Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

12 августа 2024

ВЫКСА КАК СПЕЦИФИК: ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ

О XIV Фестивале современной культуры «Выкса-фестиваль»

Выкса — удивительное место. Город, на гербе которого единорог. Город, где памятник Сталину переделали в памятник Горькому. Город, который сами выксунцы делают для себя удивительным и заставляют в это по-настоящему поверить других.

Выкса — моногород в Нижегородской области, равноудаленный и от столицы, и от крупного центра, где «Выкса-фестиваль» существует уже 14 лет и преображает городское пространство.

На Выксунском металлургическом заводе.
Фото — Валерий Белобеев.

Фестиваль (раньше он назывался «Арт-Овраг») проходит с 2011 года благодаря благотворительному фонду «ОМК-Участие» Объединенной металлургической компании, частью которой является и знаменитый (в среде заводского дела) Выксунский металлургический завод — он обеспечивает четверть рабочих мест городу с населением около 50 тысяч человек. О фестивале современной культуры — музыки, театра, перформанса, паблик-арта — сложно говорить без социального контекста, ведь все происходящее непосредственно на фестивалях и между — не только про искусство. Это проекты, направленные в первую очередь на работу с сообществом (к слову, в этом году все события были бесплатные), с городской и культурной средой (от выксунцев не раз можно услышать рассказываемую с восторгом историю, как арт-объект Тимофея Ради «Это все не сон» привел к благоустройству лесопосадки). При этом ивенты фестиваля, ориентируясь на внутренние задачи, являют события в контексте современного искусства. Даже если на фестиваль приезжают хайп-рэперы, они не просто дают концерт, а вместе с современными композиторами создают уникальный музыкальный перформанс: так, в этом году Слава КПСС с Настасьей Хрущевой, а Хаски с Алексеем Ретинским и ансамблем TOLOKA представили синтез рэпа и современной академической музыки, хип-хопа и песенного фольклора.

14 лет (что кажется необыкновенно долгим сроком для проекта условной «культурной революции») выксунцы и выксунские адепты (организаторы-москвичи) творят из города явление. Путем охудожествления пространства — создавая арт-объекты в центре, украшая муралами дома на окраине, рисуя индустриальный арт на стенах заводских цехов (список «индастриал»-артистов поражает: Эрик Булатов, Миша Most, Алексей Лука, в этом году — коллаб Владимира Абиха и Артема Стефанова, создавших мурал с надписью «Крепче стали» и узором, изображающим плавку металла). Путем театрализации пространства — творя спектакли вместе с жителями, актуализируя память места и современный контекст.

На концерте Хаски.
Фото — Валерий Белобеев.

В этом году тема, придуманная куратором фестиваля, журналистом Юрием Сапрыкиным, звучит так: «Вы откуда и куда?». Если коротко, то ответы такие: откуда — из Выксы, куда — в космос.

ВЫ КУДА?

Во всемирном спектакле-летании «Сочинение будущего» режиссер Борис Павлович вместе с выксунскими школьниками и горожанами отправляется в космос. Или, точнее, предпринимает попытку полететь в космос прямо из Выксы (как «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» Ильи Кабакова), а точнее, прямо из гимназии № 14 — превращая ее в «Институт летания имени А. В. Сухово-Кобылина», с работой которого зрителей приглашают познакомиться.

Иммерсивный спектакль устроен так, что в начале и в конце происходит единое действие — церемонии в зале запуска, а между ними зритель пускается в скольжение по институту, где на трех этажах в кабинетах и коридорах обитают жители этого мира — от ученых и лаборантов до космических преступников-пришельцев.

Сцена из спектакля «Сочинение будущего».
Фото — Валерий Белобеев.

Рамка повествования — история о том, что в институте обнаружен потерянный модуль всеобщего летания, созданный по чертежам Сухово-Кобылина, и скоро ожидается его запуск. Часть разбросанных по пространству мини-эпизодов — 15-минутные представления, фрагменты единого сюжета, сочиненного участниками вместе с драматургом Элиной Петровой; часть — перформансы-погружения в научно-фантастическую вселенную — затейливый и причудливый, любовно продуманный в мельчайших деталях мир. Здесь лаборанты в белоснежных комбинезонах занимаются «хранением и сбором повседневности», меняя земные вещицы на инопланетные камушки, здесь через огромные трубы ведутся переговоры шепотом, а в «отделе биолингвистики» разговаривают растения, здесь Ученый совет (малыши в олдскульных гарнитурах виртуальной реальности) ведет дискуссии на заданные темы. Одна из комнат — уютный, обитый ковром и освещенный слабым светом мемориальный кабинет В. Г. Шухова, где мы попадаем в гости к знаменитому инженеру (он создал для Выксунского завода первое в мире сводообразное выпуклое перекрытие), будто оставшегося в Выксе навсегда.

Обаятельный артист Богдан Зубов в роли изобретателя Шухова вместе Софьей Шибановой в роли правнучки Шухова приглашают зрителей к беседе-воспоминанию. Вальяжно развалившись в кресле-качалке, Шухов то неторопливо беседует со зрителями, спрашивая о путешествиях, научных фактах, о себе самом; то встает и с жаром объясняет инженерное дело. Удивительно, как юный актер легко импровизирует и как органично чувствует себя в роли хозяина-ученого, ведя разговор непосредственно, остроумно, по своей определенной траектории, но учитывая все реакции гостей. У Шухова хорошо, и хочется остаться.

Сцена из спектакля «Сочинение будущего».
Фото — Валерий Белобеев.

Драматические эпизоды рассказывают о юных левитантках, готовящихся к отправке в космос — Алисе Субботиной, Соне 002 и Вике. Истории девочек обнаруживают сердцевину этой кибер/стимпанк-эйфории. Соня 002 (Софья Аверина) — результат эксперимента по трансплантации мозга обезьяны в тело погибшей девочки (тоже левитантки и сестры трансплантолога). Соня 002, с обезьяньей пластикой и «обезьяньей» рефлексией, говорит об абсурде освоения космоса без знания своего дома. Левитантка Вика (Виктория Голуб), дочь директора института, больше увлечена мимолетностью подростковой влюбленности, чем полетами: в эпизоде «Хронолекторий» конструируется лавстори с элементами сайнс-фикшна — влюбленные не могут найти друг друга из-за временных аномалий.

Единственная стремящаяся в космос левитантка, Алиса Субботина (Вероника Фелина), упорно тренируется на своем тренажере, готовясь улететь на Сатурн; в то же время ее отец Николай Субботин (Александр Елизаров) упорно читает лекцию о Сатурне. Но они оба в своих занятиях заняты не космосом, а переживанием расставания — с мамой Алисы и женой Николая, давно улетевшей на далекую планету. Слова, которые произносит космонавтка (Ольга Завьялова) через прямое включение с Сатурна, не о космосе, а о любви и одиночестве. О том же говорят космические преступники — пришельцы с иголками из тысяч пластиковых хомутов, запертые в столовой института и ждущие своего собеседника, разделившего бы с ними вечность. О том же в конце каждого эпизода поют космические сказительницы:

Сцена из спектакля «Сочинение будущего».
Фото — Валерий Белобеев.

Когда человек спит — он летит,
Когда поет, живет — он летит,
Когда живет, зовет — он летит,
Когда зовет и ждет — он летит,
Когда он ждет, плывет — он летит,
Когда плывет и спит — он летит.

И конечно, в конце в зале запуска не состоится никакого запуска. Потому что Земля и все люди на ней уже летят в космосе — такой простой и сложный фокус. И космистская философия писателя-ученого Сухово-Кобылина, и космистский спектакль режиссера Павловича стоят на равновеликости большого космоса снаружи и микрокосма внутри человека. Оказывается, удивительное и невообразимое — в возможности сотворить вместе мечту о неземном на Земле — именно это и делают выксунцы в «Сочинении будущего».

Театрализованное шествие «А может это сон?».
Фото — Дмитрий Семенушкин.

Кураторская группа «Край» и режиссер Александр Горчилин вместе с детьми и их родителями работали над «полетами во сне» — овеществляя детские сновидения, превращая их в воздушные фигуры, парящие по Городскому парку. Кураторы несколько месяцев занимались с группой ребят, сначала создавая рисунки-эскизы, а потом — громадные скульптуры — конструкции из тонких проволок, веревочек, невесомого папье-маше. Описать сновидческие образы можно только ассоциативно: вот зубастая рыба-шар, вот цветочно-плющевые или змееподобные зверушки, вот кепко-паук, вот домо-олень, в окошках которого целая выставка, и великое множество космически-звездных маленьких художеств. Театрализованное шествие «А может это сон?» — большое коллективное безмятежное действие, летучая выставка фантазийных объектов, прогулка по парку под джазовые ритмы исполнителей. По пути участники несколько раз останавливаются, чтобы услышать пение юных артистов — поют они не что-нибудь, а стихотворения обэриутов. Доброе шествие — рождение чуда в пространстве повседневности, встреча с невероятным и безграничный полет фантазии.

Тоже сон — «сон о пропавшем театре» под названием «Призраки оперы» — придумали Петр Айду, симфонический оркестр «Персимфанс», вокальный ансамбль Intrada и Большой выксунский хор. Опера в Городском парке непосредственно работает с историей места: в XIX столетии тогдашний владелец завода Иван Шепелев создал свой крепостной оперный театр. Ведет действие композитор при театре Николай Афанасьев. Актер Виталий Коваленко с ироничной серьезностью отыгрывает роль призрака, рассказывая зрителям историю выксунского театра, делая поясняющие комментарии: его повествование напрямую связано с разыгрывающимися на сцене фрагментами — истории о пожаре в театре, о жестоких крепостных нравах хозяина (например, лупить хористок), о любовных коллизиях в труппе и так далее получают метафорическое выражение в отрывках опер.

Сцена из спектакля «Призраки оперы».
Фото — Дмитрий Семенушкин.

