Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

16 апреля 2012

В ЯРОСЛАВЛЕ ОТКРЫВАЕТСЯ IV МОЛОДЕЖНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
«БУДУЩЕЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ РОССИИ»

В программу фестиваля, который пройдет с 16 по 22 апреля, вошли дипломные спектакли театральных вузов России. Уже четвёртый год он проходит под девизом «Профессиональный дебют — на Первой русской сцене». А это значит, что многих из начинающих актеров ожидает первая встреча со зрителями, первая профессиональная оценка педагогов и критиков, первые приглашения на работу в театр. Для многих из дебютантов фестиваль станет стартовой площадкой в профессиональной артистической карьере. Для знакомства с выпускниками на фестиваль приглашаются художественные руководители, главные режиссёры, директора театров и кастинг-директора кинокомпаний страны.

На площадках Волковского и Учебного театра Ярославского театрального института выступят 17 государственных театральных вузов из 12 городов России. За неделю будут показаны 19 спектаклей из Москвы, Екатеринбурга, Уфы, Воронежа, Красноярска, Новосибирска, Хабаровска, Владивостока и др. Среди гостей фестиваля самые авторитетные театральные вузы России — Российский университет театрального искусства-ГИТИС, Школа-студия МХАТ, Театральный институт им. Б. Щукина и Высшее театральное училище им. М. Щепкина (Москва) и многие другие, в которых театрально-педагогические традиции передаются из поколения в поколение.

Участники фестиваля смогут принять участие в уникальных авторских мастер-классах. В этому году на фестиваль приедут Вячеслав Кокорин, главный режиссер Алтайского молодежного театра и известный специалист по технике Михаила Чехова. Борис Павлович — главный режиссер Кировского «Театра на Спасской», участник и организатор многочисленных лабораторий, связанных с актуальными западноевропейскими техниками (метод Ежи Гротовского, техника документальной драмы лондонского Royal Court и др.). Ведущий специалист по сценической речи ЯГТИ — Светлана Бабарыкина. В финале фестиваля педагоги, мастера курсов и театральные критики встретятся за Круглым столом, посвященным проблемам театрального образования.

Участниками выставочной спецпрограммы БТР станут художники-постановщики — выпускники школы-студии МХАТ (мастерская Олега Шейнциса). В зрительском фойе Волковского театра расположится выставка их эскизов и макетов.

Свою оценку работы вузов и мастерских дадут эксперты Премии им. народного артиста СССР М. И. Царева (Союз театральных деятелей РФ). А молодые театральные критики — студенты Санкт-Петербургской академии театрального искусства и Ярославского театрального института — выскажут первые в своей жизни профессиональные суждения о сценических работах ровесников на страницах фестивальной студенческой газеты «Отсебятина».

Зрителей ждёт встреча с разными видами театра, жанрами, методиками, драматургией — классической и современной. Но, самое главное, их ждут энергия, свобода самовыражения и творческая фантазия молодых.

С подробной программой можно познакомиться здесь.

Дневник фестиваля см. в комментариях.

В именном указателе:

• 
• 
• 

Комментарии (0)

  1. Софья Козич

    16.04. Что было до официального открытия.
    Первый спектакль — «Ангелочек» 4 курса Ярославского театрального института — прошел утром, затактом. Режиссер и мастер курса Людмила Савчук превратила текст Леонида Андреева в рождественскую сказку-притчу. Актеры, одетые в стилизованные под начало XX века черные костюмы, существуют в живом плане — такое коллективное лицо от автора. Диалоги же разыгрываются куклами в огромной коробке с дверцами, где постоянно меняются интерьеры, обозначая места действия: дом Сашки, парикмахерская, дом Софьи Дмитриевны… Куклы высотой в полметра, с большими головами и узкими телами, с глазами в пол-лица (удивляет Софья Дмитриевна — тон ее кожи так сильно выделяется на фоне других, что кажется, она из солярия). Самая выразительная кукла — Парикмахер с огромными и тонкими длинными пальцами в половину своего роста (это руки женщины-кукловода). Рождественская история не может закончиться плохо или неоднозначно: добро неминуемо одерживает верх надо злом, и сетчатый ангелочек с огромной, больше человеческого роста елки (на заднем плане) уносит бездыханное тело изболевшегося отца Сашки не иначе как в рай.

