Международный Театральный фестиваль «Рождественский парад», открывшийся сегодня, проходит в Петербурге уже почти 20 лет, и по праву заслужил статус фестиваля-долгожителя с богатой историей. Несмотря на почтенный возраст, цели у него самые прогрессивные — показать зрителям и театральной общественности работы новых театров, театров-студий и театральных объединений, смелые эксперименты которых не вписываются в формат классических площадок. Таким образом, фестиваль приветствует даже самые радикальные сценические высказывания и поощряет развитие новых театральных направлений.
В этом году на площадках фестиваля будут представлены театральные эксперименты из Москвы и Санкт-Петербурга, из регионов России и ближнего зарубежья — как абсолютно новые, так и уже успевшие обрести зрительскую любовь. В программу также включены самостоятельные работы актеров и режиссеров.
Для просмотра полной программы мероприятий «Рождественского парада — XVIII» — кликните цветной логотип фестиваля вверху страницы.
Свое совершеннолетие «Парад» отметил скромно. Фестиваль, годами прокладывавший себе лыжню, прокатился по ней уверенно и неспешно: как и положено, все дни спектакли чередовались с обсуждениями и заседаниями жюри. Гонка театральных инициатив, новых театров, режиссуры и драматургии завершилась, определив победителей, но, не выявив рекордсменов. Может, глаз, пресытившийся за последние годы «исканиями» стал более придирчив, может, фестиваль, затерявшийся среди многих более пышных и богатых, потерял свою привлекательность и престиж для самих театров. Однако, жюри традиционно «промывало песок» со всем усердием, надеясь высмотреть ценные крупицы.
Большинство коллективов было из Петербурга, к ним присоединились театры из Скопина, Кемерово, Донецка, Москвы. В программе не обнаружилось доминанты: спектаклей учебных, экспериментальных, традиционных, «антрепризных», детских – всего было в меру.
Причиной неудач зачастую становилась драматургия. Так произошло с «Целлофаном» из Кемерово и «Детектором лжи» из Скопина. Пьеса Б. Якобсдоттир в последние годы стала очевидно популярной. Два года назад «Целлофан» уже показывали на «Параде» (в совместном проекте Петербурга и Хельсинки), на этот раз эстафету перехватило Кемерово. Моноспектакль о трудностях современной женщины – переведенная на русскую сцену калька европейских реалий — о том, что жизнь бизнес-вумэн похлеще любого «Последнего героя». Все окружение главной героини Елены (Натальи Юдиной) – квадратные картонные коробки: стулья, шкафы, дети, собаки, — оказывались только антуражем. Приевшийся «камеди»-юмор не отличался свежестью, к тому же актрису подводило воображение, неумение обыграть предметы.
«Детектор лжи» Владимира Деля по пьесе В.Сигарева уже настойчивее подчеркивал — это история о русских семьях: жена в цветастом халате, муж-алкаш в оттянутых трениках и центр их жизни — телевизор. Муж забыл, куда спрятал зарплату. Жена вызвала гипнотизера, чтобы тот «проник» в тайны подсознания благоверного и выманил оттуда заветную информацию. Как было не воспользоваться случаем, и не задать вопросы, которые мучают не первый год: на что он тратит деньги? Не изменяет ли? Спектакль состоит из двух частей: в первой «допрос» ведет жена, во второй – муж. Оказывается, что семейная жизнь таит много неприятных секретов.
Рассорившихся супругов в финале гипнотизер примиряет и обнаруживает у себя за спиной ангельские крылья. Заявленная в программке трагикомедия свелась к вульгарному водевилю с чертами мелодрамы, актерское существование к схеме: вопрос – ответ – оценка. Очевидно, что пьеса В. Сигарева не дала актёрам материала для игры, а для режиссера не послужила толчком к поиску интересных решений. Возникает вопрос: в чем же была ее привлекательность для театра?
Напротив, сюжетной перенасыщенностью отличалась работа Б. Константинова «Нам пора идти…» по пьесе М. Метерлинка «Синяя птица». Это был единственный детский спектакль в программе (Театральная Компания «Открытое пространство»). Вместе с Тильтилем и Митиль зрители за два часа успели посмотреть на Царство Мертвых, Царство Воспоминаний, Сады Блаженств, Царство Будущего. Брат и сестра почти ни на минуту не останавливались, оказавшись на новом месте, тут же снова собирались в путь. Мысль, на первый взгляд простая: чтобы не отказывать себе в удовольствиях, нужно преодолеть множество испытаний. Но финал открывает другую истину — ценнее всех удовольствий мамина любовь (однако, каким образом к пониманию этого приходят Тильтиль и Митиль не совсем ясно). Сменяли друг друга нарядные декорации. Сценография, освоившая все пространство сцены им. В. Комиссаржеской, радовала сочным цветом, разнообразием форм и фантазийностью (и спектакль был премирован «за сценическое оформление»).
