То, что театроведу редко удается отдохнуть от театра — это уже из разряда профессиональных трюизмов. Три отпускных недели проведя в жаре и все в той же театральной суете, четвертую клянешься пробездельничать и берешь билет в Литву. Вот только на минуточку заглянуть в вильнюсский русский театр, и на две — в клайпедский кукольный… Коллегам не стоит объяснять, во что выливаются эти благие намерения. Впрочем, когда на третий день в салоне автобуса Вильнюс-Клайпеда на чистом русском языке начинает звучать радиопередача об актере театра им. Ленсовета Владимире Матвееве, смиряешься с неизбежностью. Все-таки хотя бы обстановку сменить удалось: ландшафты, проносящиеся за окном и облака на закатном небе необъяснимым образом выдержаны строго в стиле Чюрлениса, колориты Левитана и Саврасова остались по ту строну границы. Но промелькнувшие золотые стволы коварно возвращают в театральный контекст со словами режиссера Гедрюса Мацкявичюса: «в Литве Бог в каждой сосне»… И так всю неделю — от ландшафта к театру, от театра к ландшафту.
Современный литовский театр, кстати, ландшафт обживает весьма активно. А на факультете искусств Клайпедского университета поиск и освоение нетрадиционных пространств для драматического действия — важная часть учебной программы. Инициатором этого направления стал доцент отделения театральной режиссуры Гедиминас Шимкус, ему принадлежат идеи театра Повозок, Камней, Воды. Под его руководством студенты объездили немалую часть Литвы, играя спектакли в самой разнообразной среде: от этнографической усадьбы до городской свалки. А в 1997 году был открыт при Клайпедском университете студенческий Театр Двора, который сейчас работает как учебная площадка, принимает участников фестиваля любительских театров, активно участвует в мероприятиях Международной Ассоциации любительских театров (АИТА), успешно гастролирует за рубежом.
Оказывается, Литва лидирует среди бывших прибалтийских республик по количеству любительских театров! Вполне можно сказать, что так продолжается старинная народная традиция: ведь еще во времена царской России, когда литовский язык не имел статуса государственного, а фольклорные праздники были запрещены, здесь появилось такое явление, как «театр сарая». Народная драма и устный фольклор тогда «спрятались» и выжили, но, очевидно, что и сегодня возможность сценического самовыражения осталась для литовцев неким специфическим гарантом культурной и личностной свободы. В Клайпедском университете не получают специальности «режиссура народного театра», но обучение работе с непрофессиональными актерами входит в основную учебную программу, а словосочетание «любительский театр» в этой балтийской стране явно не носит пренебрежительного оттенка. Многие из выпускников отделения театральной режиссуры становятся руководителями любительских коллективов, работают, совершенствуются, и кому-то из них удается впоследствии получить звание государственных. В этом смысле студии сельских культурных центров теоретически находятся в почти равных правах с новообразованными труппами молодых профессионалов.
А практически… Мне удалось увидеть премьеру спектакля, поставленного будущим режиссером, а ныне — студенткой факультета искусств Клайпедского университета. Белокурая дебютантка Андрея Гричюте (в будущем году она заканчивает курс театральной режиссуры под руководством упомянутого Г. Шимкуса), осуществила в студии при культурном центре городка Титувенай постановку по сонетам Шекспира. По замыслу будущего режиссера действие проходило под открытым небом, в совершенно особенной среде: во дворе бывшего католического бернардинского монастыря 17 века. Сейчас здесь находится действующий храм, посвященный Деве Марии и «Часовня двух лестниц» (одна из них деревянная, в каждой ее ступеньке есть стеклянное окошечко, за которым видны частицы святых мощей — подниматься под этой лестнице разрешается только на коленях, с молитвой). Обрамляющая эти здания крытая галерея воспроизводит более тридцати эпизодов Крестного пути Христа, каждый из которых обозначен фреской или лепным рельефом. Этот храмовый комплекс — очень значимая для литовских католиков святыня, верующие посещают ее постоянно, в Титувенае работает паломнический центр, а сам архитектурный ансамбль включен в реестр важнейших культурных ценностей Литвы (а значит — реставрируется из бюджетных средств). В бывшем монастырском дворе проходят музыкальные концерты, а вот театральный спектакль состоялся впервые. Честно говоря, для меня было поразительно увидеть, какое доверие и поддержка были оказаны студийцам: в одном из эпизодов актер произносил текст непосредственно из окна той самой часовни!
Уже приехав в Титувенай (около двух часов езды на машине от Клайпеды), я узнала, что в изготовлении масок для этой студийной постановки помогал сам Виталиус Мазурас! Подробнее об увиденном спектакле и других театральных впечатлениях от литовских театральных ландшафтов я планирую рассказать на страницах следующего номера ПТЖ.
Замечательно, что в России интересен любительский театр Литвы. Спасибо!