    Днем была лекция Анатолия Смелянского. Он успел сказать обо всем, ходя вокруг да около Станиславского. Современное состояние МХАТа, процесс сакрализации Станиславского и дескарализации, мытарства Михаила Чехова в России и Америке… Мгновенно запоминающиеся фразы, которым позавидовал бы Хармс, в двух словах отражающие метод работы великих мхатовцев. Например, про умение Михаила Чехова наблюдать за собой со стороны: «Михаил Чехов считал, что у него есть третий глаз, а Станиславский в это верил». Слушать Смелянского можно бесконечно…

    Вечером же фестиваль открыл Театральный институт им. Б. Щукина.

  2. Софья Козич

    Итак, официальное открытие фестиваля состоялось.

    Выяснилось, что под таинственным названием «М. МакДонах. Остров» скрывался «Калека с острова Инишман». Режиссер Сергей Яшин настраивает актеров курса Валентины Николаенко на верное ощущение мира МакДонаха с помощью ирландских танцев. Трехуровневая декорация здесь — действительно станок для актеров: они легко перепрыгивают с уровня на уровень, перескакивают через лодки, стоящие на переднем плане. Перед заводной ирландской волынкой равны все, нет увечных, нет больных. И вот парень с почти балетной осанкой оказывается без пары. Это — Калека Билли. Но спектакль неслучайно назван «Островом» — здесь каждый по-своему калека и каждый по-своему герой. Ритм ирландкой польки наслаивается на перебранки, пронизывает каждую минуту сценического существования актеров. У каждого роль проработана до мелочей.

    Среди очень достойных работ хочется отметить выдающуюся: это Бартли Юрия Поляка. Это был совершеннейший ребенок, который сам не замечает, что скучные руки живут своей жизнью: крутят какую-то веревочку от пояса, мнут одна другую, чешут нос, ерошат волосы. И как дети время от времени могут ляпнуть мудрую вещь, так и его Бартли, будто не осознавая, выдает почти гениальные по глубине фразы.

  3. Софья Козич

    2 день

    Э. Мазия. «Игры на заднем дворе». Екатеринбургский государственный театральный институт. Мастер курса Азалия Блинова, режиссер Александр Блинов.

    Режиссер выбирает современную пьесу Эдны Мазия о суде над четырьмя подростками, изнасиловавшими свою ровесницу — публицистическую, «неудобную», откровенно говорящую о табуированных темах. Это хороший материал для игры: актеры — сами недавние подростки, психофизическое состояние этого возраста вспоминается легко, к тому же в пьесе задан момент отстранения: нужно мгновенно переключаться от роли подсудимого к роли прокурора. Четыре подростка, судья, два полицейских — в этом мужском мире есть всего одна женская роль. Роль жертвы. Это Двори Махнес в очень точном исполнении Виктории Васильевой. Ее фактура, ее природа идеально подходят для современной пьесы — от Сигарева до Пулинович. И в то же время, перевоплощаясь из наивной девочки в прокурора, она мгновенно создавала другой характер — образованной женщины с железной хваткой.

    А. Чехов «Чайка». Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина. Мастер курса Виктор Коршунов, режиссер — Александр Коршунов.

    Александр Коршунов решил поставить Чехова без неожиданностей. Не боясь штампов, использовать бытовую выгородку, стилизованные костюмы. В черном кабинете нужное количество венских стульев, скамейка, занавески. Справа в углу, нависая над зрительным залом — сцена. Ее сколачивает перед началом Яков (его играет Станислав Тикунов, эта роль стала полноценной, и на нее потрачено не меньше сценического времени, чем на других персонажей). Актеры ходят, носят свои стилизованные костюмы, размахивают руками, кричат, но все почему-то кажется бессмысленным, а чеховская пьеса — глубоко ненужной сегодня для этих молодых, живых актеров. При такой мертвящей режиссуре им достаточно сложно показать свои лучшие качества.
    Показался интересным Сорин в исполнении Максима Керина: он то отбивает чечетку, забыв о палке, то сидит в инвалидном кресле. Впрочем, на этого актера просто интересно смотреть, вне зависимости от того, что он делает на сцене— слушает ли, скучает ли.

    Н. Гоголь «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Денисовичем». Российский университет театрального искусства — ГИТИС. Мастер курса Владимир Андреев, режиссер Алексей Конышев.

    Среди заборов разворачивается жизнь украинского городишки с суровыми, волевыми жинками и с сентиментальными мужинами. Иван Иванович с Иваном Денисовичем любят друг друга необыкновенно: и даже во время ссоры потихоньку передают друг другу гостинцы. Но отчасти из-за обиды, отчасти из-за жинок ссора продолжает разрастаться. Никакого жизнеподобия, только гротеск. Многочисленные гэги объединяются единым ритмом, каждое движение актеров положено на музыку.

  4. Софья Козич

    3 день

    К. Сергиенко «До свидания, овраг!» «Собачий блюз», Дальневосточная государственная академия искусств (Владивосток). Мастер курса и режиссер Ирина Лыткина.

    Прежде всего насторожил выбор материала: рассказ о бездомных собачках не самого известного автора русской литературы. Так сложилось, что люди, с их комплексом царя природы, выбирают в качестве действующих лиц животных чтобы сказать что-то важное о человеке, приписывают им человеческие чувства, мысли, более или менее наивные и благородные. Но ничего подобного в спектакле Ирины Лытькиной нет и в помине: актеры играют исключительно четыре чистые, дистиллированные эмоции: счастье бытия с растянутой на лице улыбкой, ужасный страх от нестрашных вещей, глубокую тоску-уууу (тут они начинают выть) по прежним хозяевам и слезы от смерти друга. Костюмы поддерживают впечатление, что эти бездомные, по сюжету, псы — игрушки из детской: бархат, незапятнанный белый цвет. То есть играют не про бомжей и даже не про людей. Тогда возникает мысль, что этот спектакль вырос из этюдов на наблюдение за животными, но и тут подстерегает зрителя разочарование: кроме пары-тройки привычных жестов, ассоциирующихся традиционно с кошками и собаками, нет ничего.
    Когда собаки вспоминают хозяев, то хором начинают петь Валерию, играя дистиллированное счастье. Возможность создать портрет хозяйки и выразить отношение героя к ней не используется, как и многие другие. Все, что ни есть работает на мысль «собачке плохо без человека, пожалейте ее».
    В спектакле есть очень много неточностей, которых можно было бы избежать при внимательном наблюдении за животными и за людьми. Например, собака не может принести умирающей собаке яблоко, искренне желая ей помочь, в ответ на просьбу о косточке. Значит, она скряга, значит, она неискрення — но, как всегда, возможность создать индивидуальность упускается из виду.
    Мастер таким образом убивает в студентах-актерах не только талант и вкус, но и способность мыслить, умение быть внимательным к жизни, просто — адекватным тому, что происходит сегодня. Четыре года жизни целого курса потрачено впустую: этот спектакль тянет с трудом даже на уровень школьной самодеятельности. И это — настоящее преступление.

    Н. Гоголь «Ревизор». «Инкогнито». Красноярская академия музыки и театра. Мастер курса и режиссер А. Истратьков

    Гордничий здесь вовсе не набитый дурак, а человек, управляющий ситуацией. И в финале его слуги до смерти забьют Хлестакова, когда он поедет домой.

    Удивительно пластичные актеры, не боящиеся максимального гротекса. Хлестаков легок в совершенно прямом смысле: силы тяготения иногда ему изменяют. Его несет словно ветром, он перелетает через предметы, не может держать в руках табретку — она перевешивает. Созданы отличные карикатуры, за исключением, правда, женских, перешедщих грань вульгарности. Нет секунды без гэга, придумана каждая минута, но часто гэг становится самоцелью, не работает на содержание. Это все-таки шаг от театра в сторону эстрады.

  5. Н.Таршис

    Только о «выборе материала». Жалко, конечно, если все свелось к «собачкам». «До свиданья, овраг» Сергиенко — именно хорошая литература. Театр в свое время «запал» на эту повесть, она много раз инсценировалась, но чаще неудачно (шумные спектакли про изгойство уличной компании), хотя были и значительные постановки. Театр проигрывает, делая ставку на колоритных персонажей самих по себе, вне авторской интонации,

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога