«Пушкин. Сквозь Метель» (по мотивам повести «Метель», письмам А. Пушкина, П. Вяземского, Е. Баратынского, А. Бенкендорфа). ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Дмитрий Турков, художник Ксения Булдакова
Режиссер Дмитрий Турков на сцене ТЮЗа сплетает биографию Пушкина с повестью «Метель». К мелодраматическому сюжету произведения прибавляется протяженный эпизод сватовства — от первой встречи с Натальей Гончаровой до (наконец) случившейся свадьбы. Интересно, что пушкинская женитьба представлена не с романтического, а с бюрократического ракурса — жених больше общается с будущей тещей и императором, чем со своей невестой. Кажется, режиссер захвачен страстными взаимоотношениями поэта не с Натали, а с Николаем I. Эта интереснейшая и противоречивая тема — странная, мучительная связь художника и власти — в спектакле действительно звучит, но еле слышно. В остальном — щупальца общетюзовской традиции плотно проникли в сознание режиссера и в спектакль про «солнце русской поэзии». Поэтому, конечно, Пушкин с пером и густыми баками. Конечно, вокруг щебечут прекрасные девушки в белоснежных платьях и чепчиках. Сценография представляет собой причудливую кольцеобразную конструкцию из широких лестниц, потому что на ней: 1) удобно бегать влюбленным, 2) комфортно страдать на балконе, 3) сподручно изображать странствия через метель.
«Метель» (как текст) — странная, почти абсурдистская вещь, остроумная повесть о случае + романтическая история. Сколько в ней любви, столько и ужасно смешной нелепицы (придуманной) жизни. На театре эта черта находит воплощение в утрированном и «укрупненном» актерском существовании: здесь и родители, и няни, и влюбленные — все немножко слишком и немножко нарочито. Нарочито суетятся, нарочито волнуются, нарочито страдают. Это не становится абсурдной гиперболой, скорее делает более динамичным и ярким довольно скучное (потому что слишком привычное, замыленное) действие. Также из классных приемов: режиссер наполняет спектакль мюзикловой стихией, возникает чудесный оркестр с барабанами и тарелками, герои вдруг начинают петь в джазовой манере (сразу сердце начинает щемить от воспоминаний, как на этой же сцене игрался дерзкий и безбашенный «Ленька Пантелеев. Мюзикл»).
Как внезапные порывы метели — в спектакле возникают и интересные темы, и прекрасные актерские работы, и яркие приемы, и драматические сюжеты — в связи с биографией Пушкина, но не собираются в единую форму-высказывание. Спектакль просто заканчивается двумя свадьбами: одной — вымышленной и страшной («Не он!» — крикнет Марья Гавриловна), другой — настоящей (пушкинской) и благополучной. Если с историей героев «Метели» все примерно ясно, то про героев жизни — не вполне.
А что с Пушкиным? С Натали? С Николаем? А что там с судьбой и случаем? А что это за любовь — счастливая или несчастливая? Мы пронеслись сквозь метель вместе с Пушкиным, но немногое удалось понять и почувствовать.
30 января 2025 г.








Комментарии (0)