О лаборатории «Литейная перспектива. Дети» в Театре на Литейном
В Театре на Литейном в этом, юбилейном для него, году богатый на лаборатории сезон. Первая — «Литейная перспектива» (куратор Олег Лоевский), прошедшая в декабре 2023-го, осмысляла репертуар театра, накопленный за его 115-летнюю историю. Вторая, получившая название «Литейная перспектива. Дети», как не трудно догадаться, посвящена детской аудитории. Художественный руководитель — директор театра Сергей Морозов и театровед Мария Сизова предложили режиссерам поработать с российскими авторскими сказками.

Сцена из эскиза «Городок в табакерке».
Фото — архив театра.
Ленара Гадельшина поставила эскиз по повести Владимира Одоевского «Городок в табакерке». В камерном пространстве выстроена комната, в которой разыгрываются домашние чтения по ролям под аккомпанемент живой музыки. Мальчик Миша из сказки с легкой руки постановщиков превратился в девочку Машу (Дарина Одинцова), что сути никак не меняет. Увлеченная механикой девочка хочет узнать, как работает музыкальная шкатулка. Засыпая, она попадает в волшебный мир, населенный антропоморфными механизмами: колокольчиками, молоточками, пружинкой и валиком. Гадельшина ставит мюзикл, в котором назначение табакерки (непонятное слово для современного ребенка) объясняется песенкой про предупреждение Минздрава о вреде курения, а также парения, вдыхания и прочих манипуляций с табаком; Колокольчики (Елизавета Павлова, Зоя Будний) сетуют на своих абьюзивных дядек-Молоточков (Максим Зауторов, Николай Красноперов), а те, мастерски играя в стаканчики, в свою очередь, жалуются на предопределенность такой их социальной роли. Эскиз стремится расположиться в жанре family friendly, но делает это через заигрывание с аудиторией, причем со взрослой в большой степени. Шутки, отсылки к песням времен юности родителей сегодняшних шестилеток, подтекст, заложенный в актерское существование (чего стоит только роковая красотка Пружинка в исполнении Полины Васильевой), — эскиз довольно быстро превратился в череду номеров из капустника. Наиболее интересным выглядит музыкальное оформление: это традиционные фортепиано, скрипка и оркестровый треугольник, и огромный арсенал шумовых и ударных инструментов. Звуки рождаются «здесь и сейчас», постепенно заполняя пространство, захватывая его так, что песни кажутся лишь логическим продолжением — в этом мире невозможно не петь.
На второй день лаборатории режиссеры предложили заявки на спектакли для большой сцены. Екатерина Шихова, выпускница режиссерской мастерской А. А. Праудина, работала с повестью Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Эскиз располагается одновременно на поле мистики и комедии, пунктирно намечая и пространство для серьезного разговора с детьми. Художница Екатерина Гофман выстроила мир, в котором все оборачивается не тем, чем кажется. Сначала это большое полотно, отгораживающее авансцену от глубины сценического пространства, с проекцией пейзажа с тяжелыми каменными воротами, нарисованными будто акварелью. Когда мальчик Алеша (Антон Сиданченко) отправляется в пансионат, пейзаж начинает расплываться — создается ощущение физического перемещения, мелькающих за окном картинок. За занавесом открывается убранство самого пансионата с причудливыми оконными рамами и дверями с огромными фанерными крыльями за ними. Эта школа не обладает никакими приметами времени — фантастическое местечко, которое могло бы быть и Хогвартсом, и академией «Невермор».

Сцена из эскиза «Черная курица, или Подземные жители».
Фото — архив театра.
Старушки-голландки (Любовь Ельцова, Светлана Шаврова), рассказывающие историю, начинающие читать ее, как древнее предание, превращаются сначала в учительниц, потом в куриц (актрисы просто надевают забавные карнавальные чепчики с куриными мордами). Самую необычную из них, любимицу Алеши, Чернушку играет Ольга Иванова, впервые появляющаяся в эскизе в роли Матери. Такие метаморфозы подчеркивают и одиночество ребенка, и его тоску по родному дому. Эскиз обрывается раньше, чем Алеша попадает в Подземное царство и узнает правду о своей пернатой подружке, но с самого начала режиссер дает зрителям понять, что Чернушка не так проста. Она мечтает о полетах, неуклюже вытанцовывая под «Лебединое озеро» Чайковского. Это, с одной стороны, создает комический эффект, а с другой, подчеркивает чуткую лирическую природу Чернушки.
Алеша Антона Сиданченко тоже существует в друг регистрах. Он то вспоминает свое детство с позиции взрослого человека, то входит в собственные воспоминания, вновь становясь ребенком. Актеру удается быстро переключаться в режимах существования, оставаясь обаятельным и достоверным в обоих.
Эскиз заканчивается на моменте перехода Алеши в Подземное царство, будто мы посмотрели серию захватывающего сериала, оборвавшуюся на самом интересном месте, чтоб заставить с нетерпением ждать продолжения. Шиховой удается работать с детским материалом с большим вниманием к юному зрителю, при этом с ним не заигрывая, не снижая смысловой нагрузки эскиза и не упрощая ничего специально.
Иван Пачин, режиссер, программно занимающийся театром для детей, работал с повестью Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». В эскизе много узнаваемых примет сценических миров Пачина. Буратино играет актриса (Александра Жарова), одетая в клетчатую рубашку и коротенькие брючки на подтяжках (как и многие герои Пачина). Мир вокруг Буратино незамысловатый: минимум декораций, из материалов — в основном крафт, картон, бумага. С самого начала кажется, что эскиз располагается на поле комедии. Все актеры (кроме самого Буратино) существуют как единый организм, всегда располагаясь на сцене и выходя из общего хора, когда это необходимо. У каждого из актеров есть центральный образ, но они набрасывают на себя и другие роли. Так, например, актриса Аглая Гершова — Лиса пробует себя и в эпизодической роли Крысы. Получается такой театр в театре: герои играют и дурачатся в режиме реального времени.

Сцена из эскиза «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Фото — архив театра.
История Буратино — классическая история взросления. Наивный мальчик, который сначала учится двигать руками и ногами, делает первые шаги под чутким присмотром папы Карло (Сергей Шапошников), идет в большой мир, полный встреч, приключений и открытий, не всегда радостных. Так эскиз постепенно наращивает объем, выходит за рамки частной истории к общечеловеческому высказыванию, что тоже характерно для спектаклей Ивана Пачина. Его стратегия — идти путем постепенного усложнения, захватывая внимание маленького зрителя веселой игрой, ритмичной и стремительной, со множеством гэгов и переодеваний, как бы проводя и ребенка по пути взросления персонажа. От простого — к сложному, от красочного балагана — к серьезному высказыванию.
Так, в эскизе несчастные куклы в театре Карабаса хором исполняют песни о своей нелегкой доле и гнете деспота-кукловода (стихи к ним написала драматург Полина Коротыч, а музыку — композитор Ренат Шевалиев). Существуя в двух регистрах, актеры работают то намеренно сниженно, то выходят в надсуществование, проговаривая все самое страшное в музыкальных номерах. Их песни не равны по масштабу речам простых сказочных героев, но позволяют описать само устройство мира, в котором они существуют.
Этот эскиз тоже оборвался на самом интересном месте, когда действие должно было начать развиваться определенным образом: что будут делать куклы? Удастся ли им избавиться от власти злобного бородача Карабаса?
Ответы на эти вопросы большие и маленькие зрители смогут узнать, если театр даст зеленый свет на постановку полноценных спектаклей в будущем. Ну а пока остается только надеяться, что премьеры не заставят себя долго ждать, и уже в следующем сезоне дети смогут ходить на новые спектакли Театра на Литейном.
Комментарии (0)