
-
«Лес» А. Н. Островский.
Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина.
Режиссер Олег Рыбкин, сценограф Игорь Капитанов.С первых минут спектакля «Лес» Олега Рыбкина зрители слышат «извольте-с», «пожалуйте-с» и «довольно-с», верно прочитанные по тексту с образцово-показательным посылом в зал. Артисты играют так, что слезы взаправду брызжут из их глаз, а лбы наливаются потом. Кажется, что из-под полы вот-вот покажется суфлер, хотя все исправно знают свои реплики и в этом нет необходимости. Но все здесь так и говорит о том, что суфлер в русле доброй театральной традиции, затаившись, глотает пыль подмостков.
-
«Евгений Онегин». П. И. Чайковский.
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета.
Режиссер Владимир Кехман, сценограф Вячеслав Окунев, дирижер Михаил Татарников.Один из самых образованных людей в российском музыкальном театре (1989-й — факультет иностранных языков Самарского пединститута, 2009-й — диплом продюсера в СПбГАТИ, 2021-й — диплом режиссера в ГИТИСе) Владимир Кехман в марте прошлого года дебютировал в качестве оперного постановщика в Михайловском театре, препарировав оперу Верди «Травиата». Теперь он решил художественно высказаться во второй своей вотчине, Новосибирском оперном (на очереди — также выданный ему на кормление «доронинский» МХАТ). Для Сибири он выбрал «Евгения Онегина». Любопытно, что в этом сезоне премьера этой оперы была и в Михайловском — ставил ее там хореограф Начо Дуато. То был аккуратный неяркий спектакль, примечательный лишь почти пустой сценой (будто сочинитель танцев все собирался запустить там в работу балет, но так и не собрался) да диковатой сценой дуэли, где раненый Ленский ползет к Онегину, как недостреленное на охоте животное. Худрук Кехман выпустил этот опус и улетел выражать себя в Новосибирск.
-
«На почтовой станции».
Дом станционного смотрителя (Выра).
Режиссер и драматург Арина Полякова, художник Анастасия Шафикова.Суббота. Пасмурный день. Электричка. Автобус. Выра.
Сам по себе путь до Выры, в которой играется спектакль, — микропутешествие со своей драматургией и героями. Вот задумчивый мальчик, смотрящий в окно электрички, выглядывающий что-то среди чуть пожелтевших деревьев; вот добрая старушка, читающая книжку; вот уже случайные попутчики в маршрутке, на входе в которую грубыми репликами встречает хамоватый водитель; вот и очаровательные смотрительницы музея «Дом станционного смотрителя». Создатели спектакля вынужденно дарят зрителям чудное ощущение пути, дороги к чему-то светлому и беззаботному.
-
«Еще один, Карл».
Театр в Театральном музее.
Режиссер и драматург Дмитрий Крестьянкин, художник Шура Мошура/13 января 2025 года я зафиксирую как момент личного театрального счастья, мгновение театрального ликования. И одновременную — внезапно — радость принятия жизни, какой бы они ни была, — в том числе той страшной и одновременно прекрасной, которую спектакль «Еще один, Карл» весело и энергично приветствует яростным звоном бутафорского щита.
-
«Тристан и Изольда». Р. Вагнер.
Мариинский театр.
Режиссеры Константин Балакин и Алексей Степанюк, сценограф Елена Вершинина, дирижер Валерий Гергиев.В прошлом году исполнилось 125 лет со дня первой постановки «Тристана и Изольды» в Мариинском театре (5 апреля 1899-го, режиссер Осип Палечек, дирижер Феликс Блуменфельд). Дата стала поводом для театра снова вспомнить о вагнеровской опере и в самом конце года 2024-го представить новую постановку.
-
«Превращение». Ф. Кафка.
Театр «Мастерская».
Режиссер Роман Габриа, художник Анвар Гумаров.Еще до начала действия, на узком помосте, глубоко врезанном в зрительный зал, мы видим персонажа-жука (Арина Лыкова), который чутко улавливает звучащую фоном музыку и преображает услышанное в ломкие, дискретные, зацикленные движения. С одной стороны, это выглядит как кукольная анимация, с другой — как сверхчувствительное следование малейшему изменению ритма. Перед нами персонаж-проводник, словно сошедший на сцену из мультфильмов Владислава Старевича, легендарного «дрессировщика жуков», искусство которого балансировало на принципах детализированного реализма и сюрреалистического понимания действительности. Фантастическая нереалистичность, соединенная со сверхреальностью.
-
«Портрет». Н. В. Гоголь.
ЦЕХЪ театр.
Автор инсценировки и режиссер Виктор Бугаков, художник Антон Батанов.Гоголевские черти — зло, рожденное внутри человека. Отрицательное значение мира, из которого вычеркнуты духовные идеалы, — вина людей, разрушивших держащие его связи. Художнику Чарткову — главному герою повести Н. В. Гоголя «Портрет» — в спасении отказано. Столкнувшись с дьяволом в лице неизвестного старика, он действует без посредников, все, что уничтожено, — уничтожено им самим.
-
«Необычный Новый год! Заяц, Фрося и Енот».
Театр «Драм.Площадка».
Автор инсценировки и режиссер Екатерина Ложкина, художник Наталья Бакулева.Новый год — время вновь поверить в затерявшиеся среди суровых серых будней простые ценности: добро, чудо, волшебство, дружба... И детский спектакль Екатерины Ложкиной, режиссера нежного и чуткого, по сказочной повести петербургской писательницы Ольги Фадеевой эту задачу выполняет более чем точно.
-
«Картотека». Т. Ружевич.
Театральная площадка MOÑ (Казань).
Режиссер Надя Кубайлат.В Казани, на театральной площадке MOÑ в середине декабря прошла премьера спектакля «Картотека» по пьесе Тадеуша Ружевича в постановке петербургского режиссера Нади Кубайлат. Драматургия Ружевича — редкий гость на отечественной сцене. Как, впрочем, и вообще польская драматургия XX века, давшая мировому театру колоссальный толчок к развитию и новым формам. Почему редкий? Вопрос сложный и не имеющий однозначного ответа.
-
«Чертова доставка». К. Бузмаков.
«Сцена-Молот» Театра-Театра (Пермь).
Режиссер-хореограф Ксения Малинина, художник Мария Левина.У курьера Максима (Илья Курицын) — день рождения, и он рад, что рабочий день заканчивается. Но его просит помочь замотавшийся коллега Азамат — есть заказ, который надо доставить куда-то на окраину, а у Азамата семья, дети, выручи, брат, отвези. Максим получает коробку, которую ни в коем случае нельзя открывать, садится на велосипед и отправляется в путь. Улица Монастырская, 13а — адрес, который он будет разыскивать в течение всего двухчасового спектакля.
-
«Евгений Онегин. Урок русской литературы. Часть первая». По роману в стихах А. С. Пушкина.
Большой театр кукол.
Режиссер Руслан Кудашов, художник Марина Завьялова.Перечитывать некоторые книги иногда просто необходимо — особенно когда вокруг темно, страшно и странно. И когда Петербург уже был обернут в мрачную ткань декабря, еще не ощущая полностью предновогоднего настроения, Большой театр кукол хором перечитывал «Евгения Онегина».
-
«Гадюка». А. Казюханов по повести А. Н. Толстого.
«Один театр» (Краснодар).
Режиссер Дмитрий Мульков.Повесть о купеческой дочери Ольге Зотовой, жизнь которой оказалась перемолота жерновами истории, была написана Алексеем Толстым почти сто лет назад, но актуальности не теряет. Текст этот, экранизированный в 1965 году, с начала XXI века стал в русском театре одним из отправных пунктов размышлений о революции. Можно вспомнить мюзикл Александра Колкера, поставленный в 2008 году в Новосибирском музыкальном театре и получивший две «Золотые Маски»; драматические спектакли 2016 года — в московской «Сфере» (режиссер Виктория Печерникова) и в петербургском ТЮЗе имени Брянцева (Илья Носоченко); и 2018 года — в петербургском же театре «Остров» (Сергей Исаев). Режиссеры и авторы инсценировок по-разному решали судьбу Зотовой: так, например, в постановке Ильи Носоченко создается впечатление, что героиня прожила хоть и одинокую, но достойную жизнь, и в финале ее образ примиряюще запараллеливается с образом... кавалерист-девицы Надежды Дуровой.
-
О театральных событиях в Усть-Лабинске
Новый-Новый-Новый год. Который все мечты исполнит и который мы на год запомним. Добрый, семейный, счастливый — с надеждой на... и с верой в...
В день зимнего солнцестояния в кинотеатре «Знамя» Усть-Лабинска будто случилась репетиция Нового года, которая сама по себе стала праздником. По инициативе фонда «Вольное дело» Олега Дерипаски произошло три ивента: театрализованный квест по мотивам романа «Петровы в гриппе и вокруг него», паблик-ток с автором текста Алексеем Сальниковым и спектакль-вербатим, созданный на основе разговоров с устьлабинцами.
-
«Альфа Центавра».
Независимый проект Александра Плотникова.
Автор, режиссер и создатель спектакля Александр Плотников.Для спектакля Александра Плотникова нужно помещение, один стул и два или даже один софит. Хотя изначально план был другим: на большой сцене большого московского театра, высотой в 10 метров и шириной в 15, со зрительным залом в тысячу мест планировалось задействовать многоуровневую штанкетную систему, подъемные механизмы, лебедки. И еще бюджет должен был быть — 800 миллионов. И команда — большая, с кучей профессионалов своего дела от хористов до астрономов. Спектакль вышел и состоялся, но совсем в других обстоятельствах. Александр Плотников сыграл свой недавно написанный текст на крошечной сцене ереванского Дома Актера в рамках фестиваля моноспектаклей для полутора десятка зрителей. И даже у этого показа судьба была непростой.
-
Сегодня 40 дней со смерти Веры Карповой
Дерзну сказать, что в Царствии Божием непременно должен быть уголок для акимовских актеров. «Будьте как дети» — это из одного Евангелия. «Ибо таковых есть Царствие Божие» — из другого. От Веры Александровны Карповой (если не ошибаюсь, из тех актеров, взятых Николаем Павловичем Акимовым в Театр Комедии, с которыми мне посчастливилось быть знакомым, она была приглашена раньше всех) и до Ирины Ивановны Григорьевой, дай ей Бог еще долгих лет и здравия (ей, последней из актеров, взятых Акимовым в эту труппу): все они как дети. Хотя считается, что все актеры и должны быть детьми (а еще они «сукины дети», как известно), но акимовцы — это воистину дети из детей, к своей незабронзовелой старости сохранившие удивительную чистоту, трогательность и наивность. При этом, как все дети, в чем-то они могут быть далеко не ангелами, кто-то кого-то может огреть лопаткой в песочнице... В Вере Санне, например, всегда ощущались хитрость и какое-то лукавство. И все же в ней, несмотря на седые волосы и сгорбленную к старости спину, ощущалась девчонка. Озорная, своенравная, дерзкая, острая на язык. Но — девчонка.
-
«Спартак». А. И. Хачатурян.
Красноярский театр оперы и балета им. Д. А. Хворостовского.
Хореограф Юрий Григорович, сценограф Симон Вирсаладзе, дирижер Дмитрий Юровский.В Сибири вновь появился самый мощный балет Юрия Григоровича. Хореограф, которому в начале января должно исполниться 97, не приезжал сам на берега Енисея — он доверил трансляцию своего текста трем звездам, в свое время блиставшим в его спектаклях.
-
Об открытии Музея-мастерской Давида Боровского
В начале этого года в Москве открывается после реконструкции Музей-мастерская Давида Боровского — первый в России и единственный в мире персональный музей театрального художника.
-
У кого-то в Лондоне тоска,
У кого-то во Вьетнаме лихорадка.
Где-то Питер, елка и Москва...
Мы вот в Питере. Под елкой. И не сладко.Разметало, разорило, разнесло,
Мы не вместе, даже если вместе.
Всех ударило огромное кайло —
И нет разницы, в каком сейчас ты месте.Все со всеми обо всем везде молчим,
Все слова утратили значенье.
У молчанья нынче — тысячи причин:
Страх, усталость, бесполезность заключений.Мы не знаем часто, кто и где:
Тихо-тихо все рассеялись по миру.
Только знаем о расплывшейся беде
От классической до Северной Пальмиры. -
«Коридор Барто». По мотивам детских стихотворений Агнии Барто.
Независимый театральный проект «Дочери СОСО».
Режиссер, хореограф Анна Закусова, композитор Ольга Шайдуллина.Перед пресс-показом «Коридора Барто» казалось: случится новогоднее чудо. Прямо здесь и с нами — в Столярном переулке, где «Дочери Сосо» показывают свой новый спектакль через полтора месяца после того, как Женя Беркович, основатель театра, письмом из СИЗО объявила о закрытии всех своих спектаклей. И через день после того, как военным судом во Власихе ей и Светлане Петрийчук был оглашен окончательный приговор.
-
«Одиссей. Пенелопа. Возвращение». А. Куралех.
Театр драмы Республики Карелия «Творческая мастерская»(Петрозаводск).
Режиссер Искандер Сакаев, художник Наталья Кузнецова.Театр драмы РК умеет находить драматургический материал для спектаклей. «Космос» Алексея Житковского — хорошая пьеса, а «Сны Пенелопы» Алексея Куралеха — очень хорошая. Но чем лучше пьеса, тем сложнее режиссёру, тем больше вызовов поставить спектакль так, чтобы на сцене появилось приращение смысла, а не его усекновение. И особенно сложно, когда история закручивается вокруг таких богатых интерпретациями архетипов, как Одиссей и Пенелопа.
комментарии