В отличие от «Открытого пространства», прочие театры чаще представляли камерные спектакли, в которых на первый план выходили актёрские работы. В программу вошли моноспектакль Оксаны Мысиной «Театр Медеи» (Школа драматического искусства, Москва) и монодрама театра «Мастерская» «Жили-были» (реж. Л. Манонина). Тема одиночества неинтересного человека, тонко проведенная В. Зиновьевым в спектакле «Жили-были», была признана на фестивале лучшей мужской актерской работой. Во время обсуждения критики отметили и работу М. Поликарповой. Без единой реплики она сыграла очаровательную женщину, оставшуюся в тени посредственного и непривлекательного мужа. Но жанр спектакля грешил мелодраматическими «спадами», а сюжет, покрутившись около проблемы духовно ограниченного человека, в сущности ее и не затронул.
Среди актёрских удач была выделена роль Натальи Поповой. Она сыграла Галю в спектакле Дениса Замиралова «Горячий август».
Спектакль «Братья» петербургского театр «AUT.DRAMA» (реж. В. Павлодарский) показал замечательный актерский ансамбль: И. Милетский (Варлаам), К. Мухин (Федор Богданов), А. Хвостев (Григорий Отрепьев). Трехчасовой спектакль при лаконичности внешнего действия концентрировал внимание на философском движении слова (жюри наградило спектакль «за верность принципам театра слова»).
Донецкий театр «Жуки» выдвинул на первый план не столько актёра, сколько саму пьесу Софокла. «Антигона. Модель 2011» — это текст, разделенный на двух исполнителей (О. Чистоклетова, Е. Чистоклетов) и нескольких героев, поданный в форме ритмизованного сакрального действа.
Сюжет «Антигоны» (по пьесе Ж. Ануя) был также разыгран учениками ТЮТа (режиссер спектакля Евгений Сазонов награжден премией «за педагогическую режиссуру»). А первой российской постановке романа Татьяны Толстой «Кысь» (режиссер Михаил Ильин, Учебный театр на Моховой) была вручена награда «за освоение современной литературы».
Премию за лучшую режиссуру разделили двое учеников Геннадия Тростянецкого: Алаксандр Савчук со спектаклем «Зангези. Доски Судьбы»по произведениям В. Хлебникова (Блог ПТЖ писал о нем в июне http://ptj.spb.ru/blog/zangezi-doski-sudby/) и Юлия Панина с работой «Почти рай» по мотивам пьесы Х. Бергера «О чем кричала иволга». «Почти рай» — это полная неопределенность времени, места, пространства, размытость ощущений и состояний. История о мужчине и женщине, которые после автомобильной аварии «застряли» где-то за пару шагов до ворот Эдема, и попали в условия вечной борьбы друг с другом. Любовь как желание подчинить себе другого превращает отношения в ноющую боль или бесконечную игру, сопровождаемую миксом из текстов Миллера, Хаксли, Бредбери, Священного писания.
А «Гран-При» в этом году не получил никто.
Премии «Рождественского парада» были вручены:
За освоение современной литературы — «Кысь» Академия театрального искусства (курс Ю. Красовского, СПГАТИ).
За верность принципам театра слова — «Братья», театр AUT.DRAMA (Санкт-Петербург).
За поиск новых театральных форм – спектакль «Офелия. Волновая форма №4», театр звукопластики «Shakin’manas» (Санкт-Петербург)
За создание модели современного театра – театр «Жуки» (Донецк)
За педагогическую режиссуру – «Антигона», Театр юношеского творчества. (Санкт-Петербург).
За лучший моноспектакль — Оксана Мысина, спектакль «Театр Медеи», Школа драматического искусства (Москва) .
За лучшую режиссуру — Юлия Панина (спектакль «Почти рай» ,Театр Особняк, Санкт-Петербург)
За экспериментальную режиссуру – Александр Савчук, («Зангези (Доски судьбы)», Театр Lusores, Санкт-Петербург)
Лучшая мужская роль — Валерий Зиновьев. Спектакль «Жили-были», Театр «Мастерская» (Санкт-Петербург).
Лучшая женская роль — Наталья Попова, «Горячий август», режиссер Денис Замиралов (Санкт-Петербург).
За актерский ансамбль — спектакль «Братья», театр «Aut.drama» (Санкт-Петербург)
За лучшее сценическое оформление — «Нам пора идти», театральная компания «Открытое пространство» (Санкт-Петербург).
За театральный проект – продюсеру Алле Данишевской, театральный проект «Открытое пространство» (Санкт-Петербург)
Приз зрительских симпатий – спектакль «Целлофан», совместный проект Хельсинки-Санкт-Петербург, Кемерово
За высокопрофессиональную технологическую помощь в проведении фестиваля – Леонид Левин (Санкт-Петербург)