В программу фестиваля, который пройдет с 16 по 22 апреля, вошли дипломные спектакли театральных вузов России. Уже четвёртый год он проходит под девизом «Профессиональный дебют — на Первой русской сцене». А это значит, что многих из начинающих актеров ожидает первая встреча со зрителями, первая профессиональная оценка педагогов и критиков, первые приглашения на работу в театр. Для многих из дебютантов фестиваль станет стартовой площадкой в профессиональной артистической карьере. Для знакомства с выпускниками на фестиваль приглашаются художественные руководители, главные режиссёры, директора театров и кастинг-директора кинокомпаний страны.
На площадках Волковского и Учебного театра Ярославского театрального института выступят 17 государственных театральных вузов из 12 городов России. За неделю будут показаны 19 спектаклей из Москвы, Екатеринбурга, Уфы, Воронежа, Красноярска, Новосибирска, Хабаровска, Владивостока и др. Среди гостей фестиваля самые авторитетные театральные вузы России — Российский университет театрального искусства-ГИТИС, Школа-студия МХАТ, Театральный институт им. Б. Щукина и Высшее театральное училище им. М. Щепкина (Москва) и многие другие, в которых театрально-педагогические традиции передаются из поколения в поколение.
Участники фестиваля смогут принять участие в уникальных авторских мастер-классах. В этому году на фестиваль приедут Вячеслав Кокорин, главный режиссер Алтайского молодежного театра и известный специалист по технике Михаила Чехова. Борис Павлович — главный режиссер Кировского «Театра на Спасской», участник и организатор многочисленных лабораторий, связанных с актуальными западноевропейскими техниками (метод Ежи Гротовского, техника документальной драмы лондонского Royal Court и др.). Ведущий специалист по сценической речи ЯГТИ — Светлана Бабарыкина. В финале фестиваля педагоги, мастера курсов и театральные критики встретятся за Круглым столом, посвященным проблемам театрального образования.
Участниками выставочной спецпрограммы БТР станут художники-постановщики — выпускники школы-студии МХАТ (мастерская Олега Шейнциса). В зрительском фойе Волковского театра расположится выставка их эскизов и макетов.
Свою оценку работы вузов и мастерских дадут эксперты Премии им. народного артиста СССР М. И. Царева (Союз театральных деятелей РФ). А молодые театральные критики — студенты Санкт-Петербургской академии театрального искусства и Ярославского театрального института — выскажут первые в своей жизни профессиональные суждения о сценических работах ровесников на страницах фестивальной студенческой газеты «Отсебятина».
Зрителей ждёт встреча с разными видами театра, жанрами, методиками, драматургией — классической и современной. Но, самое главное, их ждут энергия, свобода самовыражения и творческая фантазия молодых.
С подробной программой можно познакомиться здесь.
Дневник фестиваля см. в комментариях.
16.04. Что было до официального открытия.
Первый спектакль — «Ангелочек» 4 курса Ярославского театрального института — прошел утром, затактом. Режиссер и мастер курса Людмила Савчук превратила текст Леонида Андреева в рождественскую сказку-притчу. Актеры, одетые в стилизованные под начало XX века черные костюмы, существуют в живом плане — такое коллективное лицо от автора. Диалоги же разыгрываются куклами в огромной коробке с дверцами, где постоянно меняются интерьеры, обозначая места действия: дом Сашки, парикмахерская, дом Софьи Дмитриевны… Куклы высотой в полметра, с большими головами и узкими телами, с глазами в пол-лица (удивляет Софья Дмитриевна — тон ее кожи так сильно выделяется на фоне других, что кажется, она из солярия). Самая выразительная кукла — Парикмахер с огромными и тонкими длинными пальцами в половину своего роста (это руки женщины-кукловода). Рождественская история не может закончиться плохо или неоднозначно: добро неминуемо одерживает верх надо злом, и сетчатый ангелочек с огромной, больше человеческого роста елки (на заднем плане) уносит бездыханное тело изболевшегося отца Сашки не иначе как в рай.
Днем была лекция Анатолия Смелянского. Он успел сказать обо всем, ходя вокруг да около Станиславского. Современное состояние МХАТа, процесс сакрализации Станиславского и дескарализации, мытарства Михаила Чехова в России и Америке… Мгновенно запоминающиеся фразы, которым позавидовал бы Хармс, в двух словах отражающие метод работы великих мхатовцев. Например, про умение Михаила Чехова наблюдать за собой со стороны: «Михаил Чехов считал, что у него есть третий глаз, а Станиславский в это верил». Слушать Смелянского можно бесконечно…
Вечером же фестиваль открыл Театральный институт им. Б. Щукина.
Итак, официальное открытие фестиваля состоялось.
Выяснилось, что под таинственным названием «М. МакДонах. Остров» скрывался «Калека с острова Инишман». Режиссер Сергей Яшин настраивает актеров курса Валентины Николаенко на верное ощущение мира МакДонаха с помощью ирландских танцев. Трехуровневая декорация здесь — действительно станок для актеров: они легко перепрыгивают с уровня на уровень, перескакивают через лодки, стоящие на переднем плане. Перед заводной ирландской волынкой равны все, нет увечных, нет больных. И вот парень с почти балетной осанкой оказывается без пары. Это — Калека Билли. Но спектакль неслучайно назван «Островом» — здесь каждый по-своему калека и каждый по-своему герой. Ритм ирландкой польки наслаивается на перебранки, пронизывает каждую минуту сценического существования актеров. У каждого роль проработана до мелочей.
Среди очень достойных работ хочется отметить выдающуюся: это Бартли Юрия Поляка. Это был совершеннейший ребенок, который сам не замечает, что скучные руки живут своей жизнью: крутят какую-то веревочку от пояса, мнут одна другую, чешут нос, ерошат волосы. И как дети время от времени могут ляпнуть мудрую вещь, так и его Бартли, будто не осознавая, выдает почти гениальные по глубине фразы.
2 день
Э. Мазия. «Игры на заднем дворе». Екатеринбургский государственный театральный институт. Мастер курса Азалия Блинова, режиссер Александр Блинов.
Режиссер выбирает современную пьесу Эдны Мазия о суде над четырьмя подростками, изнасиловавшими свою ровесницу — публицистическую, «неудобную», откровенно говорящую о табуированных темах. Это хороший материал для игры: актеры — сами недавние подростки, психофизическое состояние этого возраста вспоминается легко, к тому же в пьесе задан момент отстранения: нужно мгновенно переключаться от роли подсудимого к роли прокурора. Четыре подростка, судья, два полицейских — в этом мужском мире есть всего одна женская роль. Роль жертвы. Это Двори Махнес в очень точном исполнении Виктории Васильевой. Ее фактура, ее природа идеально подходят для современной пьесы — от Сигарева до Пулинович. И в то же время, перевоплощаясь из наивной девочки в прокурора, она мгновенно создавала другой характер — образованной женщины с железной хваткой.
А. Чехов «Чайка». Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина. Мастер курса Виктор Коршунов, режиссер — Александр Коршунов.
Александр Коршунов решил поставить Чехова без неожиданностей. Не боясь штампов, использовать бытовую выгородку, стилизованные костюмы. В черном кабинете нужное количество венских стульев, скамейка, занавески. Справа в углу, нависая над зрительным залом — сцена. Ее сколачивает перед началом Яков (его играет Станислав Тикунов, эта роль стала полноценной, и на нее потрачено не меньше сценического времени, чем на других персонажей). Актеры ходят, носят свои стилизованные костюмы, размахивают руками, кричат, но все почему-то кажется бессмысленным, а чеховская пьеса — глубоко ненужной сегодня для этих молодых, живых актеров. При такой мертвящей режиссуре им достаточно сложно показать свои лучшие качества.
Показался интересным Сорин в исполнении Максима Керина: он то отбивает чечетку, забыв о палке, то сидит в инвалидном кресле. Впрочем, на этого актера просто интересно смотреть, вне зависимости от того, что он делает на сцене— слушает ли, скучает ли.
Н. Гоголь «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Денисовичем». Российский университет театрального искусства — ГИТИС. Мастер курса Владимир Андреев, режиссер Алексей Конышев.
Среди заборов разворачивается жизнь украинского городишки с суровыми, волевыми жинками и с сентиментальными мужинами. Иван Иванович с Иваном Денисовичем любят друг друга необыкновенно: и даже во время ссоры потихоньку передают друг другу гостинцы. Но отчасти из-за обиды, отчасти из-за жинок ссора продолжает разрастаться. Никакого жизнеподобия, только гротеск. Многочисленные гэги объединяются единым ритмом, каждое движение актеров положено на музыку.
3 день
К. Сергиенко «До свидания, овраг!» «Собачий блюз», Дальневосточная государственная академия искусств (Владивосток). Мастер курса и режиссер Ирина Лыткина.
Прежде всего насторожил выбор материала: рассказ о бездомных собачках не самого известного автора русской литературы. Так сложилось, что люди, с их комплексом царя природы, выбирают в качестве действующих лиц животных чтобы сказать что-то важное о человеке, приписывают им человеческие чувства, мысли, более или менее наивные и благородные. Но ничего подобного в спектакле Ирины Лытькиной нет и в помине: актеры играют исключительно четыре чистые, дистиллированные эмоции: счастье бытия с растянутой на лице улыбкой, ужасный страх от нестрашных вещей, глубокую тоску-уууу (тут они начинают выть) по прежним хозяевам и слезы от смерти друга. Костюмы поддерживают впечатление, что эти бездомные, по сюжету, псы — игрушки из детской: бархат, незапятнанный белый цвет. То есть играют не про бомжей и даже не про людей. Тогда возникает мысль, что этот спектакль вырос из этюдов на наблюдение за животными, но и тут подстерегает зрителя разочарование: кроме пары-тройки привычных жестов, ассоциирующихся традиционно с кошками и собаками, нет ничего.
Когда собаки вспоминают хозяев, то хором начинают петь Валерию, играя дистиллированное счастье. Возможность создать портрет хозяйки и выразить отношение героя к ней не используется, как и многие другие. Все, что ни есть работает на мысль «собачке плохо без человека, пожалейте ее».
В спектакле есть очень много неточностей, которых можно было бы избежать при внимательном наблюдении за животными и за людьми. Например, собака не может принести умирающей собаке яблоко, искренне желая ей помочь, в ответ на просьбу о косточке. Значит, она скряга, значит, она неискрення — но, как всегда, возможность создать индивидуальность упускается из виду.
Мастер таким образом убивает в студентах-актерах не только талант и вкус, но и способность мыслить, умение быть внимательным к жизни, просто — адекватным тому, что происходит сегодня. Четыре года жизни целого курса потрачено впустую: этот спектакль тянет с трудом даже на уровень школьной самодеятельности. И это — настоящее преступление.
Н. Гоголь «Ревизор». «Инкогнито». Красноярская академия музыки и театра. Мастер курса и режиссер А. Истратьков
Гордничий здесь вовсе не набитый дурак, а человек, управляющий ситуацией. И в финале его слуги до смерти забьют Хлестакова, когда он поедет домой.
Удивительно пластичные актеры, не боящиеся максимального гротекса. Хлестаков легок в совершенно прямом смысле: силы тяготения иногда ему изменяют. Его несет словно ветром, он перелетает через предметы, не может держать в руках табретку — она перевешивает. Созданы отличные карикатуры, за исключением, правда, женских, перешедщих грань вульгарности. Нет секунды без гэга, придумана каждая минута, но часто гэг становится самоцелью, не работает на содержание. Это все-таки шаг от театра в сторону эстрады.
Только о «выборе материала». Жалко, конечно, если все свелось к «собачкам». «До свиданья, овраг» Сергиенко — именно хорошая литература. Театр в свое время «запал» на эту повесть, она много раз инсценировалась, но чаще неудачно (шумные спектакли про изгойство уличной компании), хотя были и значительные постановки. Театр проигрывает, делая ставку на колоритных персонажей самих по себе, вне авторской интонации,