Сегодня на фестивале «Реальный театр» — спектакль Виктора Плотникова «Дон Кихот» в Екатеринбургском театре кукол. Рецензия Галины Брандт.
РАДОСТЬ НЕПОНИМАНИЯ
«Дон Кихот».
Екатеринбургский театр кукол.
Режиссер и художник Виктор Плотников.
В современной театральной работе сценическое воплощение исходит по существу из отказа от понимания, из создания таких сценических процессов, которые ведут к блокированию понимания смысла.
«Дон Кихот» режиссера и художника Виктора Плотникова в екатеринбургских куклах — это 70 минут радости.
Тебя постепенно захватывают, погружают и кружат-кружат в воронке невероятного пространства звуков, голосов, слов, масок, кукол и людей, жестов и движений (музыкальное оформление и аранжировки Кирилла Лихина; хоровые аранжировки и композиторская адаптация Ларисы Паутовой). Здесь все подчинено единому медитативному ритму, все дышит одним воздухом случившейся/неслучившейся любви, победы/поражения слабой нежности и трепетности жизни. Здесь нет пресловутых мельниц. Нет фабулы. Нет прямых отсылок. Образы, метафоры, аллюзии взывают не к дешифровке, а к тому, чтобы достать чернил и плакать. Плакать о печальном идальго, о его неземной любви, о том, что ты так мало о нем помнишь, о своей вине перед великим, так никогда по-настоящему и не прочитанным романом, еще о чем-то главном и не случившемся.
Идет череда эпизодов. Демиурги-ведущие Алла Антипова и Герман Варфоломеев, которые не столько говорят, сколько дивно — вживую — поют, органично вплетаясь в этот кипящий на медленном огне космос человеческих страстей, сразу предупреждают, что то, что мы увидим — не пересказ сочинения Сервантеса. Это только «экслибрис на авантитуле рукописи Сида Ахмета Бен-Инхали о подвигах хитроумного идальго Алонсо Кихано», то есть предшествующего роману средневекового источника.
Не знаю, о чем писал досточтимый Сид Ахмет, но когда из левой кулисы неуверенно ступает на сцену огромная белая лошадь с низко склоненной на длиннющей шее головой, застенчивыми ресницами и артритными задними ногами, неся на своей прогнутой спине куклу закованного в латы стройного рыцаря, узнавание не случиться не может. Как нельзя не узнать и Дульсинею, хотя является она в виде куколки совсем пожилой дамы с шикарными вьющимися волосами и кружкой нищенки в руках. Однако огненные крылья страсти, что вырастут у нее за спиной на наших глазах, унесут ее в небесную даль воспоминаний. И вот уже девочка с такой же пышной шевелюрой будет осыпана дождем из огненных тюльпанов. Эти и все иные в спектакле явления непрестанно омываются океаном звуков, отдаленно напоминающих то шум прибоя, то крики чаек, то скрип весел. Они плавно перерождаются в любовные печальные песни, или «вольно коллективно», как значится в программке, переведенные, или сочиненные Марией Зыряновой и Юрием Евдокимовым на музыку разных, испанских по преимуществу, композиторов. Мы успеваем услышать только «но ты не позвал…», «не покинь меня, если б ты была…», «в любви я больше моря, а без любви ничто…» — да и нужно ли что-то слышать еще?
Перу с тусклыми чернилами не под силу описать высоченных троеруких бородатых матрон, что забавно-устрашающе плавают в своих широких черно-пластмассовых юбках по сценическому пространству. Вот они ставят маленькие стульчики, рвут на части бумажную ткань, сворачивают из нее человечков… Усаживают этих человечков на стульчики и делают их зрителями прекрасного любовного спектакля на двоих, где настоящий огонь (страсти?) буквально сжигает на наших глазах бумажных любовников…
И как описать полный любовного томления танец лодок-девушек с круглыми грудями и волосами, застывшими сзади перпендикулярно головам, — и лодок-юношей с недвусмысленно воздетыми кормами-фаллосами? Или то, как огромные, чуть не во всю высоту сцены головы королей трансформируются в царские кресла для вышедших из них людей? Они, в свою очередь, забавляются войной крошечных солдатиков в синих и красных мундирах, отправляемых потом в никуда на тележке типа груз-200. А грациозное пенье таракана с мандолиной в руках внутри качающегося месяца-серпа или грандиозный танец гигантского паука, удивительно совпадающего по своим очертаниям с рыцарем печального образа?..
Каждый эпизод, благодаря отважному мастерству Валерия Бахарева, Натальи Вотинцевой, Натальи Елисеевой, Алексея Палкина, Юлии Петровой, Алексея Пожарского, Максима Удинцева, Александра Шишкина, Глеба Яковенко, несет новую красоту, форму, новую печаль и новую улыбку. А прошивает всю эту столь богатую ткань одна и та же сцена. Снова и снова она возвещает о себе низким, как приближающийся неизбывно рок, ритмическим звуком — и вот большой плоский бык с длинными рогами и механически устроенным туловищем хищно перебирает с металлическим скрежетом своими лапами на железных шарнирах, а рядом изящно прыгает, приседает, летает, убегает тоненькая куколка юноши.
Здесь бы самое время и надеть на спектакль концепцию. Но, к счастью, аромат его настолько сильный, что не позволяет тебе ринуться в привычную колею завершающего понимания смыслов. Ты позволяешь ему жить в звуках, образах, ритмах, шепотах, что разливаются свободно по всему телу, в легкой вибрации кожи, всех органов чувств. «Сцена, — вспомним еще раз Лемана, — всегда была местом, где познается крушение понимания». Не знаю, у меня не всегда. Но здесь получилось.
Спектакль выглядит как череда фантазий. Он состоит из отдельных картин, вариаций на заданную тему, которой становится даже не сам образ Дон Кихота или книга, а скорее Испания. Эти фантазии разделяет этюд со стимпанковским быком, который появляется снова и снова, пока не наскучит — и немножко дольше. Спектакль кажется рассказом, который придумывает влюбленный своей возлюбленной, то и дело переходя в песню, и один раз раскрывает карты: «если бы ты была» — только никого нет, и любовь тоже — очередная фантазия, придумка, и в следующем же эпизоде она выходит из-под контроля, ангелы превращаются в демонов с ножами, а Дон Кихот оборачивается богомолом и нависает над залом. А затем автор/ведущий/рассказчик влюбляется в фантазию больше, чем в ту, для кого все это придумал — клянется пойти отвоевывать гроб рыцаря печального образа, останавливает быка движением руки, и под кроваво-красным солнцем отправляется в путь — но уже один. Без нас.
Спекталь не фестивальный, по крайней мере не для «Реального театра», где у вас вчера было четыре спекталя+обсуждения и сегодня-завтра будет столько же. Его надо не на бегу, не залпом. Тогда и фантазией увлечет, и бык не наскучит, и в путь автор отправится не один. С нами.