Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

21 мая 2024

МЕЖДУ ПЕПЛОМ И АЛМАЗОМ

«Графит». В. Горлинский.
Урал Опера Балет и Дом культуры «ГЭС-2».
Хореограф Антон Пимонов, художник по костюмам Елена Трубецкова,
художник по свету Константин Бинкин.

С самого момента открытия в 2021 году Дома культуры «ГЭС-2» в нем уделялось большое внимание танцевальным проектам. Одним из главных направлений работы стали мировые премьеры, когда современным композиторам заказывается музыка и с ней создается танцевальный спектакль. В конце 2022 года в «ГЭС-2» выпустили «Озеро» композитора Антона Светличного и хореографа Альбины Вахитовой. Спектакль был показан несколько раз при участии музицирующего композитора, затем возобновлялся в 2023-м, каким-то образом закрепившись в афише, хотя, как и у многих других проектов Дома культуры, у «Озера» могло и не быть повторов.

Сцена из спектакля.
Фото — Владимир Луповской.

Впрочем, это и не были полные повторы, так как спектакль ради эксперимента показывали при разном освещении в разное время дня на Проспекте (открытом пространстве в здании), где посетители, пришедшие на выставки и ничего не знающие о спектакле, продолжали ходить мимо. Для адептов современного танца было особенно интересно следить не только за артистами, но и за случайными зрителями, которые включались или не включались в процесс. Кураторы тоже наблюдали за ситуацией и формулировали для себя запросы разной аудитории «ГЭС-2». Тему обработки «Лебединого озера» предложила еще хореограф Ольга Цветкова в бытность свою куратором танцевальных программ «ГЭС-2», а реализацией занималась сменившая ее Анастасия Прошутинская.

Прошутинская придумала и следующее «столкновение» Дома культуры, ориентированного на современное искусство, с классическим балетом. Новый проект включил в себя сотрудничество с академическим театром как институцией, работающей совсем по иным законам, нежели «ГЭС-2». Был придуман новый тип копродукции с театром Урал Опера Балет, заключающийся в том, что премьера спектакля проходит в Москве, на специально оборудованной площадке на Проспекте «ГЭС-2», а затем в июне должна состояться вторая премьера в Екатеринбурге, где к этому одноактному спектаклю (адаптированному уже к театральному пространству) присоединятся два других — премьера «Птиц» в постановке Игоря Булыцына на музыку Отторино Респиги и репертуарные «Вариации Сальери» в хореографии Вячеслава Самодурова.

Сцена из спектакля.
Фото — Владимир Луповской.

Антон Пимонов получил в свое распоряжение уже готовую 40-минутную партитуру Владимира Горлинского — сложносочиненную музыку, которую на спектакле исполнял Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) под управлением Елизаветы Корнеевой. Музыканты небольшими группами разместились вокруг устроенной на первом этаже сцены, стоя рядом с ней, а также на балконах, нависающих над Проспектом. Самой колоритной бандой стали ударники, которые экспрессивно музицировали за спинами зрителей на первом этаже, вызывая самим видом огромного барабана неизменный интерес у малышей, закончивших занятия в ателье рядом. Перкуссионисты Евсевий Зубков и Филипп Фитин задавали ритмический тон всей композиции. А на втором этаже над группой ударных «зажигали» кларнетист Игнат Красиков (на саксофоне) и тромбонист Дмитрий Шаров, постоянно встревая с протяжными наигрышами в ритмичную музыку. Собственно «тело» ансамбля находилось также на втором этаже, практически над площадкой, где танцевали. Зрители, занявшие премиальные места рядом со сценой, категорически не видели музыкантов, а те, кто разместился поближе к инструментам, наблюдали за танцами почти с высоты птичьего полета.

Меж тем от зрителей на первом этаже до танцовщиков было буквально два шага. Пимонов и отважные артисты Урал Балета не испугались такой неожиданной близости к зрителям, а также благодаря своей привычной сосредоточенности на деле не потерялись в лабиринтах музыки, наступавшей на них со всех сторон достаточно агрессивно. Балет назвали «Графит», как бы сравнивая эфемерность классического танца с хрупкой кристаллической решеткой материала из одной группы с алмазом.

Сцена из спектакля.
Фото — Владимир Луповской.

Название казалось созвучным с самой конструкцией «ГЭС-2», в чем-то легкой и эфемерной, дающей ощущение открытости и незащищенности, особенно по сравнению с толстостенным академическим театром, где все пространства строго разграничены и в любой момент могут быть закрыты, хотя бы занавесом. Пимонов трактовал экзотичное название по-своему: под графитом он мыслил саму танцевальную композицию, которая удобно состоит из слоев кристаллической решетки, расположенных относительно друг друга не одинаково. В двух предпоследних своих работах — «Сделано в Большом» на музыку Анатолия Королева и «Арктика» Антона Светличного в Перми — хореограф исследует тему советских парадов, разных спортивных состязаний, вроде фигурного катания, одним словом, агонов, только не абстрактных, как у Баланчина, а вполне конкретных.

В «Графите» прямо с Проспекта десять артистов выходят на сцену, обозначенную светящимися белыми колбами, как ринг (для них настелили специальный балетный пол), идут между расступившимися зрителями и начинают разминку, слегка вслушиваясь в приглушенно звучащую музыку. Постепенно они отдельными группами строгих форм встраиваются в ритм, наращивают скорость танца, усложняют движения, постоянно меняя позы рук с округлых пор де бра на разведенные в стороны с поднятыми вверх ладонями. Это бесконечная тренировка нескольких повторяющихся движений, где каждый старается выполнить их как можно лучше и не показать усталость. Хрупкий графит хочет превратиться в крепкий алмаз. И такие же упражнения в парах, которые делают трудные, долго длящиеся поддержки, продиктованные музыкальными длиннотами. Пары соревнуются друг с другом, создавая своими «сцеплениями» необычайной красоты скульптуры в движении. Парные и групповые выступления могут прерываться бытовыми проходками по сцене, когда артисты перестраиваются, обдумывают ходы и тем самым немного отдыхают. Или превращаться в танцпол, где все участники двигаются одновременно, отрабатывая каждый свой набор па, смешивая балетные движения с позами из спорта. Этот эпизод всеобщего броуновского движения приходится на момент, когда в партитуре идут повторения, как будто «пластинку заело».

Сцена из спектакля.
Фото — Владимир Луповской.

Пимонов в целом умеет за счет перестроений и смены темпа создать атмосферу конкурса или даже чемпионата, которая здесь захватывает и настоящих зрителей, и случайных прохожих, фланирующих по Проспекту. И если во время спектакля Вахитовой и Светличного «Озеро» прохожих останавливала мелодия из «Лебединого озера», которую даже в искаженном виде узнает вся страна, и только после они обращали внимание на сбившуюся в углу стайку странных лебедей, то балет Пимонова привлекал людей, независимо от музыки, серьезностью происходящего, так как в конечном итоге артисты балета интересны именно тем, что после многих лет тренингов умеют делать только они: изящными препарасьонами, пируэтами, прыжками, вертикальными поддержками, приземлениями на круазе. Одетые в черные трикотажные костюмы с прочерченными на них редкими линиями, артисты выглядят настоящими алмазами — без привычной бижутерии или даже натуральных драгоценных камней, появляющихся на академических сценах. Люди и есть драгоценность — послание «Графита», почти революционное в наше время.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога