11 июля в Карельской гостиной Союза театральных деятелей состоялось представление номинантов Высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит» сезона 2010-2011.
До вожделенного превращения номинантов в лауреатов осталось 118 дней: статуэтка окажется в новоизбранных руках в семнадцатый раз. Вручение состоится на сцене Михайловского театра. Режиссером церемонии назначен Анджей Бубень. Благостная, на первый взгляд, бесконфликтная информация. Далее читатель вправе ожидать длинного списка номинантов и фразу в интонации поэта Добронравова: до ласковой, мол, встречи в зале, дорогие театралы, в день бывшего главного праздника страны, 7 ноября.
Но на этой пресс-конференции в СТД случилось то, что в обычной мирной публичной театральной жизни случается редко. Не стану называть происшедшее скандалом. Скажу по-другому: зачитанное открытое письмо председателя экспертного совета «Софита», доктора искусствоведения Юрия Барбоя в присутствии журналистов ведущих СМИ Петербурга, главного культурного начальника города г-на Губанкова, директора Исаакиевского собора Николая Бурова (по совместительству исполняющего обязанности председателя номинационного совета «Софита») — текст принципиальный.
От него невозможно отмахнуться, как от сочинений критиков, у которых, как на заседании экспертного совета «Софита» выразился бывший артист Буров, «руки по локоть в крови». Нынче извинился за эту, смею настаивать, лишенную элегантности шутку.
Так вот, письмо гласит следующее:
«17 июня на заседании Номинационного Совета премии „Золотой софит“ возникла беспрецедентная ситуация: предложения экспертного совета по драматическим театрам в существенной части были отвергнуты, а имена людей и названия спектаклей на ходу, вне профессионального обсуждения, заменены другими. Столь же беспрецедентной была и атмосфера этой части заседания, начиная с заявления председательствовавшего Н. В. Бурова о том, что у людей критического цеха „руки по локоть в крови“ (такое стены Дворца не слышали, кажется, и во времена охоты на ведьм 1940-х годов!), включая использование мифической „информации“ о заседаниях Экспертного Совета и заканчивая тем¸ что подавляющее большинство голосовавших за изъятие или включение творческих работ этих работ просто не видело (в чем честно и признавалось), да это и невозможно: посмотреть, обсудить и сравнить между собой по нескольким параметрам 42 премьеры сезона в состоянии только люди¸ для которых это профессия. Такие люди такую работу и проделали. А другие люди на основании „я не видел, но мне не нравится“ всю эту работу перечеркнули.
Я и прежде бывал свидетелем попыток такого рода. Но тогда эти собрания проходили под руководством К. Ю. Лаврова¸ чье уважение к чужому профессионализму и такт заставляли его во всех подобных ситуациях безусловно становиться на сторону экспертов. Сейчас ситуация изменилась. Экспертному совету в грубой форме выражено недоверие, что меня как председателя вынуждает отказаться от участия в этой деятельности, а членов экспертного совета — публично снять с себя ответственность за список номинантов, составленный вопреки нашим рекомендациям, и публично же изложить свое мнение о необходимости реформировать „Софит“ — в частности, ликвидировать такие бессмысленные наросты, как Номинационный совет, и передать, наконец, вопрос о премиях в руки профессиональных жюри».
Уточняем: из номинации «Лучший спектакль на большой сцене» устранен спектакль ТЮЗа «Титий Безупречный» Бориса Павловича, а включен спектакль Владимира Туманова «Дети солнца». Из номинации «Лучший художник» изъяты Александр Шишкин и Йонас Арчикаускас («Валентинов день» в Молодежном и «Чайка» в Балтдоме), добавлена же Елена Степанова («Король Лир» в ТЮЗе).
Жан Кокто с его, ставшей афоризмом фразой: «следует не только отказываться от каких бы то ни было премий, но и еще и стараться не заслужить их» нам, само собой, не указ. По правде говоря, и Жану веры нет. Лукавство одно. «Маску» ли, «Софит», «Гвоздь», «Калошу», «Прорыв», «Фигаро», «За сценой» или еще не утвержденные, но легко придумываемые из любой головы премии, например, " Близ рампы«, «Сирано», «А напоследок я скажу» и т. д. — тяготеют получить абсолютно все без исключения мельпоненовы дети. Разве что Каравайчуку все равно. Но и в этом случае «Библию» не решусь востребовать.
Перельманов среди нас нет. И нет приборов по точнейшему взвешиванию творческих заслуг. И нет театральных офтальмологов. Профессия зарождающаяся, Минздравом еще не утвержденная.
Не первый год с высоких трибун и в разнообразных закулисных, но отнюдь не тайных беседах говорится о том, что питерский «Софит», хоть и придуман во благо, однако давно нуждается в корректировке Устава, по которому права номинироваться априори лишены негосударственные театры (часто получающие при этом «Золотые маски»), а также спектакли, уже имевшие счастье участвовать в иных городских фестивалях.
Третье, на мой взгляд, самое занимательное: «дать» или «не дать», решают Номинационный совет премии, Оргкомитет, Консультационный совет по театрам при Комитете по культуре, бюро правления Санкт-Петербургского отделения СТД РФ, экспертные советы. Дедов с бабками, внучками, жучками, кошками и мышками — легион. Не достоин ли он лучшего применения?
Добрая половина Номинационного совета, состоящая за редчайшим исключением из практиков театра и чиновников, в глаза обычно не видит номинируемых произведений. Если коротко, то анекдот: «Карузо не слышал, но мне Рабинович напел» — архиуместен.
Никуда не деваются дружеские резоны, нет и блокираторов на домашних телефонах: «Петя» звонит «Васе» и просит тайно проголосовать за «Машу». Далее. Перед многими-многими неловко: возраст, выслуга лет, никогда не получал. Пусть же, наконец, теперь.
Казалось бы, ничего плохого. Исключительно хорошее наблюдается в том, что статуэтка, прежде чем попасть в чьи-то руки, проходит через многослойные фильтры. Но тогда получается, что слово профессионала (члена экспертного совета), честно отсмотревшего всю представленную театральную продукцию, — полупустой звук. Номинационный совет — его начальник.
В финале пресс-конференции Антон Губанков объяснил присутствующим, что есть понятие «политика в хорошем смысле, есть тренды, поддержка которых необходима». Вертикаль. Она, родная!
А вот и обещанный длинный список номинантов:
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ
Номинация «Лучшая женская роль»
Наталья Боровкова — за роль Мамы в спектакле «Обещание на рассвете» в постановке Владимира Гурфинкеля. Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева.
Татьяна Рябоконь — за роль Ольги в спектакле «Три сестры» в постановке Льва Эренбурга. Театр-студия «Небольшой драматический театр».
Ирина Тычинина — за роль Ольги в спектакле «Три сестры» в постановке Льва Додина. Малый драматический театр. Театр Европы.
Номинация «Лучшая мужская роль»
Игорь Волков — за роль Гоголя в спектакле «Ваш Гоголь» в постановке Валерия Фокина. Александринский театр.
Сергей Дрейден — за роль Короля Лира в спектакле «Король Лир» в постановке Адольфа Шапиро. Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева.
Юрий Ицков — за роль Бориса Николаевича Чепурного в спектакле «Дети солнца» в постановке Владимира Туманова. Театр на Васильевском.
Михаил Николаев — за роль Дягилева в спектакле «Я — клоун Божий. Нижинский». Театр «Приют Комедианта».
Номинация «Лучшая роль второго плана»
Александр Завьялов — за роль Чебутыкина Ивана Романовича, военного доктора в спектакле «Три сестры» в постановке Льва Додина. Малый драматический театр. Театр Европы.
Татьяна Кондратьева — за роль Фелисаты Герасимовны Кукушкиной, вдовы коллежского асессора в спектакле «Доходное место» в постановке Юрия Смирнова-Несвицкого. Театр «Суббота».
Мария Лаврова — за роль Ангустиас в спектакле «Дом Бернарды Альбы» в постановке Тимура Чхеидзе. Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова.
Наталья Парашкина — за роль Ангела в спектакле «Москва — Петушки» в постановке Андрея Жолдака Тубелевича IV. Театр-фестиваль «Балтийский Дом».
Номинация «Лучший актерский ансамбль»
Владас Багдонас (Венедикт) и Леонид Алимов (Венечка) за дуэт в спектакле «Москва — Петушки» в постановке Андрея Жолдака Тубелевича IV. Театр-фестиваль «Балтийский Дом».
Илья Дель (Ромео) и Анна Арефьева (Джульетта) — за дуэт в спектакле «Ромео & Джульетта» в постановке Галины Ждановой. Театр на Литейном.
Наталья Суркова (Филумена Мартурано) и Сергей Барковский (Доменико Сориано) — за дуэт в спектакле «Семья Сориано, или Итальянская комедия» в постановке Семена Спивака. Молодежный театр на Фонтанке.
Екатерина Унтилова (Валентина, 60 лет), Светлана Строгова (Катя, 60 лет), Анна Геллер (Катя, 18-20 лет, 35-40 лет) за ансамбль в спектакле «Валентинов день» в постановке Алексея Янковского. Молодежный театр на Фонтанке.
Номинация «Лучшая работа режиссера»
Лев Додин — за постановку спектакля «Три сестры». Малый драматический театр. Театр Европы.
Валерий Фокин — за постановку спектакля «Ваш Гоголь». Александринский театр.
Лев Эренбург — за постановку спектакля «Три сестры». Театр-студия «Небольшой драматический театр».
Номинация «Лучший спектакль малой формы»
«Ваш Гоголь» в постановке Валерия Фокина. Александринский театр.
«Стриптиз» в постановке Льва Стукалова. «Наш Театр».
«Три сестры» в постановке Льва Эренбурга. Театр-студия «Небольшой драматический театр».
Номинация «Лучший спектакль на большой сцене»
«Дети солнца» в постановке Владимира Туманова. Театр на Васильевском.
«Ромео & Джульетта» в постановке Галины Ждановой. Театр на Литейном.
«Три сестры» в постановке Льва Додина. Малый драматический театр. Театр Европы.
Номинация «Лучшая работа художника»
Тит Димов (Болгария), Андрей Жолдак — за сценографию спектакля «Москва — Петушки» в постановке Андрея Жолдака Тубелевича IV. Театр-фестиваль «Балтийский Дом».
Алексей Порай-Кошиц — за сценографию спектакля «Ольга. Запретный дневник» в постановке Игоря Коняева. Театр-фестиваль «Балтийский Дом».
Елена Степанова за сценографию спектакля «Король Лир» в постановке Адольфа Шапиро. Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ
Номинация «Лучшая женская роль оперном спектакле»
Екатерина Антипова — за роль Настеньки в спектакле «Белые ночи» в постановке Юрия Александрова, дирижер — Евгений Хохлов. «Санктъ-Петербургъ Опера».
Ольга Пудова — за роль Цербинетты в спектакле «Ариадна на Наксосе» в постановке Михаэля Штурмингера, музыкальный руководитель — Валерий Гергиев, дирижер — Кристиан Кнапп. Мариинский театр.
Мария Литке — за роль Мими в спектакле «Богема» в постановке Арно Бернара, музыкальный руководитель и дирижер Петер Феранец. Михайловский театр.
Жанна Афанасьева — за роль Эмилии Марти в спектакле «Средство Макропулоса» в постановке Грэма Вика, дирижер Михаил Татарников. Мариинский театр.
Номинация «Лучшая мужская роль в оперном спектакле»
Сергей Алексашкин — за роль Собакевича в спектакле «Мертвые души», в постановке Василия Бархатова, музыкальный руководитель и дирижер — Валерий Гергиев. Мариинский театр.
Андрей Матвеев — за роль Акакия Акакиевича в опере «Шинель» в спектакле «От Петербурга до Миргорода», в постановке Александра Петрова, музыкальный руководитель и дирижер — Анатолий Рыбалко. Детский музыкальный театр «Зазеркалье».
Евгений Наговицын — за роль Мечтателя в спектакле «Белые ночи Федора Достоевского», в постановке Юрия Александрова, дирижер — Евгений Хохлов. «Санктъ-Петербургъ Опера».
Сергей Семишкур — за роль Ноздрева в спектакле «Мертвые души» в постановке Василия Бархатова, музыкальный руководитель и дирижер — Валерий Гергиев. Мариинский театр.
Номинация «Лучшая мужская роль в оперетте и мюзикле»
Александр Байрон — за роль Феджина в мюзикле «Оливер!» в постановке Аттилы Ретли, музыкальный руководитель и дирижер — Юрий Крылов. Театр Музыкальной комедии.
Олег Корж — за роль Генриха Айзенштайна в оперетте «Летучая мышь» в постановке Миклоша Габора Кереньи, музыкальный руководитель и дирижер — Питер Гут. Театр Музыкальной комедии.
Номинация «Лучшая роль второго плана в музыкальном театре»
Елена Попель — за роли Петровны, Дамы, Хозяйки, Бабы в спектакле «От Петербурга до Миргорода» в постановке Александра Петрова, музыкальный руководитель и дирижер — Анатолий Рыбалко. Детский музыкальный театр «Зазеркалье».
Ольга Лозовая — за роль Иды в оперетте «Летучая мышь» в постановке Миклоша Габора Кереньи. Музыкальный руководитель и дирижер — Питер Гут. Театр Музыкальной комедии.
Борис Пинхасович — за роль Марселя в опере «Богема» в постановке Арно Бернара, музыкальный руководитель и дирижер — Петер Феранец. Михайловский театр.
Антон Олейников — за роль Федота в музыкальной комедии «Бабий бунт» в постановке Юрия Лаптева, музыкальный руководитель и дирижер — Андрей Алексеев. Театр Музыкальной комедии.
Номинация «Лучший спектакль в оперном театре»
«Мертвые души» Р. Щедрина в постановке Василия Бархатова, музыкальный руководитель и дирижер — Валерий Гергиев. Мариинский театр.
«От Петербурга до Миргорода» («Шинель» И. Кузнецова, «Опера о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Г. Банщикова) в постановке Александра Петрова, музыкальный руководитель и дирижер -Анатолий Рыбалко. Детский музыкальный театр «Зазеркалье».
Номинация «Лучшая женская роль в балетном спектакле»
Диана Вишнева — за исполнение главной партии в спектакле «Парк», хореография Анжелена Прельжокажа, дирижер — Михаил Татарников. Мариинский театр.
Екатерина Кондаурова — за роль Эгины в спектакле «Спартак», хореография Леонида Якобсона, балетмейстер-постановщик возобновления — Вячеслав Хомяков, дирижер — Карен Дургарян. Мариинский театр.
Екатерина Борченко — за исполнение партии в балете «Кипе ОишШз» в спектакле «Балеты Начо Дуато», хореография Начо Дуато, дирижер — Педро Алькальде. Михайловский театр.
Номинация «Лучшая мужская роль в балетном спектакле»
Юрий Смекалов — за исполнение главной партии в спектакле «Парк», хореография Анжелена Прельжокажа, дирижер — Михаил Татарников. Мариинский театр.
Константин Зверев — за исполнение главной партии в спектакле «Парк», хореография Анжелена Прельжокажа, дирижер — Михаил Татарников. Мариинский театр.
Номинация «Лучший балетный спектакль»
«Парк». Хореография Анжелена Прельжокажа. Дирижер — Михаил Татарников. Мариинский театр.
«Минорные сонаты». Хореография Славы Самодурова. Партия фортепиано — Александр Пироженко. Михайловский театр.
«Балеты Начо Дуато» («Without Words», «Nunc Dimittis», «Duende»). Хореография Начо Дуато. Дирижер — Педро Алькальде. Михайловский театр.
Номинация «Лучшая работа художника в музыкальном театре»
Зиновий Марголин — за сценографию спектакля «Мертвые души» в постановке Василия Бархатова, музыкальный руководитель и дирижер — Валерий Гергиев. Мариинский театр.
Александр Храмцов — за сценографию спектакля «От Петербурга до Миргорода» («Шинель», «Опера о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») в постановке Александра Петрова, музыкальный руководитель и дирижер — Анатолий Рыбалко. Детский музыкальный театр «Зазеркалье».
ТЕАТРЫ КУКОЛ
Номинация «Лучшая роль в театре кукол»
Ирина Кривченок — за роль Мамы-птицы в спектакле «Птицы». Режиссер-постановщик — Б. Константинов. Театр марионеток им. Е. С. Деммени.
Вячеслав Попов — за роль Папы-птицы в спектакле «Птицы». Режиссер-постановщик — Б. Константинов. Театр марионеток им. Е. С. Деммени.
Нина Тарновская — за роль Прасковьи Петровны в спектакле «Покаяние и прощение». Постановщик — Р. Кудашов. Большой театр кукол.
Номинация «Лучшая сценография в театре кукол»
Филипп Игнатьев — за сценографию спектакля «Дикие лебеди». Режиссер — Ф. Игнатьев. Кукольный театр Сказки.
Андрей Запорожский, Алевтина Торик — за сценографию спектакля «Колобок». Режиссер — Р. Кудашов. Большой театр кукол.
Номинация «Лучший спектакль в театре кукол»
«Дикие лебеди». Режиссер — Филипп Игнатьев. Кукольный театр Сказки.
«Колобок». Режиссер — Руслан Кудашов. Большой театр кукол. Малая сцена. «Покаяние и прощение». Постановщик — Руслан Кудашов. Большой театр кукол.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗЫ ЭКСПЕРТНЫХ СОВЕТОВ
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ
Приз «За лучший дебют»
Николаю Дрейдену — за постановку спектакля «Олеся». Театр «Приют Комедианта»
Алене Киверской — за роль Татьяны, прачки, в спектакле «муму» в постановке Михаила Левшина. Театр «Комедианты»
Михаилу Касапову — за роль Матвея в спектакле «Мерси» в постановке Владимира Золотаря. Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова
Билли Новику — за роль шута в спектакле «Король Лир» в постановке Адольфа Шапиро. Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ
Мариинскому театру — за возвращение на Санкт—Петербургскую балетную сцену шедевров хореографии Леонида Якобсона — балет «Спартак»
Спектаклю «Белые ночи Федора Достоевского» — за театрально—музыкальный эксперимент в пространстве Петербурга Достоевского. Сценическая фантазия Юрия Александрова на музыку и либретто Юрия Буцко. Театр «Санктъ—Петербург Опера»
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ НОМИНАЦИОННОГО СОВЕТА
Премия «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт—Петербурга»
Лауреату Государственной премии, народному артисту СССР Олегу Басилашвили
Лауреату Государственных премий, народной артистке СССР Алисе Фрейндлих
«Событие сезона»
За уникальный эксперимент и блестящее воплощение новых выразительных средств современного театра
Спектаклю Александринского театра «Счастье» в постановке Андрея Могучего
Премия «За поддержку театрального искусства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области»
Ректору Санкт—Петербургской Государственной Академии театрального искусства, заслуженному деятелю искусств РФ Льву Сундстрему
В рамках высшей театральной премии «Золотой Софит» Премия имени Георгия Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»
Художественному руководителю Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, лауреату Государственной премии РФ, народному артисту России, профессору Константину Райкину
Сейчас я нахожусь за чертой города, поэтому не присутствовала на пресс-конференции, где объявлялись номинанты «Золотого Софита». И, к сожалению, также была лишена возможности покинуть ее, присоединившись к коллегам по экспертному совету. Спасибо СМИ, которые позволили мне представить то, что происходило на этом мероприятии.
Первое, что поразило меня – это заявление Николая Бурова о том, что многие члены номинационного совета не посмотрели спектаклей, которые экспертный совет предложил в список номинантов, но позволили себе корректировать его. Перед этим заявлением бледнеет даже известная формулировка «Я не читал, но осуждаю». Получается, что «все течет, но ничего не изменяется»? И не творческая интеллигенция, а чиновники устанавливают «климат-контроль» над театральной погодой? Но как их мнение может быть «приоритетным», если оно безосновательно?
Я дважды смотрела «Тития Безупречного» в ТЮЗе, и ни разу не заметила, чтобы он вызвал «возмущение публики». Интересно, на каком основании не видевшие ни разу этот спектакль члены номинационного совета мотивируют «возмущением» удаление его из номинантов? По моим впечатлениям, «Титий…» — это очень интересная, творческая, оригинальная постановка недавнего выпускника нашей театральной Академии Бориса Павловича. Получается, что росчерком пера невежественных чиновников ломаются судьбы молодых, а потом мы устраиваем круглые столы, чтобы выяснить: «куда же она делась, эта молодая режиссура?».
И, кстати, действия номинационного совета в этот раз – не единственная проблема «Золотого Софита». Ни для кого не секрет, что большинство весьма уважаемых, достойных театральных деятелей, которые из года в год выносят окончательный вердикт осенью, преимущественно голосуют, что называется, «не глядя». То есть, не имея подкрепленного внимательным просмотром представления о номинированных постановках. Наверное, не худо было бы ввести институт компетентного жюри – тогда результаты премии могли бы стать изъявлением гласного профессионального мнения, за которое конкретные люди несли бы ответственность. Уже не имея возможности сказать: «Я не смотрел, но…»
Есть и еще одно существенное упущение, искажающее картину достижений сегодняшнего театрального Петербурга. Дело в том, что устав «Софита» писался очень давно. И он не позволяет рассматривать спектакли, поставленные в театрах, не имеющих статуса государственных (даже те из них, что созданы актерами и режиссерами, работающими в государственных театрах). Между тем, как это было всегда, на «обочине» часто появляются необычайно интересные экспериментальные спектакли, которые потом ощутимо задают тон. Конечно, для так называемых «альтернативных» театров существует ряд фестивалей, но, согласимся, это несколько иное, чем Высшая театральная премия Петербурга, в которую этим интереснейшим явлениям заведомо не попасть.
В общем, проблем у «Софита» накопилось много, и их нужно срочно решать, а не маскировать некомпетентными заявлениями тех, кто не знаком с премьерами сезона. Или придать премии «официальный статус» награды по брежневскому типу раздачи звезд.
После пресс-конференции некоторые говорили: ну, подумаешь, пару номинантов изменили. Но дело не в «паре» (по мне — собрать все премии и сжечь), дело в принципе, нарушен был как бы демократический выборный принцип, случился «вброс» бюллетеней, и Ю. М. Барбой боролся за остатки демократии и профессионализма. Боролся — вот парадокс — в стенах профессионального (!) союза, которому, как оказалось, на профессионализм плевать. Спустится с колоннады Исаакия Н. Буров — и перерешит (даром, что эксперты смотрели, парились, ругались и укрощали свои личные амбиции тайным голосованием).
Много лет все мы отлично понимали: эту премию не присуждают, ее распределяют. Теперь А. Губанков наконец сформулировал: «Софит — поддержка определенных трендов». Спасибо, это стало наконец гласным.
Поддержка «трендов» всем была видна давно. Появился Морфов — завалим «Софитами» Комиссаржевку («не уезжай ты, мой голубчик…»), приехал Фокин — завалим Александринку, мы щедрые! И не просто так нынче выкинули «Тития Безупречного» (не видела, но чье-либо личное мнение тут не при чем), а вписали «Детей солнца» (видела, комментировала в нашем блоге, но это тоже не важно). Выкинули и вписали, потому что ушел с поста главного режиссера А. Бубень и на эту должность прочат В. Туманова, значит надо его «поддержать» (гробя ему этим репутацию!!!), к тому же играют в спектакле и родственники некоторых начальников… И как не наскчит им все это кумовство, все это радение за «родных человечков»! А художника А. Шишкина выкинули, потому что кому-то захотелось вставить Е. Степанову. Вот просто захотелось. Своя рука владыка. И рука не ведает, что оформление Степановой — вторичное, она уже подобное делала на других сценах, и не за что ее особенно награждать. Но для того, чтобы это знать — смотреть надо, читать, ездить, а не по колоннадам ходить.
На вчерашней пресс-конференции меня больше всего ужаснуло то, что, как оказалось, в решение отчетно-выборной конференции СТД (апрель) не вошло предложение Ю. Александрова пересмотреть Устав «Софита». Ведь это был его вопль: не могу больше голосовать по телефону за друзей, ничего не видя! Пересмотримте Устав, дайте быть честным человеком!
Не хотят дать быть честными. Но как они этот вопрос упрятали под ковер? Сама помню, как стоял на трибуне Л. Сундстрем и зачитывал решение, и я подходила к микрофону, уточняя: вошел ли вопрос о реорганизации премии? Говорили — да. Что за советская ситуацяи?!! Куда делось???
«Это нормальная работа, которая должна носить волевой характер», — ничтоже сумняшеся произнес Буров на пресс-конференции… ЭТИ СЛОВА — НА ЗНАМЕНА «СОФИТА»!
Горько, что вертикаль власти железно действует даже на маргинальном театральном пятачке. Вчерашний скандал в благородном семействе ничего не изменит. Стыдно, что «Софит» по-прежнему будет светить туда, куда повернут его волевые начальственные руки. Будет освещать «своих людей». Которые всегда сочтутся. Горько за сообщество, за ячейку. За номинантов (это для них оскорбление. С каким чувством теперь они бдут получать эти премии? И так-то многие игнорировали, не приходили, а теперь?)
Публикация Е. Тропп — эксперта «Софита».
http://www.openspace.ru/theatre/events/details/23557/?view_comments=all#comments
Ой сюрприз, наши крупные театральные премии распределяют по друзьям, родственникам, любовникам, вот это да. Странно что это стало гласным только сейчас, вернее как странно — таких принципиальных и профессиональных людей как Барбой не так уж много, так что не удивительно. А в Москве Маску уже давно за глаза называют совсем другим цветом. Любое начинание в нашей стране имеющее официальный характер практически всегда обречено на пресловутую вертикаль. Смысл, мне кажется, имеют только частные и независимые проекты. С другой стороны становится жаль тех, кто получит эту премию заслуженно, но им это скорее пойдет в минус чем в плюс.
Скандала не было, не было и нашего афронта. Что было? Ю.М. Барбой констатировал историческую смерть брежневской надзорной инстанции и устаревшего устава. Если Номинационный совет, с присущим ему чувством юмора, не ограничится своими собственными номинациями и продолжит «главенствовать», это и будет анекдот, типа про Брежнева. Мы раньше ушли с пресс=конференции, потому что начинался экзамен на Моховой, вот и все. Была даже вызвана для нас машина, вообще Ном.совет и его методы — это не всё СТД, слава богу. Каждый из нас в Экспертном Совете порой оказывался в меньшинстве. Понятно, что голосование экспертов при этом — меньшее из зол, если вообще мы хотим конкурса.
