Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

24 августа 2011

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ТУРПРОДУКТ СО ВКУСОМ ФЭНТЕЗИ

Дмитрий Иванов. «Сказы мальчика Онфима». Великий Новгород
Режиссер — Даниил Донченко
Композитор — Александр Леонов
Художник-постановщик — Екатерина Чазова
Хореограф — Светлана Сафарова

Массовая культура, на территорию которой, в духе велений времени, активно привлекается театр, этим летом преподнесла новгородцам и гостям города свежий продукт в жанре «фэнтези-мюзикла на древнерусский лад» под названием «Сказы мальчика Онфима».

Полуторачасовое представление существует в двух версиях: уличной (для открытой площадки у стены кремля) и театральной (для показа на закрытой сцене). Главный герой — не кто-нибудь там, а реальное историческое лицо, автор 12-ти берестяных грамот, чьи «репродукции» — практически неизбежная принадлежность школьных учебников. В разделах, посвященных Древней Руси, большинство из нас хоть раз, да встречали этих смешных человечков с руками-граблями рядом с не очень ровно процарапанными, похожими на иероглифы, буквами… Можно сказать, что юный новгородец-грамотей — старый знакомец каждого российского младшеклассника! Идея вывести его на сцену, спору нет, неплоха (да и актуальна весьма, в свете нынешних дебатов о формах и качествах отечественного образования). А пришла она в голову артиста местного драмтеатра и знатока новгородской истории Даниила Донченко. Затею поддержали Администрация Новгородской области, Центр развития культуры и туризма «Решение», Академический театр драмы им. Достоевского, — и действиями увлеченной творческой команды кукольные и костюмированные герои «Сказов» были выпущены перед ясные очи местной да приезжей публики…

Хорошо ли? Прямо в колыбели русской демократии, да еще под ясным летним небом с кудрявыми тучками и пролетающими на свои законные кресты-насесты галками, да еще когда над головой нависают тяжелые от гроздьев рябиновые ветки, а на коленку все норовит присесть блестящая стрекоза… Тут-то красочные фантастические персонажи-маски-куклы юному россиянину и откроют, что азбука — не просто так буквы, а звучное и величественное заклинание ото всякого зла и страха (аз, буки, веди — «я буквы знаю», глаголи, добро, есть — «говори: добро есть», и так далее…), подаренное Велесом… Да еще и родителям в пример можно привести идиллическую семейную картину, где и мудрый дед, и матушка-хозяйка, и отец-ратник, и красна девица-сестрица рады неугомонному мальцу сказки рассказывать — недаром и малец тот (румянощекий, соломенная шевелюра и красная рубаха, само собой!) с отцовским мечом в руке, вскочив на спину огромного кукольного коня, ринется в бой с крылатым кукольным драконом, чтобы сестру вызволить… Для знакомства с героями славянской мифологии, воспитания гордости за вековые культурные традиции и семейные ценности — хорошо, без сомнения.

Еще один впечатляющий позитивный момент — привлечение к участию энтузиастов из новгородских любительских коллективов: в массовых сценах — театр огня «Фалькор», танцевальный ансамбль «Credo», а вокруг «интерактивщики» — латники-реконструкторы и разных рукодельных дел мастера. Пространство, что и говорить, обживается всей этой колоритной и в большой мере неформальной командой весело и добросовестно.

Но, увы, вполне ожидаемо, что патриотическая культурная идея и срочный социальный заказ на красочный «туристический продукт» ужились в единой сценической форме пока что не так гармонично, как два медведя в новгородском гербе. И как сложится дальнейшее их существование — тайна велика есть: смогут ли, например, заказчики предоставить творческой команде возможности для «доводки» уже выпущенного спектакля до требуемого художественного уровня или во главу угла поставят активный сбыт имеющегося, невзирая на качество товара? А власти новгородские, кстати: сочтут ли нужным привести в порядок «планшет» кремлевской площадки, которая за давностию лет (в 1980х была построена) превратилась в сильно «пересеченную местность»? Это вопросы преимущественно экономические, что же касается эстетических…

С одной стороны, создатели спектакля знакомы с худшими образцами подобных жанров (их-то изобильно поставляют в театральные провинции, к каковым, увы, и Великий Новгород относится). С другой стороны, знакомство с немногими лучшими образцами и проблематично, и еще не определяет стопроцентного успеха. Ведь пластическая культура театра масок и законы кукольного искусства не постигаются внезапно, по заданию городских властей, и в стандартный комплект актерского образования, как известно, чаще всего не умещаются. Об этом свидетельствуют, увы, зачастую невнятные мизансцены и нечеткие рисунки ролей: удачные попытки темпераментного характерного существования артистов в ролях Бабы-Яги и Волколака очевидны, но слабо поддержаны ансамблем. Стихотворный драматургический текст достаточно остроумен и носит явную печать обширного культурного багажа автора — но порой ошарашивает излишне лихими стилистическими «зигзагами» и тяжеловатыми оборотами. Оформление сцены, заявленное в правомерном и симпатичном «деревянно-расписном» стиле, выглядит, честно говоря, немасштабно. Не все его элементы освоены в действии, да и спорно орнаментальные «резные» петухи компонуются с элементами сценографии «Новгородского веча» (площадка и этому вечернему костюмированному шоу служит, поэтому монтируется сразу «на двоих»).

В целом же «Сказы мальчика Онфима», которые весьма благожелательно воспринимает аудитория, у профессионала вызывают в памяти формулу «сказал — и сам смутился». Впрочем, о проблемы привлечения фольклорно-исторического материала для постановки на театральной сцене спотыкались и спотыкаются более чем крепкие профессионалы, что же говорить о постановочном дебюте? В первой самостоятельной работе режиссеру вроде бы и хочется вывести на сцену загадочные впечатляющие мифологические образы в аутентично дремучих фактурах, темах и красках — а ну, как зритель чего не расслышит, да соскучится? Или, еще не легче, заказчик испугается? Давайте уж мы и маски-костюмы чуть помультяшнее сделаем, и мелодии позадорнее, и сценографию поярче… В результате — не скажешь, что результат совсем плох, но и самобытной постановочной мысли в нем уже не разглядишь, и замечательно фактурный в потенциале материал слишком уж «приглажен».

И все же: познакомиться с этой, первой в древнем и прекрасном городе, попыткой заговорить с гостями на зрелищный «древнерусский лад», было любопытно… Хотя бы для того, чтобы убедиться: красиво скомпоновать на фоне крепостной стены костюмированных статистов и гармонично передвигать их под качественно стилизованную в фолковых мотивах фонограмму — вполне серьезное искусство, которое (хочется верить) новгородским патриотам еще предстоит освоить!

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога