О фестивале «Горький +» в Казани
Со 2 по 4 июня в Казани прошел фестиваль «Горький +» — масштабный проект, посвященный 155-летию со дня рождения писателя. Автор идеи и арт-директор фестиваля — руководитель московского Театра Наций, народный артист России Евгений Миронов. Фестиваль стал праздником искусств, который выплеснулся за границы традиционных культурных площадок — театров, музеев, концертных залов и библиотек, и подчинил себе жизнь площадей, улиц, двориков и скверов. На три летних дня Казань, город, который Максим Горький считал своей духовной родиной, превратилась в пространство творческого диалога с писателем.

Сцена из спектакля «Бывшие люди».
Фото — архив фестиваля.
Казанский ТЮЗ оказался одним из самых активных и заинтересованных участников фестиваля, в программу которого вошел целый ряд проектов театра. Они в полной мере отвечали цели форума — по-новому посмотреть на личность и творчество писателя, стерев с них глянец и штампы советской эпохи. 3 и 4 июня во внутреннем дворе театра был сыгран спектакль «Бывшие люди» по рассказам Максима Горького (режиссер Ильнур Гарифуллин). 2 и 3 июня в Лядском саду и на прилегающих к нему улицах Щапова, Гоголя и Горького состоялся показ эскиза спектакля «Легкий человек» по одноименному рассказу писателя (режиссер Радион Букаев). В эти же дни в Лядском саду вниманию зрителей был предложен спектакль-променад «Старуха Изергиль» (режиссер Радион Букаев), и завершил фестивальную программу театра показ эскиза «Мои университеты» режиссера Тимура Кулова, проходивший 4 июня в старинном полузаброшенном здании на задворках Казанского ТЮЗа.
Премьера спектакля «Бывшие люди» состоялась в июне 2019 года. Это была самостоятельная работа молодых актеров труппы. Ильнур Гарифуллин выступил в качестве сценариста и режиссера, Камиль Гатауллин — в роли композитора. После большого перерыва постановка была возобновлена специально для фестиваля «Горький +».

Сцена из спектакля «Легкий человек».
Фото — архив фестиваля.
«Бывшие люди» — спектакль под открытым небом, его играют на заднем дворе театра, на фоне старинной постройки с облупившимися колоннами, железными лестницами и обнаженной кладкой красного кирпича. Эта естественная декорация как нельзя лучше работает на образ «дна» жизни, на котором оказались персонажи — «бывшие люди». Действие начинается с того, что из дыры под обшарпанной дверью, точно из норы, из темного убогого подвала, наполненного женским плачем, визгом и мужским хохотом, выползают на тусклый свет его обитатели. Спектакль создан на основе четырех рассказов Горького — «Отшельник», «Женщина с голубыми глазами», «Васька Красный», «Девочка» — и эскиза «Бабушка Акулина». Центральный персонаж — отшельник дед Савел (Ильнур Гарифуллин), «святой человек, обладающий сокровищем безмерной любви к миру», от лица которого ведется рассказ. На него нанизаны истории других персонажей — вдовы, вынужденной торговать собой, чтобы прокормить детей (Мария Мухортова); бабушки Акулины (Полина Малых), что печется о «народе» — живущей за ее счет ораве воров, пьяниц и гулящих девок; продажной девочки-малолетки (Гузель Валишина); лютого Васьки Красного, вышибалы в публичном доме, жестоко истязающего проституток (Камиль Гатауллин). Эти истории переплетаются, сходятся и расходятся, вторят друг другу, как голоса фуги. При этом и в режиссуре, и в актерской игре неизменно сохраняется точная, узнаваемая горьковская интонация. Герои писателя, обретшие новую жизнь в спектакле ТЮЗа, лишены покоя, их души трагически балансируют между пороками и святостью. Но в финале отшельник Савел дарит каждому слово любви и утешения, и они по одному удаляются тем же путем, что и пришли, — но уже не ползком, а распрямившись, словно обретя в себе человека.

Сцена из спектакля «Старуха Изергиль».
Фото — агентство «Татар-информ».
Чтобы посмотреть эскиз спектакля-променада «Легкий человек», зрители собрались в фойе Дома актера. Режиссер Радион Букаев и актер Алексей Зильбер, которому предстояло исполнить роль рассказчика, раздали наушники и объяснили правила игры. И вдруг по лестнице, как горох по желобу, скатился Сашка — герой рассказа Горького, «такой тонкий, острый, точно гвоздь с золотой шляпкой». Он лихо повел за собой толпу зрителей, едва поспевавших за его мельтешащей, то исчезающей, то как чертик из табакерки выскакивающей фигуркой, увенчанной забавным картузом. Летучая, непоседливая душа Сашки словно вселилась в актера Савелия Виноградова, студента Казанского театрального училища: он то заглянет в «трактир» — усядется за столик летнего кафе, то сунет нос в подворотню и боязливо стянет картуз, троекратно перекрестившись, — покойника выносят. Впрочем, тут же расплывется в веселой улыбке: «Покойника встретить — удачу сулит». А то ведет сквозь забор чинный разговор с «модницей» Лизочкой, на которой мечтает жениться, или уговаривает Зиночку — симпатичную девушку из числа зрителей — не выходить замуж за плешивого кучера. Потом прокатится на всех качелях и каруселях в Лядском саду, а как станет скучно, обнимет толстое дерево и замрет. Но через секунду уже мчится дальше, откликаясь на шальную мысль, непонятно с чего пришедшую ему в голову, или на картинку, выдернутую его цепким глазом из обыденной жизни городских улиц. «Сколько жизни вмещено в этом парне!» — произносит от рассказчика Алексей Зильбер. А Сашка вдруг с прощальным криком «до свиданья!» исчезает в толпе, и зрители останавливаются, тщетно высматривая вдали его веселый приметный картуз. Так заканчивается наше путешествие по городу с горьковским Улиссом — 40 минут чистейшей зрительской радости.

Сцена из спектакля «Мои университеты».
Фото — архив фестиваля.
Спектакль-променад для старшеклассников «Старуха Изергиль» был поставлен Радионом Букаевым в Москве специально для прошлогоднего фестиваля «Горький в Парке Горького», а в эти дни перенесен на казанскую почву. Двое участников (артист Театра им. Евг. Вахтангова Ян Гахарманов и актер Театра имени Гоголя Марк Бурлай) везут на тележке актрису Эльвину Мухутдинову, которой предстоит сыграть старуху Изергиль. Та бодрой скороговоркой пробегается по основным событиям в жизни Максима Горького, время от времени задавая зрителям нехитрые вопросы и награждая их конфетками за правильные ответы. А после, натянув на себя седой лохматый парик и цветастый платок, актриса превращается в старуху Изергиль, рассказывая и разыгрывая три ее сказки. При этом для каждой из них выбран свой подход: первую — легенду о сыне орла, гордом и жестоком Ларре, наказанном вечным одиночеством, — представляют трое актеров; вторую — историю о бурной молодости старухи Изергиль — актриса рассказывает, беря себе в помощники зрителей; третья — легенда о юноше Данко — звучит в аудиозаписи. Нужно помнить, что спектакль рассчитан на школьников, поэтому он устроен согласно правилам игры, занимательности, обнажения театральной условности. Феска побольше превращается в рассказе Изергиль в ее возлюбленного, старого турка, феска поменьше — в его сына. На голову выбранного актрисой зрителя водружена соломенная шляпа — и вот уже готов образ веселого рыбака, первой любви Изергиль. Зрители не остаются простыми наблюдателями, они постоянно вовлекаются в действие: поднимают камушки с надписями; становясь тесным кругом, передают друг другу гранат — вырванное сердце Данко; по приглашению одного из актеров пытаются представить себе, что должен чувствовать человек с вырванным сердцем, и в финале смыкаются вокруг Данко — зрительницы, выбранной на эту роль, — чтобы ощутить силу единения и любви. А по окончании спектакля каждый участник должен сделать свой выбор между жизненными позициями, представленными в трех историях старухи Изергиль: «жить вне людей ради себя», «жить среди людей, но для себя», «жить с людьми и для людей». Очевидна цель спектакля — выдернуть юного зрителя из «зоны комфорта», из состояния пассивного созерцания, в форме игры побудить его активно включиться в действие и «присвоить» увиденное, то есть сформировать свое собственное к нему отношение.

Сцена из спектакля «Мои университеты».
Фото — архив фестиваля.
Последним показом стал эскиз «Мои университеты» — в том самом старинном обветшалом здании на заднем дворе ТЮЗа, перед которым незадолго до этого шел спектакль «Бывшие люди». Когда-то здесь хранили зерно его владельцы — купцы Романовы-Журавлевы. Известно, что юный Алексей Пешков, прибывший в Казань с мечтой об университете, вынужден был зарабатывать себе на жизнь, трудясь подручным пекаря сначала в пекарне Деренкова, потом — Семенова. Хлеб стал ключевым образом эскиза Тимура Кулова. На протяжении всего действия персонажи месят тесто и одновременно ведут разговоры и разыгрывают сцены из казанской одиссеи Горького. Роль юного, неискушенного Алеши Пешкова, проходящего свои «университеты», исполняет Ярослав Кац, все женские образы создает Дарья Бакшеева, актеры Дмитрий Язов, Владимир Никитин, Ильфат Садыков, Даниил Кукушкин и Руслан Шарипов представляют целую галерею разнообразных персонажей. Словно вылепленные из теста, чудесным образом возникают фигуры Николая Евреинова и его матери, Гурия Плетнева, городового Никифорыча, его жены, Андрея и Марии Деренковых и многих других. Тонкая ирония, виртуозный артистизм, свежий и озорной, лишенный пафоса и убийственной серьезности взгляд на все сделали эскиз «Мои университеты» ярким заключительным аккордом фестивальной программы ТЮЗа.
Комментарии (0)