«Чертова доставка». К. Бузмаков.
«Сцена-Молот» Театра-Театра (Пермь).
Режиссер-хореограф Ксения Малинина, художник Мария Левина.
У курьера Максима (Илья Курицын) — день рождения, и он рад, что рабочий день заканчивается. Но его просит помочь замотавшийся коллега Азамат — есть заказ, который надо доставить куда-то на окраину, а у Азамата семья, дети, выручи, брат, отвези. Максим получает коробку, которую ни в коем случае нельзя открывать, садится на велосипед и отправляется в путь. Улица Монастырская, 13а — адрес, который он будет разыскивать в течение всего двухчасового спектакля.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Путешествие Максима, придуманное либреттистом Александром Гореликовым и композитором Кириллом Бузмаковым, выстроено по древним законам волшебной сказки: герой едет, встречает по пути замысловатых персонажей, в конце получает награду. Жанр спектакля обозначен как «музыкальный роуд-муви», и «Чертова доставка» наполнена музыкой до краев — от лирических баллад до чуть ли не канкана. Вообще-то это, конечно, камерный мюзикл — один из самых трудных жанров в музыкальном театре (ведь в небольшом пространстве и в отсутствие многочисленной массовки каждый актер рассматривается зрителем как на ладони). При этом авторы спектакля придумывают историю прямо с глобальным размахом — тут и предъявление нового героя современности (курьер — и кто будет спорить?), и ехидные заметки по поводу обыденной жизни, которая все более похожа на абсурдистскую шутку, и разговор о путешествии за пределами нашего мира (который предложен в форме дорожных анекдотов, но по сути совершенно серьезен, memento mori).

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Итак, новый герой. Совсем недавно, в пандемию — спаситель человечества, сейчас — скорее служитель комфорта. Илья Курицын мгновенно, быстрыми штрихами рисует своего героя: добродушие, профессиональная сноровка, важная просьба с извиняющейся улыбкой — ох, не заказывайте, пожалуйста, пятилитровые бутыли. (Герой с самого начала спектакля, когда он начинает спрашивать у зрителей, кто заказал првезенную им еду, регулярно обращается прямо в зал.) В этом герое времени совсем нет удали, которая предполагалась у героя предыдущей эпохи — хоть у Ивана из «До третьих петухов», например. Зато есть терпение и выносливость, а еще — привычка к разнообразию форм жизни (встречая персонажей все более странных, герой не то чтобы очень удивляется). Максим — герой очень усталого мира. Зарисовка точная.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Этот мир — он все время как-то на грани. Самый яркий номер в спектакле — выход председательницы дачного товарищества «Червячки Шато де Монк», которая сначала воспринимается чистой пародией на агрессивных продавцов любого товара, использующих флер «элитности». Людмила Прохоренко выдает блистательную картинку «менеджера по продажам», что всегда в готовности впарить любую фигню по тройной цене, —гибрид томности, цепкости и совершеннейшего внутреннего равнодушия. Но «Червячки» недаром называются именно так (хотя привыкший к феерическим кличкам новеньких ЖК зритель это сразу не считывает) — при покупке предлагается «оградка в подарок». Героя заманивают за грань — и не в первый раз. Ему уже встречался охранник, работающий в ЧП «Нирвана» и рассуждающий о сакральном смысле прохода через рамку (зал хохочет, конечно же, но ведь нельзя не отметить мотив порога?), лопнувшую шину ему чинят в «иномонтаже» (ах, всего лишь одна буква не горит на вывеске), а после того, как Максиму удается уехать от «Червячков», ему встречается Шаурмист, предлагающий свою продукцию «в полынном лаваше».

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Герой встречает в дороге Человека-собаку (отличный портрет человека с вероятно уголовным прошлым, мгновенно ввинчивающегося в истерику и столь же быстро опознающего ключевые команды), шикарную Русалку (Евгения Созонова), обитающую в ванне, Человека в медвежьей шубе (этакий Хозяин в отдельно взятом городке) — и умудряется в самых сложных обстоятельствах контакта сохранить доверенную ему коробку целой и невредимой, хотя на нее постоянно кто-то покушается. При этом авторы спектакля выдают по две-три роли одним и тем же актерам (Степан Сопко — и Азамат, и Охранник у рамки, и Шаурмист, а Станислав Фоминых — и Человек-собака, и Человек в медвежьей шубе), так что некоторый морок (тот же человек? нет, не тот, но как похож) работает на общую атмосферу «ненормальности» происходящего. То есть ненормальности с точки зрения публики, конечно, — сам Максим, как уже было сказано, не слишком удивляется. Ну, правда жизни — за последние годы мы привыкли ко многим странным вещам.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
«Чертова доставка» появилась в результате возникновения в Театре-Театре лаборатории мюзикла («Резиденция ТТ») — в рамках этой программы либреттисты встречаются с композиторами, а затем их наброски смотрят режиссеры, после чего отбирается проект, который вырастет в полноценный спектакль. Кирилл Бузмаков, дирижер, сочинивший фантастически разнообразный музыкальный текст «Чертовой доставки», в момент конкурса служил в Новоуральском театре, а грядущая премьера привела его в штат Театра-Театра, где он выпустил уже не один спектакль. Режиссер-хореограф Ксения Малинина руководит в Перми своей собственной труппой «Свободный театр современного танца» (что очень чувствуется — артисты в «Чертовой доставке» регулярно не просто поют, но протанцовывают свой текст). И их соединила именно «Резиденция». Занимаясь «волшебной сказкой», они разговаривают о современности так легко и ясно, что начинает казаться — найден единственно возможный способ описания сегодняшней реальности. Может быть, так оно и есть?

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
А Максим в конце пути встретит волшебную девушку Алису. И новой российской сказке подмигнет почтенная сказка британская.
Комментарии (0)