«Пересечения» — так называется детская творческая театральная лаборатория, которая опробовала себя уже в других городах, а вот теперь, с 10 по 17 января, прошла и в Нижегородском ТЮЗе.
В течение недели девять подростков (от 11 до 16 лет) участвовали в практических занятиях по драматургии, актерскому мастерству, сценической речи, сами писали пьесы, слушали лекции, совершали путешествия по театральному закулисью. Все это — под руководством драматурга Марии Конторович и театрального педагога Валерии Созоновой. И в завершение этого замечательного творческого марафона родился спектакль-эскиз, поставленный главным режиссером ТЮЗа Алексеем Логачевым (за 2 дня!).

Сцена из спектакля-эскиза.
Фото — архив театра.
Не скрою, у меня, когда я шла на этот показ, был страх, не «проползет» ли в стены ТЮЗа любительщина (вместе с наивной «школьной» драматургией)? Не вернутся ли «травестийные» времена, когда вполне взрослые тюзовские актеры станут играть «под школьников»? Не будет ли «подыгрывания» юному зрителю при выборе темы пьес (например, обязательно «проблемные»), ну и всякая прочая чепуха лезла в мою голову ровно до того времени, как я очутилась на сцене, закрытой со всех сторон и разделенной на две части, вдоль которых протянулись скамейки для зрителей. Само же действо происходило посередине.
А дальше просто начиналась игра. В театр, естественно. Пьес было всего восемь (одна была написана двумя авторами). Спектакль шел около двух часов, так что на каждый мини-спектакль уходило где-то плюс-минус минут пятнадцать.
О чем можно было рассказать в эти 15 минут? Да о многом: и о первой ревности, которая может мучить тебя на пустом месте; и о нежелании убираться дома под напором мамы; и о буллинге, который может окончиться всеобщей дружбой; и о переменчивости вспыхнувшего чувства; и о настоящем одиночестве, когда тебе не повезло с родителями; и о том, что если ты умеешь делать что-то очень хорошо (например, петь), то это тебе очень может помочь обрести уверенность в себе…
В руках настоящего мастера (Алексея Логачева) эти наивные истории, искренне сыгранные молодыми актерами ТЮЗа, вдруг обрели трепетное обаяние.
Собранный «на живульку», этот спектакль сохранил атмосферу репетиций, и было видно, ЧТО принесено авторами (Маша Чибарова — 14 лет, Яна Яушева — 15 лет, Вика Канзюба — 13 лет, Вика Швечкова — 11 лет, Лиза Седова — 13 лет, Кристина Нежгорова — 15 лет, Андрей Страхов — 16 лет, Аня Чистякова — 14 лет, Полина Краснова — 17 лет) и ЧТО привнесено режиссером. В наивные и робкие детские строчки режиссер вдохнул «всего-то» ТЕАТР: что-то переставил, что-то убрал, что-то добавил действием. И строчки ожили… И это волшебное «оживление» написанных ребятами текстов стало самым главным уроком, в котором, конечно, помогал добрый и умный юмор, который был буквально разлит в воздухе.

Сцена из спектакля-эскиза.
Фото — архив театра.
И неважно, что в пьесе «Любовь и орда» новый учитель истории сочиняет какую-то странную версию о Петре I, послушав которую, любой историк-профессионал схватился бы за голову. Важно, что в этого учителя влюбляется одна из героинь. Уверена, что тот же историк-профессионал хохотал вместе со всем залом, когда вдруг ни с того ни с сего на этом уроке появились исторические персонажи — «ордынцы» или «татары» со свирепыми лицами, кривыми картонными саблями. В немыслимых одеждах-халатах, эта живописная группа удивительным образом напоминала какие-то рисунки-фрески из учебника истории…
Режиссер везде идет открытым театральным ходом: ведущие зачитывают ремарки, «торопящие» действие, герои могут общаться со зрителями (а как иначе, если в школе, например, репетируется, а потом и играется новогодняя сказка, где есть Дед Мороз и Снегурочка), часто текст буквально иллюстрируется действием (например, когда девочка из детдома рассказывает о родителях-алкоголиках и драматических моментах своей судьбы), и это выглядит вполне оправданно…
От зрителя не скрывают: ему предложена игра — легкая, талантливая, замечательная игра в предлагаемые обстоятельства, игра в ТЕАТР, где и ему, зрителю, отведена своя роль: домыслить и дочувствовать все то, что хотели сказать такие молодые авторы.
После спектакля, как это и положено на творческой лаборатории, состоялось обсуждение. И это было захватывающе интересно, это тоже был спектакль. Потому что дети-авторы были предельно искренни, раскованы и прекрасно формулировали свои мысли. Поразило, что они вполне понимают: попасть в такую необычную творческую атмосферу — подарок судьбы…
А еще говорили актеры ТЮЗа… И молодые (те, что были заняты в спектакле), и те, кому за 65… Говорили о своих надеждах, которые обретают зримую форму… Ну и зрители: о том, что они соскучились по живому и по-настоящему молодому театру. И вот…

Сцена из спектакля-эскиза.
Фото — архив театра.
И вот, думаю я, хорошее название у лаборатории — «Пересечения». В одной точке удачно пересеклись/совпали на время разные возрастные группы людей, пересеклись разные темы, о которых хотелось поговорить, наконец, пересеклись профессионализм и любительство (здесь — от слова ЛЮБИТЬ).
В последней пьесе (моноспектакле) шестнадцатилетний мальчик спрашивает по телефону: «Мама, а ты какая была в шестнадцать лет?» — слушает ее ответ внимательно, смеется и переспрашивает: «Правда?»
Комментарии (0)