Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

4 декабря 2025

Я ВИЖУ РЕАЛЬНЫЙ МИР

«Восемь женщин». Р. Тома.
Русский драматический театр «Мастеровые» (Набережные Челны).
Режиссер Константин Соя, драматург Лиза Булаева, художник Елена Сорочайкина.

«Константин Соя ставит „Восемь женщин“ Робера Тома!»

Звучит как сенсационная новость в желтой прессе. И тем не менее — поставил. И сделал это бережно, современно и даже без издевки над материалом. Все благодаря работе с драматургом Лизой Булаевой, которая помогла режиссеру сделать из пошлой пьесы повод поговорить о важном и насущном. Но обо всем по порядку.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Для не интересующихся детективами: по сюжету пьесы Сюзон, старшая дочь Марселя и Габи, приезжает на Рождество из Англии домой во Францию, ее встречают служанка Шанель, горничная Луиза, тетя Огюстина, бабушка, мать и младшая сестра Катрин; вскоре отца семейства Марселя обнаруживают убитым в собственной спальне, а телефонный провод перерезанным; начинается внутреннее расследование, во время которого приезжает сестра Марселя Пьеретт, и вскрывается множество семейных и личных тайн. Спойлер: в пьесе Марсель инсценировал собственное убийство, чтобы вывести родных на чистую воду, но, не справившись с услышанным, убил себя по-настоящему.

Примитивные и плоские героини Робера Тома тут — живые и объемные, характерные и психологичные, с сильной внутренней болью, скрытой за (не всегда) вежливой улыбкой. Стервозная Габи (Алена Знайда) на самом деле — хрупкая и напуганная женщина, что называется, с «трудной судьбой» (накануне смерти мужа она собиралась сбежать с любовником в лучшую жизнь, а потом оказалось, что ее любовник — любимый Пьеретт). Ипохондричная Огюстина (Анастасия Афанасьева) страдает от неразделенной любви и утопает в комплексах маленького человека и несостоявшейся женщины. Миловидная Сюзон (Настя Шевлягина) оказывается беременной «не от того парня», а тихоня Луиза (Анастасия Тарасова) — любовницей Марселя. Развязная Пьеретта (Алина Егошина) обманута и брошена любимым человеком (и Алина Егошина играет мудрую женскую усталость безо всякой ревности — но с большой досадой). Комичная бабушка (Евгения Яковлева) выдает гэги каждую минуту сценического времени, при этом именно она — транслятор страшной неустроенности (на вопрос «зачем вам это кресло?» отвечает: «Так меня не выбросить»). В тандеме с ней строгая Шанель (Светлана Имерова), истинная хозяйка дома. Ну и Катрин (Дарья Гаева) — тихий наблюдатель, невидимый режиссер, сложный подросток.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Режиссер и драматург прописывают драматургию взаимоотношений героинь: Шанель не отводит взгляд от бабушки, зная, что та будет пить; бабушка же, находясь в перманентном напряжении, успевает найти безопасную минуту для глотка из фляги; Габи, храня тайну происхождения старшей дочери, вздрагивает каждый раз, когда Сюзон говорит про отца; Луиза прячет глаза в пол, испытывая вину перед Габи; Огюстина то и дело закатывает истерики, привлекая к себе внимание и требуя любви — агрессией и злобой, и так далее.

Детектив начинается с гостиной — такой штамп. Художник-сценограф Елена Сорочайкина создает аутентично-глянцевый интерьер нулевых, отображающий былое богатство. Перед нами трехуровневое пространство: гостиная с обеденным столом, креслом и журнальным столиком; лестница, ведущая на галереи второго этажа; большой экран, куда транслируются девять ячеек видеонаблюдения — из каждой комнаты в доме. Декорация сделана таким образом, что в нужные моменты контровым светом обнажается находящееся за стенами, и мы видим силуэты-тени персонажей (конечно же, в самые уязвимые моменты). «Герметичность» детективного места преступления тут нарушена — режиссер и сценограф, иронизируя над жанром, утрируют очевидность происходящего: в любое время мы можем подсмотреть за кем угодно, полифоничность действия позволяет подключиться к каждому персонажу в любом порядке и так далее. Поначалу Константин Соя и вовсе упрощает элемент детектива, раскрывая все карты: в комнате Габи мы видим собранный чемодан; Огюстина на наших глазах избавляется от таблеток; бабушка то и дело наливает себе виски и проч. Более того, создается ощущение единого смыслового поля: здесь в принципе невозможно что-то скрыть — все происходит одномоментно, параллельно и открыто, словно бы в воображении одного человека. Но об этом — позже.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

«Детективность» повествованию возвращает неожиданный визит Пьеретты — на время кажется, что действие лишено предсказуемости, что убийцей (в связи с наличием мотива у каждой героини) может быть кто угодно. Тут мы узнаем о беременности Сюзон, о любовнике Габи, о банкротстве Марселя. Возвращая интригу, режиссер сбивает зрителя с истинного расследования — что же происходит в «реальном» мире?

Константин Соя заигрывает с нуарной киноэстетикой (видеоарт Андрея Калянова). Трансляции из белых комнат периодически сменяются крупными планами лиц и тел героинь, романтическими сценами взаимодействия Марселя с женой Габи / любовницей Луизой. Крупные планы позволяют иначе взглянуть на восемь женщин — они очеловечиваются, раскрываются психологически. Петлички-микрофоны на актрисах делают их голоса специфически-неестественными, будто «озвученными» для фильма. Дополняет этот киновизуал черная метель на белом фоне, которая во втором акте инверсируется — в белую метель на черном. Звучит, конечно, загадочная «детективная» музыка; периодически действие прерывается звуком затвора фотоаппарата. И тут мы приближаемся к главному — появление каждого персонажа сопровождается голосом Катрин.

Основным режиссерским/драматургическим решением в спектакле Константина Сои является перенос всего детективного сюжета в сознание Катрин. Композиционно выделяется рамка: старшая сестра приезжает домой на каникулы, ее встречают все, кроме спящего в своей комнате отца, потом служанка приносит ему завтрак, и он спускается к семье. И внутри этой рамки разворачивается долгий мыслительный процесс ребенка, рисующего в своем сознании детективную историю фиктивного убийства отца с целью вывести на чистую воду всех членов семьи. В логике хронологии персонажей сестра «застыла» на пару минут, а в логике зрителей разворачивается двухчасовое действие.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Переворот сознания (внешне — незаметный, но дающий толчок необратимой кульминации) случается, когда Катрин позволяет себе выстрелить в Луизу — в этот момент она приравнивает себя к тому аморальному миру, который конструирует в собственном воображении. «Снегопад с человеческими жертвами», — задумчиво произносит бабушка.

К развязке молчаливая Катрин вдруг говорит о своих детских переживаниях, обвиняя каждого члена семьи в собственном несчастье. Продолжительный разоблачительный монолог, обращенный то «в пустоту», то лично к каждому члену семьи, вскрывает главную «детективную» интригу — ничего этого не было; реальны здесь — только подростковые травмы. И большинство драматургических неловкостей и режиссерских излишеств вдруг находит объяснение — это продукт воспаленного подросткового сознания, категоричности восприятия и кризиса переломного возраста. Драматург дописывает историю Катрин: в детстве она хотела живую канарейку, а мама, смеясь, подарила ей игрушечную. С тех пор «настоящий» мир заменился «искусственным», а материнская любовь стала фикцией («Вот бы моей мамой был кто-то другой», — заключает Катрин).

Авторы спектакля изменяют концовку — Марсель (Александр Братенков) не умирает и не убивает себя. Он выходит на завтрак, и все идет своим чередом: супруги изменяют друг другу, бабушка пьет, сестра вынашивает ребенка, тетя пишет любовные записки зятю… а внутренний «дом» Катрин полыхает огнем. Но этого так никто и не увидит.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога