    В них обретает сердце пищу —
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам.
    А. С. Пушкин

    «Пир после чумы» Арсения Бехтерева становится живой инсталляцией о новой Чуме XXI века — ядерном апокалипсисе. Творцом и частью этой инсталляции становится Вальсингам в исполнении Ивана Кандинова. Он и конферансье, и председатель пира, и жертва, и единственный выживший, и будто бы устроитель этой бойни.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АССОЦИАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ КРИТИКОВ (АТК) НАЗВАЛА ЛУЧШИЕ СПЕКТАКЛИ 2024 ГОДА

    Больше всего голосов набрали «Холопы» в постановке Андрея Могучего в БДТ. В десятку также вошли (в порядке убывания числа голосов):

    «Котлован» в постановке Антона Фёдорова, театр «Старый дом».
    «Собачье сердце» в постановке Антона Федорова, МТЮЗ.
    «Калечина-Малечина» в постановке Сойжин Жамбаловой, Няганский ТЮЗ.
    «Палата номер 6» в постановке Льва Додина, МДТ-Театр Европы.
    «Медовый месяц в кукольном доме» в постановке Петра Шерешевского, МТЮЗ.
    «Три сестры» в постановке Андрея Маника, Пространство «Внутри».
    «Ленинградские сказки» в постановке Филиппа Гуревича, РАМТ.
    «Борис Годунов» в постановке Петра Шерешевского, Театр Наций.
    «Закат» в постановке Дмитрия Волкострелова, Дом культуры «ГЭС-2».
    «Три» в постановке Петра Шерешевского, Камерный театр Малышицкого.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СМЕРТЬ И ПЕРЕРОЖДЕНИЕ ВОСЬМИКЛАССНИКА ВАСИ

    «Опыты драматических изучений. Каменный гость». По мотивам произведений А. С. Пушкина.
    БДТ им. Г. А. Товстоногова.
    Режиссер Арсений Мещеряков, художник Екатерина Эрдэни.

    Эта история случилась в 2023 году. Вася Сизов, ученик 8 «Б» класса, влюбился в учительницу литературы и русского языка Татьяну Кирилловну. У нее были рыжие волосы и яркие, небесного цвета глаза. Однажды Вася сделал ей предложение, на которое она ответила отказом.

    Эти строки появляются на заднике в самом конце спектакля — не слишком заметно и как бы между делом. Ну, было. Мало ли восьмиклассников влюблялось в учительниц и получало отказ? Сюжет, такой же распространенный в частной жизни, как Дон Жуан — в мировой литературе.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ОПЫТЫ ПЕРФОРМАТИВНЫХ ПРОЧТЕНИЙ

    «Опыты драматических изучений. Моцарт и Сальери». По мотивам произведений А. С. Пушкин.
    БДТ им. Г. А. Товстоногова.
    Режиссер Александра Толстошева, художник Елена Духан.

    Предуведомление: текст написан о премьерном показе. Каждый спектакль будет иным.

    «Еще одно, последнее сказанье — и летопись окончена моя». Для Моцарта и Сальери — не закончится никогда.

    Удивительное дело. Беккетовские Владимир и Эстрагон очутились не на обочине, но на краю железной дороги — чевенгуровских ли рельс? чеховских ли? сталкеровских? ведущих в Зону и там обрывающихся... В общем — в пустом пространстве без времени и опознавательных знаков оказались Гого и Диди / Рози и Гиля / Моци и Сали. Слепой Скрипач — их Поццо или Лакки. Только они не ждут Годо, какое тут — «говорят, нет правды на земле, но правды нет и выше».

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • «ПУШКИН! ТАЙНУЮ СВОБОДУ ПЕЛИ МЫ ВОСЛЕД ТЕБЕ!»

    Монофест «Наше все» в БДТ им. Г. А. Товстоногова

    В спектакле Александры Толстошевой «Моцарт и Сальери» (БДТ) бомжеватые композиторы-классики сидят на обрезанном полотне железной дороги. То ли Розенкранц и Гильденстерн играют в «протошахматы», то ли Владимир и Эстрагон ждут Годо. Рельсы оборваны, ехать некуда. Что остается в этой ситуации? Правильно, только репетировать! Бесконечно играть, пробуя варианты импровизаций. Валять дурака и доставать жизненную энергию из самих себя, из театра, из партнерства — что и делают наученные В. Фильштинским когдатошние «однокорытники», блистательно работающие в дуэте Андрей Феськов и Павел Юринов (В.-А. Моцарт и А. Сальери соответственно).

    Читать дальше | Комментарии 14 комментариев
  • СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ БУРЖУАЗИИ

    «Золушка». Дж. Россини.
    Нижегородский театр оперы и балета.
    Режиссер Игорь Ушаков, сценографы Максим Осветимский и Нина Кобиашвили, дирижер Дмитрий Синьковский.

    При упоминании сказки о Золушке человек в нашей стране скорее всего вспомнит не галантный вариант Шарля Перро и не кровавую жуть братьев Гримм (там, как известно, одна из злобных сестричек откромсала себе пальцы на ноге, а другая пятку, чтобы впихнуть стопу в заветную туфельку). Перед глазами у нас встанет Эраст Гарин — Король в фильме Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро, произносящий в финале бессмертную формулу Евгения Шварца: «Никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 115

    В архиве появился № 115. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА АРРО

    Эх, Владимир Константинович, дорогой, дальняя дорога...
    На русское Рождество, 7 января, он написал, и сразу сердце защемило: «Как тут у вас? А я сегодня только вернулся. Был, говорят, далеко. Электрошокерами выгоняли. Не дай вам Господь. Расскажу, оклемаюсь».

    Ну вот еще добавочные двадцать дней дал ему Господь и теперь уже окончательно забрал.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • (НЕ)ПОКОРЕНИЕ КЛОУНСКОГО

    «12 клоунов в поисках счастья».
    Театр на Цветном.
    Режиссер Кирилл Вытоптов, драматург Михаил Дегтярев, художник-постановщик Тимофей Рябушинский.

    Не каждый день в Москве открывается новый театр. Не каждые сто лет в мире открывается театр, объявляющий себя домом клоунов. Да и было ли вообще такое...

    Речь о Театре на Цветном, который открылся 12-го числа 12-го месяца 2024 года спектаклем «12 клоунов в поисках счастья». Он — результат совместных усилий компании MTC Live, сети ресторанов Антона Пинского Pinsky & Co и лейбла «Клаунхаус». Но если «Клаунхаус» уже довольно давно и последовательно развивает клоунское направление, то интерес крупных коммерческих компаний к клоунаде скорее из разряда неожиданных приятных чудес.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Я В СВОЕМ СОЗНАНИИ НАСТОЛЬКО ПРЕИСПОЛНИЛСЯ

    «Улитка на склоне». А. и Б. Стругацкие.
    Театр МТЮЗ.
    Режиссер Петр Шерешевский.

    «Улитка на склоне» — самая загадочная повесть Стругацких, которую они считали самым значительным из своих сочинений. Одна история ее публикации достойна пера сатирика или сюрреалиста. Состоящую из двух переплетающихся частей повесть они сами разделили, опубликовав одну часть, «Лес» (как более безобидную), в сборнике фантастики «Эллинский секрет», а вторую, «Управление», в журнале «Байкал». И все бы было ничего, но их соавтором по «Байкалу» оказался Аркадий Белинков, написавший статью о Юрии Олеше и вскоре сбежавший в США. До сих пор неизвестно, что послужило триггером — перебежчик или содержание «Управления», — но журнал стали изымать из библиотек, а в Улан-Удэ нагрянула нешуточная комиссия из 23 человек. Параллельно с изъятием журнала росло количество самиздатовских копий. Их обладателей ловили, но те ссылались на то, что текст был «опубликован в СССР», что спасало их от положенной расправы.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПЕРВОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ ПРОКЛЯТОЕ ЛЕТО

    «Первая любовь». Пьеса А. Гейжан по мотивам одноименной повести И. С. Тургенева.
    ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
    Режиссер Галина Зальцман, сценограф и художник по костюмам Дмитрий Разумов, композитор Василий Тонковидов.

    «Первая любовь» Галины Зальцман словно вырастает из тургеневских «Записок охотника»: компания мужичков с ружьями наперевес достает из болотных зарослей неудачливого самоубийцу (Богдан Коршунов). Кто-то обмолвился: третьего человека за это лето с ветки снимают. От любви, конечно. Узнав в юноше себя, один из спасителей (Денис Гильманов) начинает рассказывать историю своей первой любви — с этой незамысловатой мизансцены «Охотников на привале» и начинается погружение в зыбкую ирреальность воспоминаний.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЕЛИКИЕ — В ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРОБИРКЕ: ЗАВЕРШИЛАСЬ ЛАБОРАТОРИЯ «ПЕРСОНЫ»

    О театральной лаборатории «Персоны» в Театре им. Ленсовета

    Зритель любит биографические произведения. Приятно быть с классиком на дружеской ноге.

    И нет ничего сложнее и неудачливее биографического жанра. В нем практически не было значительных спектаклей. Хотя много метался по сцене Пушкин, покусывая гусиное перо, а ряд композиторов в ночных рубашках кидались к роялю в полусумраке раннего утра. И хотя в жизни так бывает — кусают и кидаются, — вынести в театре это всегда сложно.

    Читать дальше | Комментарии (0)