Четыре картины — реэнактмент старинной оперы из репертуара театра Шепелева: «Морской разбойник Цампа, или Мраморная невеста» Герольда, «Роберт-дьявол» Мейербера, «Вольный (Волшебный) Стрелок» Вебера, «Дон Жуан» Моцарта. Авторы спектакля воскрешают самые яркие, кульминационные отрывки: оживающие статуи возлюбленных, извержение вулкана, встреча с дьяволом, нисхождение в Ад… Актерами в нарочито пышных костюмах все эти сцены разыгрываются с оперной торжественностью, патетикой, эффектами (кажется, не без доли иронии). Большому выксунскому хору в этом масштабном действии уделяется скромная роль: солисты периодически возникают с песнями условных духов в лесу, а вступают на авансцену только в конце — в едином хоре, исполняющем «Не бушуйте, ветры буйные» из «Ивана Сусанина» Кавоса. Но, в любом случае, в «Призраках оперы» концептуально сочетаются и редкий музыкальный материал, и яркое театрально-музыкальное воплощение, и внимательность к истории и духу места, его специфика.

ВЫ ОТКУДА?

В рамки программы входили еще проекты, сделанные на прошлых фестивалях и продолжающие существование весь год. И если нынешние ивенты работают с темой сна, то прошлые отвечают за «явь». Это цикл партисипативных практик, придуманный куратором Федором Павловым-Андреевичем с режиссером Андреем Маником в 2022 году: спектакли «По углам», «По домам», «По цехам», «По водам» (зрителям этого года предлагалось стать участниками первых двух).

Проект «По домам».
Фото — Артём Карпухин.

«По углам» — перформативная экскурсия по Выксе с выксунцами, город через призму жителей. Роль гидов, водящих зрителей из угла в угол (набережная, лодочная станция, Городской парк), играют подростки, легко и непосредственно делящиеся своими ощущениями от жизни в городе. А герои — известные в местном контексте люди: гид-журналист «Виртуальной Выксы», мастер-спорта и тренер по самбо и моржеванию, бывший главред «Выкса в курсе» и нынешний металлург, и другие. И каждый делится своим уникальным взглядом на Выксу и опытом жизни в ней.

В проекте «По домам» происходит еще более близкое, интимное знакомство с местными — через поход в гости. Здесь — как у русских писателей: место обитания выражает владельца. Путешествие по трем домам строится по определенному сценарию: хозяин показывает свой дом и приглашает к столу, каждое посещение длится всего 15-20 минут — происходит совсем мимолетная встреча. Вот мы попадаем на «русское чаепитие» в изящно задекорированный дом с множеством рукодельных изделий, вещиц и статуй, с огромным цветущим садом — его сама создавала пенсионерка Тамара Елохина, большую часть жизни работавшая в заводском ДК. Вот мы оказываемся на участке с мастерской реставратора, гида, собирателя древних артефактов Андрея Смольянинова, пробуем лагман, приготовленный на костре, стреляем из лука. Вот едим королевскую ватрушку в современном, таком «икейском» доме у молодой семьи Комаровых, в подвале у которых — профессиональная звукозаписывающая студия и мастерская авиамоделирования. Внутри непосредственного, хоть и регламентированного, но живого общения с жителями города создается ощущение, что и спектакль, и само развитие Выксы — что-то действительно важное. Например, Тамара Елохина говорит, что участие в «По домам» эмоционально поддерживает ее после смерти мужа, а семья Комаровых рассказывает, что, конечно, уезжали из Выксы в Москву, но вернулись обратно в маленький родной город.

На сейшене.
Фото — Валерий Белобеев.

На протяжении всего «Выкса-фестиваля» так или иначе возникают сомнения и вопросы — но не художественного толка, а опять же социального. Насколько по-настоящему фестиваль развивает город и сообщество, насколько привезенные московскими кураторами культурные тренды отвечают выксунским запросам, насколько восторг от карнавального ежегодного события, «Выкса-фестиваля» — не сновидческая фантазия, а реальность? В коротких разговорах с местными можно увидеть разные точки зрения, но вряд ли в таких подвижных процессах возможна объективность.

Юрий Сапрыкин говорит в интервью, что главный результат фестиваля — это «выход из состояния типично русской безысходной тоски». Может быть, это правда. И вот почему хочется так думать: в культурном пространстве «Волна» (возникшем тоже благодаря фонду «ОМК-Участие») выксунские подростки во время фестиваля открывали свою выставку «Ты теперь здесь (не)местный». Выставка — художественная рефлексия ребят по поводу скорого прощания с Выксой и отъезда в университеты, о самочувствии себя в пространстве города, о себе самих. По тому, как выглядят эти концептуальные, искренние, умные работы, по тому, как сами подростки (буквально выросшие на фоне ежегодного "Арт-оврага"/"Выкса-фестиваля"), будто профессиональные кураторы, рассказывают о своих визуальных исследованиях, кажется, что происходящее в Выксе — что-то очень важное, не во сне, а наяву.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога