Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

11 октября 2021

ЖИВАЯ ГЕОМЕТРИЯ РОМАНА

«Идиот». Ф. М. Достоевский.
Рязанский областной театр юного зрителя (Театр на Соборной).
Режиссер Наталия Лапина, сценография Николая Слободяника, художник по костюмам Татьяна Виданова.

На программке спектакля «Идиот» Наталии Лапиной в Рязанском ТЮЗе изображен увесистый кирпич с гравировкой даты выхода романа Достоевского. Трактовать его, конечно, можно по-разному. Но я воспринимаю кирпич как условную тяжесть, которую решил поднять своими лишенными бицепсов (финансовых и прочих ресурсов) руками детский провинциальный театр. Решил, потому что обстоятельства довлеют: с одной стороны, 200-летний юбилей классика, с другой — школьная программа.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Петербургский режиссер Наталия Лапина, возглавляющая «Городской театр», сотрудничает с Рязанским ТЮЗом уже давно. Это ее пятый спектакль. И она хорошо знала возможности труппы, создавая собственную инсценировку романа, в которой отсутствуют длинные диалоги, а повествование сводится к событийному ряду вокруг любовного многоугольника.

Режиссер делает спектакль для глаз, здесь очень важен визуальный ряд, который создают петербуржцы — сценограф Николай Слободяник и художник по свету Анастасия Кузнецова, и рязанка — художник по костюмам Татьяна Виданова. Их усилиями постановка превращается в серию монументальных графических и живописных полотен. Н. Лапина словно стремится победить романный хаос Достоевского строгой геометрией мизансцен.

Между тем, в спектакле нет статики. Действие длится более трех часов, но время летит незаметно, и знакомые диалоги, и текст из романа звучат свежо и осмысленно.

Первое полотно откроется после того, как Ганя Иволгин (Дмитрий Мазепа) ткнет рукой в красный занавес, обозначающий переднюю в доме Епанчиных, где томился сошедший с заграничного поезда князь Мышкин (Николай Ребров), и мягкая ткань упадет на пол. Взору открывается грандиозная многофигурная композиция — все действующие лица присутствуют на сцене сразу. Они сидят и стоят на лестницах-платформах, которые делят на локации пространство — то ли дворцового зала, чьи стены уходят ввысь под колосники, то ли мрачного серого петербургского двора-колодца. Многонаселенность и огромность картины сразу задают романный масштаб спектакля.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Серым стенам вторят темно-серые одежды персонажей. Но живописную завершенность композиции придает красная, пылающая, словно маяк, фигура Настасьи Филипповны (Марина Заланская). Она стоит скульптурным изваянием перед дверью на верхней ступени лестницы по центру зала, в красном платье с обнаженным плечом. Величественная, как богиня. Это и есть тот самый портрет, о котором идет речь в начале романа. Понятно, что все взоры обращены на нее, и разговоры ведутся только о ней. По сути, она и есть главная героиня.

Князь Мышкин в спектакле выступает, скорее, как проводник сюжета, как катализатор событий и камертон, обнаруживающий ложь. Николай Ребров внешне похож на подростка, и его Идиот — это ребенок, не умеющий лгать и приспосабливаться. Но его откровенность в отношениях с женщинами оборачивается той самой простотой, которая хуже воровства.

Для меня было неожиданностью, что на роль Настасьи Филипповны режиссер выбрала Марину Заланскую. В последние годы актриса перешла на возрастные, характерные роли. В спектакле той же Н. Лапиной «Капитанская дочка» она играет нелепую и заполошную тетку-капитаншу Василису Егоровну; в «Маменьке» по «Господам Головлевым» — скупую, страшную, жестокосердную старуху Головлеву. И это убедительные, сильные работы. И тем разительнее было преображение. Меня совершенно покорила та полная органика, с которой существует Марина Заланская в роли роковой красавицы. А в то, что она красавица, веришь сразу, с первой интонации. Все ее жесты, походка, движения просты и грациозны и могут принадлежать лишь женщине, которая верит в неотразимость своей красоты и собственную значительность. Но Марина Заланская играет не обольстительную вамп, не эксцентричную особу, а красивую, сильную, умную женщину с изломанной судьбой, наученную жизнью разбираться в людях, видеть их скрытые мотивы. Заланская — Барашкова изначально знает о собственной обреченности. Все мужчины в спектакле кажутся в сравнении с ней незначительными — что Ганя Иволгин, что Рогожин, что князь Мышкин.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Красное платье главной возмутительницы спокойствия сменяется на черное в сцене приема у Настасьи Филипповны. И это следующая живописная композиция. Здесь Марина Заланская выглядит особой царственной, повелевающей с полным на то правом. Черный цвет хорошо оттеняет и белый жемчуг — подарок Епанчина (Владимир Коняхин), отринутый и брошенный дарителю, и оранжевый свет из камина, куда летят в качестве эксперимента 100 тысяч рогожинских рублей.

Дмитрий Мазепа — Ганя Иволгин — создает образ человека взрывного темперамента, искреннего в своих разочарованиях и надеждах. Парфеном Рогожиным — Константином Ретинским владеет одна лишь темная страсть к героине. Но в то, что он может зарезать объект любви, веришь сразу.

Вообще режиссер не стремится сделать героев неожиданными, сломать традиционное представление о них. Все они узнаваемы. Так, мать семейства Епанчиных Лизавета Прокофьевна (Людмила Сорокина) добра, снисходительна и прямодушна. Ее дочери Александра (Екатерина Вишневская), Аделаида (Альбина Ожерельева) и Аглая (Анна Никулина) — озорные красавицы.

Второе действие переносит зрителей в Павловск. Подсветка меняется, и серые стены зала становятся бежевыми, а все персонажи надевают белые летние наряды и мягкие шляпы. Кажется, мир и идиллия возможны. Ведь даже пьяница и врун генерал Иволгин, которого с азартом играет Владимир Баранов, ходит протрезвевшим и выглядит обаятельным и милым. Но болезненный шепоток, преследующий Мышкина, не сулит ничего хорошего.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Сближение князя с Аглаей приводит к взрыву — столкновению между ней и Настасьей Филипповной. Здесь сталкиваются воплощенная женственность и угловатый подросток, жизненный опыт и юношеский максимализм. Анна Никулина, играющая Аглаю, выглядит как современный тинейджер — в черной джинсовой куртке поверх длинной белой юбки в оборках, из-под которой выглядывают джинсы и ботинки. В огромном рюкзаке она таскает письма, которые Н. Ф. писала ей, уверяя, что Мышкин любит ее. Потом эти письма — огромные черные листы — потоком обрушатся на бедного князя. И это будет еще одна живописная картина: черные письма, сгустки ревности, рухнут на маленького беззащитного Мышкина в белом костюме — крохотный островок чистоты.

Впрочем, в спектакле нет любви. И Настасья Филипповна, и Аглая любят в Мышкине собственную идею, придуманного идеального мужчину. Настасья Филипповна мечтала о своем спасителе с чистыми помыслами еще в юности, когда вынужденно жила в Отрадном с Тоцким (Владимир Приз). А девочка Аглая нафантазировала в Мышкине пушкинского бедного рыцаря и Дон Кихота. Но силы соперниц неравны. Опытная женщина, знающая жизнь, гораздо сильнее своенравной девочки.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Слухи о скорой свадьбе словно рисуют в головах персонажей портрет новобрачных. Мышкин и Настасья Филипповна стоят на подиуме, как видение — он в белом костюме, она в свадебном платье с фатою в пол. А по обеим сторонам сцены на лестницах все прочие действующие лица читают газеты с новостями и сплетнями. Чужая личная драма — хороший инфоповод, который интересен всем, что во времена Достоевского, что сегодня.

Потом, в доме Рогожина зарезанная Настасья Филипповна застынет в дверях перед красной лестницей изломанной куклой в белом платье. А сидящие на платформе Мышкин и Рогожин натянут на себя тот самый упавший красный занавес, открывавший первую картину.

Спектакль не ставит сложных философских вопросов, здесь нет столкновения идей, он повествует о хитросплетениях человеческих отношений, где каждый ищет счастье и из эгоистических побуждений готов сломать жизнь другому. Но даже Мышкин, в помыслах которого отсутствует эгоизм, мучает двух женщин. А обменявшись с Парфеном Рогожиным крестами и уже подозревая о его намерении, как бы становится соучастником убийства.

При этом режиссер не забывает, что ставит роман для школьников, полностью излагая основную сюжетную линию. Сценическое повествование завершается эпилогом — рассказом о дальнейших судьбах героев и их пребывании за границей, где, по едкому замечанию Лизаветы Прокофьевны, русские кажутся фантазией.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога