На премьере «Дяди Вани» Евгений Александрович Филатов, играя доктора Астрова, допустил милый конфуз, назвав меня вместо Ивана Петровича Петром Ивановичем. Так и произнес: «Сегодня, Петр Иванович, погода недурна…»

Евгений Филатов.
Фото — Михаил Павловский.
После поклонов Бутусов сказал: «Ничего страшного, будем считать, что пьеса называется „Дядя Петя“».
Как-то на этом же спектакле, перед тем как произнести хрестоматийную реплику Астрова «женщина может быть другом мужчины лишь в такой последовательности: сначала приятель, потом любовница, а затем уж друг», Евгений Александрович внезапно замолчал и довольно подозрительно хмыкнул.
Это не оставляло никаких сомнений: хрестоматийный текст забыт. Но Мастер сдаваться не собирался, и держа в голове глобальный смысл, призадумался и выдал: «Женщина может быть другом мужчины лишь в такой последовательности: сначала подруга, потом девушка, а затем уж товарищ».
Простите мою уверенность, но я знаю, что прочитав этот текст, дядя Женя не обидится на меня за рассказ об этих двух эпизодах. Мне кажется, это прекрасно, что в этот день рождения (простите, от всего сердца ненавижу слово «юбилей») Евгений Александрович решил играть именно эту роль. Он в ней разрушает все привычные представления об Астрове.
А теперь позволю себе немного лирики: я обожаю дядю Женю именно таким, какой он в «Дяде Ване».
Люблю его тихим, нежным, не бурлескным, спокойным и пронзительным. Он умеет и очень любит быть таким на сцене. Для меня Евгений Александрович — артист, умеющий быть основательным, неспешным и драматичным. В этот день желаю ему встречать впредь только тех режиссеров, которые смогут именно эти его качества использовать в работе. Ну вот, вроде лирика закончилась… Осталось несколько личных искренних слов.

Е. Филатов (Астров). Сцена из спектакля «Дядя Ваня».
Фото — архив театра.
Я очень люблю дядю Женю. Он — уникальное создание природы и нежнейший человек…
Ну и напоследок — «третий подвиг Геракла» все в том же «Дяде Ване», правда, это было на репетиции перед спектаклем, жаль, что не на спектакле. Вместо «ваш дядя утащил из моей аптеки баночку с морфием» корифей сказал: «Ваш дядя утащил из моей аптеки баночку с медом»…
Эх, ну ведь отлично сказано!!!
Дорогой дядя Женя! Поздравляю!
В человеке должно быть все прекрасно…
Женя Филатов — настоящий ученик «владимировской школы». Игорь Петрович в далеком 1974 году разглядел в крепеньком тульском юноше человека, нужного ленсоветовской труппе. Женя умеет быть трогательным, нежным и острогротесковым одновременно, буффонада мгновенно переходит в драматический и даже трагический регистр. Это все уловил в природе Филатова и Юрий Бутусов, три спектакля с ним — это не случайность. Будет еще много интересного, надеюсь, в судьбе Жени, молодые режиссеры его видят, чувствуют, он нужен им.

Сцена из спектакля «Город. Женитьба. Гоголь».
Фото — архив театра.
Хочу рассказать историю. Начало 80-х. Я только-только взята Владимировым и тогдашним завлитом Татьяной Жаковской на открытую «под меня» новую должность младшего научного сотрудника. Присутствую на выпуске великих владимировских «Игроков» Гоголя, записываю репетиции. Женя Филатов — Кругель. Кстати, он был единственным из артистов, отыгравших спектакль без замены все 20 лет. А могло этого и не случиться, и вот почему. Идет спектакль, почти в самом начале герой Филатова должен быстро-быстро сбежать с верхней галереи Малой сцены по довольно крутой лесенке вниз, к своим подельникам, и красиво вписаться в общую мизансцену на авансцене. Я в зале, смотрю любимый спектакль в который раз, знаю его наизусть. Женя сбегает — и в самом низу лесенки спотыкается, падает на руку. А темп и ритм спектакля таковы, что секунда промедления — потеря смысла, стоп интриги. Женя вскакивает, вписывается в поставленную мизансцену. Партнеры его падение, конечно, видят, но последствия оценить не могут. А я могу, ибо вижу, как кисть руки Жени начинает раздуваться, краснеть, потом синеть, превращается просто в отекшую, опухшую страшную культю.
Спектакль несется, Женя внутри него. Одна карточная игра сыграна, на подходе знаменитая мизансцена, когда на фронтально поставленных стульях сидят игроки и взмахами рук, хлопаньем в ладоши, шлепками по ногам создают азарт и кураж финального карточного поединка. Сломанная рука у Жени уже не поднимается, он «играет» одной. Артист отработал весь спектакль. 1 час 45 минут без антракта и без ухода за кулисы. Мог остановить спектакль? Мог. Но — не мог. И все последующие «Игроки» шли с ним же, поврежденная рука была на черной наплечной перевязочной косынке — ну может же полковник Кругель иметь такое ранение. Вот так. Для меня, совсем молодой девчонки-театроведки, это был настоящий урок актерского мужества.
Женя, здоровья тебе и радости от работы. Ты — настоящий.

Е. Филатов (Кругель), Е. Баранов (Глов-младший). Сцена из спектакля «Игроки».
Фото — архив театра.
Жека! Мои поздравления! Что тут скажешь: «…еще 10000 ведер, и золотой ключик у нас в руках!» Ты был первым «раскольщиком» на курсе — и вот дохохотался до народного артиста! В этом месте, я думаю, ты тоже должен хохотнуть. Это замечательно, когда человек может принимать себя не слишком серьезно на нашем поприще…
Не спеши уходить с этого рубежа, я скоро подвалю к тебе с этой цифрой 70, и мы рванем «Чужая жена и муж под кроватью», и оба наших хохочущих бюста будут стоять в музее…
Будь. Занавес.
Твой несерьезный Баранов.
Комментарии (0)