Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

31 августа 2015

П. М. КАРП И БАЛЕТ

Исполнилось 90 лет Поэлю Мееровичу Карпу

Фамилию П. М. Карпа любители балета запомнили, и надолго, когда прочитали в журнале «Театр» (1953 г.) его рецензию на спектакль «Родные поля», поставленный в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Рецензия называлась «Об одном несостоявшемся балете», что само по себе уже было вызовом: о произведениях на современную советскую тему принято было писать нечто одобрительное. Балет о колхозной жизни был полной неудачей, автора рецензии почему-то особенно смутили комбайны, которые неторопливо ползли по сцене: «Па-де бурре рядом с комбайном — абсолютная нелепость». Как и следовало ожидать, рецензенту досталось и от театра, и от коллег, и от чиновников по культуре. В редакционной статье театральной газеты «За советское искусство» балет «Родные поля» объявили этапным произведением, а критика Карпа — чуть ли не диверсантом. «Карп плавает в мутной воде идеализма» — эта фраза из статьи газеты на долгое время стала как бы опознавательным знаком критика, ее, таинственно улыбаясь, как заговорщики, произносили театралы, услышав имя Карпа в разговоре или увидев его рецензию на страницах журнала.

Так П. М. Карп вошел в театральную жизнь Ленинграда и вскоре стал одной из заметных фигур в кругу балетных критиков. Его статьи ждали (а я с нетерпением) и читали, хотя в те время балетная критика ощутимо утратила свой авторитет. Я познакомилась с П. М. позже (это было чисто театральное знакомство), в те прекрасные времена, когда появились балеты «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Берег надежды», «Ленинградская симфония» и когда героями дня стали творцы новой хореографии — молодые Ю. Григорович и И. Бельский. Поэль Карп посвятил этим балетам немало статей, вместе с В. Красовской, В. Чистяковой, Г. Добровольской активно поддержал молодых, а когда потребовалось, защищал от нападок ревнителей драмбалета. И хореографы, называвшие себя «балетными шестидесятниками», признавали и ценили эту поддержку.

С П. М. мы и позже встречались на балетных премьерах, выступлениях гастролеров, обсуждениях спектаклей. Конечно, я знала, что П. М. не только балетный критик — переводчик, поэт, но наши разговоры чаще всего были вокруг балетных тем. Поэль Меерович, казалось, готов был разговаривать с каждым, кто подойдет к нему, обсудить дебют молодой балерины или премьеру, дать свою оценку. Независимость, самодостаточность этого человека была очевидной. Но он умел и внимательно выслушать собеседника, излагавшего совсем иное мнение. Последняя, чисто случайная, встреча состоялась в открытом кафе на Адмиралтейском проспекте, недалеко от Российского института истории искусств, где я служила и где когда-то прошла «странная» защита его докторской диссертации. На защите рецензенты поддержали диссертацию, в ходя заседания никто не выступал с критикой, а тем более «против», но в результате голосования диссертация не была утверждена. После отъезда П. М. из Петербурга мне передали какие—то материалы из его архива: вырезки из газет 1950-х годов, фотографии, программки балетных спектаклей. Судя по доходившим до нас изданиям, П. М. сохранил интерес к балету (его статьи печатались и у нас, в газете Мариинского театра).

31 августа человеку, без которого многие годы трудно было представить театральный Ленинград и которого сейчас, что скрывать, все сложнее представить в новейшем Петербурге, исполняется 90 лет. «Петербургский театральный журнал» поздравляет Вас, Поэль Меерович!

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога