О режиссерской лаборатории Театра Наций в Магнитогорске
Режиссерская лаборатория за более чем двадцатилетнюю свою историю (в 2003 году Олег Лоевский провел первую, в Екатеринбургском ТЮЗе) зарекомендовала себя как очень полезный и удобный инструмент поиска для конкретного театра новых пьес, новых режиссеров.
Лаборатория — возможность творческого эксперимента. Причем эксперимента с минимальным риском. За 5–7 дней интенсивных репетиций создается эскиз возможного будущего спектакля, и театру становится понятно, стоит ли продолжать работу над ним и включать в свой репертуар. Важное влияние на это решение оказывает обязательное зрительское обсуждение после показа, отклик потенциального зрителя будущей премьеры.

Сцена из эскиза «Школа злословия».
Фото — архив лаборатории.
Этот формат успешно работает и в столичных театрах, и по всей стране. Впечатляющие результаты уже много лет дает в том числе лаборатория, проводимая Театром Наций при участии Министерства культуры РФ в рамках программы поддержки театров малых городов России. Уже не один десяток театров оказались вовлечены в единый театральный контекст страны, стали участниками самых престижных фестивалей, обмениваются гастролями, участвуют в совместных проектах. Причем Театр Наций берет на себя не только финансовое обеспечение, но и привозит в эти театры ведущих специалистов по сценической речи и сценическому движению, которые не только проводят практические занятия с актерами, но и оставляют им методики, развивающие профессиональные навыки.
Мне приходится повторять столь очевидные вещи, потому что они оказались очевидны не всем. В апреле лаборатория прошла в Магнитогорске с участием театров Челябинской области под бдительным оком местного отделения СТД. Раньше состав участников лаборатории — режиссеров, педагогов, критиков — определяли Театр Наций и Олег Лоевский. Театрам заранее высылался объемный пакет современных пьес, из которых они сами выбирали понравившиеся им тексты. Теперь же каждая позиция утверждалась председателем местного отделения СТД, а сомнения у него вызывало буквально все: список пьес, состав и участников, и режиссеров, и экспертов. В результате согласований и перетасовок какие-то театры отказались от участия, другим на репетиции вместо шести дней осталось два, а среди современных отечественных пьес, продвижение которых Театр Наций считает одной из своих задач, оказалась «Школа злословия» Ричарда Шеридана. Но главное: показы эскизов было решено проводить без зрителей. А вдруг что…

Сцена из эскиза «Школа злословия».
Фото — архив лаборатории.
Особенно отсутствие публики сказалось на показе комедии. Режиссер Константин Соя — выпускник мастерской Григория Козлова (РГИСИ, Санкт-Петербург) — как мог постарался «осовременить» «Школу злословия» Шеридана, придумывая для каждого эпизода свой стиль: хипстерский художественный салон сменяет сцена из семейной жизни «папика» и неумолчно щебечущей безмозглой юной красотки, а ее — панковская пьяная вечеринка. А в зале никакой радости узнавания. Гэги, шутки, трюки несутся со сцены пулеметными очередями. А в ответ тишина. Отличные актеры Магнитогорского драматического театра им. А. С. Пушкина, привыкшие к аншлагам, подхлестывая сами себя, прибавляют громкость, скорость, резкость — все напрасно. Некому реагировать. В результате эскиз так и не «задышал». И среди внешних примет современности сегодняшний нерв классического сюжета так и не проявился.
«Бонус» — рекордно малое число дней на репетиции эскиза — достался выпускнику 2023-го мастерской Олега Кудряшова (ГИТИС, Москва) Ярославу Жевнерову. Всего за два дня с актерами Озерского театра драмы и комедии «Наш дом» ему удалось создать в пространстве Малой сцены точную, непреодолимо холодную атмосферу текста Константина Стешика «Мороз». Причем весьма скупыми средствами: тьму ритмично прорезают два направленных в зал луча — свет фар оставленной где-то далеко машины, который обрисовывает контуры двух мужских фигур и играет отблесками в рассыпанных по черному полу «снежинках». Лаконичная черно-белая графика. Во-первых, это красиво. А во-вторых, очень подходит пьесе-притче Стешика.

Сцена из эскиза «Мороз».
Фото — архив лаборатории.
Простой сюжет: два приятеля везут тело друга на сельское кладбище, чтобы исполнить его последнюю волю — похоронить рядом с бабушкой. Конкретные жесткие обстоятельства: ночь, мороз, застрявшая в снегах машина. Никакого бытописательства. Но из обрывистого трепа прорастает не просто разговор о дружбе, долге, но о смысле и цене подвига. Жевнеров на роли ровесников пригласил опытного заслуженного артиста РФ Вохобжона Азимова и молодого Ратмира Нигаматьянова, что добавило еще и мотив преемственности, тему отцов и детей. Сдержанное спокойное немногословие старшего и лихорадочное «знобкое» бормотание младшего. Статика мизансцен. Стильное, многообещающее начало серьезного спектакля. Однако за два дня успели сделать только половину пьесы. Следует ли продолжение, решать театру. Отсутствующая публика не подскажет.
Самый законченный эскиз получился у Виктории Печерниковой — тоже выпускницы мастерской Олега Кудряшова (ГИТИС, Москва), но 2015 года. За ее плечами множество лабораторий и уже больше тридцати спектаклей в театрах по всей стране, в том числе и столичных. С актерами Челябинского театра драмы им. Наума Орлова Печерникова разыграла изящную сказку Михаила Бартенева «Про того, который ходил страху учиться» — легкое, остроумное переложение ужастика братьев Гримм. Отец завещал младшему сыну, не умеющему бояться, научиться этому. Потому что: «Не знаешь страха — не знаешь счастья». Старшие братья, рядясь то в висельников, то в чертей, пытаются младшего напугать. Бесполезно. Но спасая королевну из заколдованного замка, бесстрашный герой влюбляется и начинает бояться за нее. Вот и счастье.

Сцена из эскиза «Про того, который ходил страху учиться».
Фото — архив лаборатории.
В отличие от пьесы, на сцене королевна появляется сразу. Она становится рассказчицей, а остальные с помощью двух скамеек и одного сундука помогают ей оживить историю. Возникает еще один, более важный для спектакля, сюжет: начитавшись и намечтавшись о бесстрашном герое, королевна невольно сравнивает его образ со своим реальным спасителем. И закрадывается страх, выдержит ли он сравнение с мечтой. Ради этого-то страха Печерникова и затеяла веселую детскую игру, не желая пугать зрителей инфернальными ужасами. В совершенно нестрашных чертях и висельниках сразу опознаются братья. Или скорее актеры, братьев играющие. И то нескрываемое удовольствие, с которым они отдаются этой игре, — залог того, что этот эскиз станет спектаклем.
Режиссеру Серафиме Крамер, выпускнице 2023-го мастерской Григория Козлова (РГИСИ, Санкт-Петербург), затянувшиеся согласования текстов выбора не оставили: с актерами театра «Вымысел» из города Нижний Уфалей ей пришлось работать над пьесой Катерины Антоновой «Ковчег». Тема переселения из аварийного жилья для малых городов беспроигрышная, женских ролей много — какие еще плюсы нашел театр в этом тексте, сказать не берусь. Бесконечные перебранки соседей с нижнего этажа, которых все время заливает из прорвавшихся то водопровода, то канализации, по поводу дележки имущества и возможно жилплощади умершей соседки со второго этажа тавтологичны, грубы и утомительны. Почему аварийный дом, который в финале таки смыло очередной протечкой, автор посчитала ковчегом — не ясно. Зато из эскиза стало ясно, что начинающий режиссер любит и уже умеет работать с актерами, на пустом месте выстраивать характеры, находить характерность, вторым планом ввести скрываемую теплоту отношений людей, связанных одной бедой. Надеюсь, театр «Вымысел» не упустит возможность поработать с Серафимой Крамер, но над более достойным текстом.

Сцена из эскиза «Ковчег».
Фото — архив лаборатории.
Лаборатория в Магнитогорске с участием театров Челябинской области чудом, но состоялась. Профессионализм, стойкость и спокойствие постоянного куратора Федеральной программы по поддержке театров малых городов России Елены Носовой помогли ей справиться со всеми перетасовками и возникшими по их причине логистическими проблемами. Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина, на чьих сценах и даже под сценой прошли показы всех эскизов, проявил себя радушным хозяином и самоотверженным помощником. И даже практические занятия по сценической речи педагогу Марине Гарсия Солано (Москва) и по сценическому движению педагогу Владимиру Гончарову к радости участников провести удалось. Эскизы получились интересные. Жаль, что зрители их не увидели…
Комментарии (0)