Есть повод быть оптимистом:
1. Из всего большого списка спор вызвали два спектакля. Значит, на 90% «Софит» остается художественно значимым событием.
2. Два пункта вызвали скандал и демарш. Значит, в организации сработала имунная система. Раз горячка, значит не труп. Авось, выздоровеет.
А что до «зрительского протеста»… Вот, например, с «Ромео и Джульетты» литейщиков в антракте уходит ползала. А этот спектакль тут аж в двух номинациях, что лично мне очень мило т.к. я из той половины зала, которая не ушла, а, напротив, долго хлопала 🙂
Я так скажу. Прочитав все комментарии в том числе. Мне просто нравится, что раздался хлопок двери. Потому что нравятся фразы как Бурова, так и Губанкова. Браво им, брависсимо! Правду говорить легко и приятно, нес па? 🙂
С Буровым мне всё понятно — кто недавно поднимался на колланаду Исаакия, знает: раньше текст читал Андрей Толубеев, а теперь — новый директор, соответственно. Территорию пометил.
Очень интересно, что выдвинут спектакль «Ольга…», который на сцене сейчас уже не идет и вряд ли будет.
Взгляните любопытные комментарии на сайте OPENSPACE
этом председатель комитета по культуре администрации Петербурга Антон Губанков заявил, что решение номинационного совета «Золотого софита» ему представляется «легитимным», однако «неприятная коллизия» в сложившейся ситуации есть.
ОТ АВТОРА ПОСТА: создается впечатление, что культурой С.Петербурга управляет обычная партийная cв. — прошли десятилетия , но с 1946 года и указов Жданова ничего не меняется.
engel· 2011-07-11 23:07:00
У Фонда Станиславского тоже такая схема. Эксперты (критики) предлагают, а жюри ( практики) определяют лауреатов
Andrey Pronin· 2011-07-12 00:53:18
но в том-то и фокус, что они выделяют лауреатов из предложенных экспертами кандидатур, а не редактируют экспертный список, чтобы потом его от имени экспертов обнародовать и вынести на суд жюри (которое в «Софите» тоже какое-то непонятное и толком не персонализованное, о чем в тексте сказано)
ageywolf· 2011-07-12 02:07:02
интересно было-бы,что-нибудь,подобное почитать о Московских премиях-нпример,как формируется Хрустальная Турандот,и не только…да и Золотая Маска…В Питере хотя-бы все премьеры отсмотрел!!!экспертный совет-в Москве это практически не реально-значит мнения формируются по принципу кто-то видел-сказал-я ему верю-значит уже субъективная вкусовщина(хоть и Экспертный совет!)+некоторые имена и брэнды Априори!Всё это не имеет никакого отношения к реальности,не говоря уже об анализе..Вывод-кризис назрел не только в Репертуарном театре,но и во всём,что его окружает-Премии и Фестивали в том числе…Это становится посмешищем…Кто-то что-то сможет здесь сделать,интересно?
Maxim Chudov· 2011-07-15 14:25:37
Чего там обсуждать номинационный совет — дикая скука!!!
Намного интереснее обсуждать его членов, этот феномен ,когда серый актёрчик, демагог средней руки, вылезший по профсоюзной линии на поверхность, попивающий, выслужившийся перед пьющей губернаторшей, начинает чувствовать себя ВИП- персоной. Он начинает серёзно относиться к своему голосу, прическе, становится по манерам похожим на Михалкова, рассматривает себя в зеркало и говорит: » Ох, не х себя, Колян, как ты поднялся!» У него даже появилось СОБСТВЕННОЕ мнение о качестве прозы, нанотехнологий, оперы, балета, ему всё равно! Абсолютно непотопляем, из руководителей культурой пойдет директором стадиона, музея, бани — замечательный продукт нашей земли, толстым слоем покрывший шестую часть суши!
Да здравствуют «Буровы всех стран соединяйтесь»! Номенклатура, вам принадлежит будущее!